Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанровая первооснова движения.



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Жанровая первооснова движения. 0.00 из 5.00 0 оценок




При всей удаленности сюитных танцев Баха от их жанровой первоосновы прообраз танцевального (материального) движения в них все же явственно ощущается.

Так, в аллеманде отразилось неспешное, умеренно церемонное «продвижение многих пар через анфиладу комнат». Этот своеобразный «немецкий полонез», которым открывались придворные празднества при дворах владетельных сеньоров, сопровождался взаимными приветствиями и короткими репликами, что получило отражение в полифоничности изложения аллеманды, во взаимных «перебиваниях» голосов, в сложности сплетения отдельных «недосказанных» мотивов, которые составляют ткань аллеманды.

Куранта - сольно-парный танец франко-итальянского происхождения. Фигуры (па) танца могли свободно варьироваться, менять размер и рисунок, что проявилось в пластичности мелодики, ритмики и полифонии курант. Круговое вращение танцевальной пары предопределило гибкость и закругленность фразировочного рисунка.

Сарабанда, торжественно-сосредоточенный скорбный танец-шествие, возник в Испании как церковный обряд, род крестного хода (sacra banda) с плащаницей, совершаемого в церкви по кругу, а позднее - обряд торжественного погребения, прощания с усопшим. Движение «вокруг», обход «кругом» отразились в кругообразном строении сарабанды с периодическим возвратом к исходной мелодической формуле. Характерные остановки на вторых долях такта подчеркивали скорбную сосредоточенность, как бы «затрудненность» движения, вызванную горестным чувством. С течением времени сарабанда приобрела значение символа, выражения печально-торжественного, углубленно-психологического и часто траурного начала. Эта глубина содержания и сосредоточенность состояния закономерно привели к тому, что сарабанда стала смысловым и психологическим центром сюиты.

По вопросу происхождения и национальной принадлежности жиги в музыкальной литературе встречаются разногласия. Одно время установилось мнение, что это танец английских матросов.

В понимании цикла сюиты Бах также вкладывает много нового, трактуя традиционные части (аллеманду, куранту, сарабанду и жигу) иначе, чем вставные номера. Он полифонизирует основные танцы, часто приближая аллеманду к прелюдии, жигу к фуге[10, 15с.]

2.2 Особенности баховской динамики, мелизматики, штрихов, ритмики, символики.

Одним из важнейших элементов стиля являются штрихи. В эпоху барокко артикуляция и агогика были не только основными средствами выразительности, но и главными проводниками исполнительского стиля того или иного музыканта.

Основной артикуляцией считалась раздельная манера игры от portamento до staccato. Этим приёмом исполнялись длинные ноты, пунктирные ритмы, синкопы, мотивы, расположенные на трезвучиях и их обращениях, скачки в мелодии, восходящие и нисходящие последовательности в медленных темпах, а также линия basso continio.

Следуя правилам артикуляции в целом следует:

1.стремиться к выработке достаточно разнообразной шкалы штриховых средств;

2.отдавать себе отчёт в той роли, которую играет данный штрих в данном контексте. Именно понимание этой роли, а не всеобщие правила помогут найти в данном штрихе определённое выражение, а в связи с выражением – и меру его использования.

Вся эта работа связана с развитием взыскательного слуха. Именно требования слуха помогают выработать определённый штрих, ощутить его не как выполнение инструкции, а как создание краски, придания выражения, нахождения меры.

Особого внимания заслуживает вопрос о динамических оттенках.Как известно, старинные инструменты не обладали размахом динамических средств фортепиано. Тон клавесинной клавиши не зависит от силы, с которой эта клавиша ударяется; таким образом, клавесинная игра не обладает возможностью нарастаний и падений. Наряду с этим клавесин имеет две клавиатуры, каждая из которых позволяет получать удвоения в октаву: нижняя – в нижнюю октаву, верхняя – в верхнюю октаву. Таким образом, клавесин даёт возможность чётких противопоставлений.

Другой инструмент, особенно любимый композитором, имеет одну клавиатуру, позволяющую проводить чёткую, тонко нюансированную игру. Исполняя клавирные произведения И.С.Баха на фортепиано следует упорядочить использование динамических средств самого фортепиано.

Динамические оттенки распадаются на две группы. К одной относятся оттенки, соответствующие смене инструментовки, оркестровых групп, клавиатур органа или клавесина.

Вторая группа оттенков – это оттенки, присущие самой мелодии, связанные с её выразительностью. Динамические оттенки мелодии носят гораздо более переменчивый, импровизационный характер. Из мелодических оттенков следует предпочесть те, которые связаны с пониманием закономерностей строения мелодии.

Баховская мелодика характеризуется тем, что мотивы часто начинаются со слабой доли такта, а заканчиваются на сильной. Иначе говоря, границы мотива не совпадают с границами такта. Для того, чтобы каждый мотив был хорошо прочувствован, полезно предварительно пропеть его – сначала вслух, затем мысленно, «про себя», - а уж потом играть.

Стиль великого композитора отличает точный, активный, чрезвычайно сосредоточенный ритм, обладающий огромной художественной силой. Это в полной мере относится к пьесам из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», в особенности к маршам и полонезам.

При работе над полифонией Баха мы часто встречаемся с мелизмами – важнейшим художественно-выразительным средством музыки XVII-XVIII веков. Учитывая различия в редакторских рекомендациях как по поводу количества украшений, так и в их расшифровках, следует исходить из чувства стиля исполняемых произведений, собственного исполнительского и педагогического опыта, а также имеющихся в достаточном количестве методических руководств.

Касаясь вопросов исполнения баховских мелизмов, следует отметить три момента:

1.исполнять мелизмы И.С.Бах предписывает за счёт длительности основного звука (за отдельными исключениями);

2.все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме перечеркнутого мордента и нескольких исключений, например, если перед звуком, на котором выставлена трель или неперечеркнутый мордент, уже стоит ближайший верхний звук, то украшение исполняется с главного звука);

3.вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан композитором – под знаком мелизма или над ним.

Не нужно относиться к мелизмам как к досадной помехе в пьесе. Эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращённый способ записи мелодических оборотов, чрезвычайно распространенный в XVII-XVIII веках. Украшения как бы соединяют, украшают мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. И если мелизмы являются частью мелодии, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя его до нужного.

Сам великий полифонист предназначал лёгкие клавирные пьесы не для концертов, а для учения. И мы должны считать настоящим темпом инвенций, маленьких прелюдий, менуэта - темп, который в данный момент полезнее всего для исполнителя или обучающегося. Основное назначение спокойных темпов – дать возможность вслушаться в музыку.То, что приобретается при работе в медленном темпе – понимание музыки, - является наиболее существенным.

2.3 Исполнительский анализ «Французской сюиты №2 c-moll»

Это вторая из шести французских сюит. Эта французская сюита (ряд, цикл, последовательность) для клавира (клавесина, клавикорда, чембало, фортепиано) состоит из 6 самостоятельных пьес. В нее входят аллеманда, куранта, сарабанда, ария, менуэт и жига.

Подобные сюиты известны с 15 века, но вначале они писались для лютни. Их прообразом послужили серии танцев для различных инструментов, сопровождавших придворные процессии и церемонии.

Аллеманда (немецкий танец) открывала празднества при дворах владетельных сеньоров. Прибывших на бал гостей представляли по титулам и фамилиям. Гости обменивались приветствиями с хозяевами и друг с другом, склоняясь в реверансах. Хозяин с хозяйкой проводили гостей через все комнаты дворца. Под звуки аллеманды гости шли парами, удивляясь изысканному и богатому убранству комнат. Для того, чтобы приготовиться к танцу и вступить в него вовремя, в аллеманде имелся затакт. Размер аллеманды 4/4, неспешный темп, равномерный ритм четвертями в басу соответствовали этому немецкому танцу-шествию. Её характерные черты — четырёхдольность, мелодичность, распевность голосов, полифонический склад изложения.

Здесь чаще всего ведут свои линии три голоса. Но иногда к ним подключается и четвёртый голос. При этом самый мелодичный голос — верхний.

За аллемандой шла куранта (франко-итальянский танец). Темп ее был быстрее, размер 3/4, оживленное движение восьмыми. Это был сольно-парный танец с круговым вращением танцевальной пары. Фигуры танца могли свободно варьироваться.

Куранта была контрастна аллеманде и составляла с ней пару. Куранта же в сюите И.С.Баха до минор сродни итальянской разновидности данного танцевального жанра — более живой и подвижной. Этому способствует гибкое сочетание двух голосов, которые словно подзадоривают друг друга.

Подобно аллеманде куранта в сюите до минор начинается с затакта. Она звучит в двухголосном изложении. Вступление второго голоса каждый раз мешает услышать паузы в первом голосе, благодаря чему достигается непрерывность мелодического движения.

Сарабанда (возникла в Испании) - священный обрядовый танец-шествие вокруг тела умершего. Обряд состоит из прощания с усопшим и его погребения. Движение по кругу отразилось в кругообразном строении сарабанды с периодическим возвращением к исходной мелодической формуле. Размер сарабанды 3-х дольный, для нее характерен медленный темп, ритм с остановками на вторых долях тактов. Остановки подчеркивали скорбную сосредоточенность, как бы "затрудненность" движения, вызванную горестными чувствами. Сарабанда из этой сюиты сосредоточенна и печально-торжественна, от начала до конца выдержана в трёхдольном складе. Движение среднего и нижнего голосов всё время строгое, сосредоточенное (преобладают четверти и восьмые).

А движение верхнего голоса значительно более свободное и подвижное, очень выразительное.На фоне нисходящего баса звучит очень выразительная мелодия, обогащённая тонким узорчатым "орнаментом". Здесь преобладают шестнадцатые, часто встречаются ходы на широкие интервалы (квинту, сексту, септиму). Так образуются два контрастных слоя музыкального изложения, создается лирически напряженное звучание. Как и в аллеманде, ведущее значение здесь имеет верхний голос, поддержанный равномерным движением аккордов в остальных голосах.

Ария - сольный вокальный номер в опере, здесь - пьеса певучего характера.

Менуэт - мелкий шаг (старинный французский танец). Движения танцующих пар сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а также по отношению к окружающим зрителям. Размер 3/4.Мелодия менуэта И.С.Баха отличается изяществом, но лишена мелизматических украшений, звучит в умеренном темпе.

Жига - шутливое французское название старинной скрипки (gigue - окорок), - это танец скрипача, сольный или парный. Темп быстрый. Характерна скрипичная фактура изложения. Размеры могли быть разные. Подобно куранте жига двухголосна, её основу составляет каноническая имитация. «Подпрыгивающий» пунктирный ритм пронизывает пьесу от начала до конца и придаёт музыке подчёркнуто-чёткий характер.

Таким образом, в сюите до минор, №2 И.С.Бах как бы возродил дух придворной жизни с её церемониями. В сюите слышна не только танцевальная музыка, но и человеческие состояния — созерцание прекрасного, оживленное движение, глубокая скорбь, галантная шутка, искреннее грубоватое веселье.

Однако, в отличие от целого пласта произведений, чрезвычайно полезных в профессиональном плане, почти исчерпывающих себя инструктивными задачами, клавирные сюиты великого композитора давно перешагнули пороги учебных классов. Они широко исполняются в самых известных концертных залах мира, входят в репертуар величайших пианистов , таких как Г. Гульд, С. Рихтер, Р. Киркпатрик.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иоганн Себастьян Бах был гениальным музыкантом, клавесинистом и композитором. Его творческое наследие поистине неисчерпаемо. Он был, вместе с тем, новатором, открывшим новые перспективы для мировой музыкальной культуры.

Подводя итог настоящему исследованию, следует отметить, что оно достигло своей цели, – рассмотрены особенности клавирной музыки эпохи барокко.

Задачи исследования нашли своё решение. В частности, я рассмотрела черты клавирного стиля в эпоху барроко, особенности композиции,авторской стилистики и содержании «Французских сюит».Далее провели исполнительский анализ «Французской сюиты№2 c-moll» И.С.Баха.

Иоганн Себастьян Бах был гениальным музыкантом, клавесинистом и композитором. Его творческое наследие поистине неисчерпаемо. Он был, вместе с тем, новатором, открывшим новые перспективы для мировой музыкальной культуры. Самое главное то, что Бах ввел в клавирную музыку, новое лирико- философское содержание, новый круг образов, гораздо более глубоких и драматичных, чем существовало в его время не только в клавирных произведениях, но даже в операх. В Английских и Французских сюитах и в Партитах ощутимы влияния итальянского клавирного стиля. Каждая часть их превращается в лирическую поэму или в глубокое размышление, в то время как до Баха танцевальная сюита являлась лишь изящным дивертисментом.В музыкальных учебных заведениях нашей страны изучение полифонического стиля и, в частности, наследия И.С.Баха занимает значительное место.Глубокое изучение произведений И.С.Баха, его "Французских сюит", имеет огромное воспитательное значение в процессе художественного роста молодых пианистов, учащихся музыкальных школ.

Богатство идей и специфичность выразительных средств баховского творчества ставят перед его интерпретаторами задачи огромной сложности. Всякий музыкант, стремящийся стать правдивым и глубоким истолкованием сущности баховского искусства, а не его внешней формы, должен долго и настойчиво изучать сочинения великого музыканта, - не только клавирные, но и вокально-хоровые, органные и другие.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бах И.С. Французские сюиты /Ред. Л.И. Ройзмана. М., 1976. – 167с.

2.Друскин М.С. Очерки по истории танцевальной музыки . Л., 1936. –56с.

3. Конен В.Д. История зарубежной музыки, вып. 3. М., 1972. – 264с.

4. Ливанова, Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи/ Т. Ливанова. Ч. 1,2. М.-Л.: 1948. – 189с.

5. Носина, В.Б. Символика музыки И.С.Баха / В.Б.Носина. – Тамбов: 1992. – 55с.

6. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965, М.: Классика-XXI, 2002, 2011. – 78с.

7. Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира /Редакция и предисловие С. Протопопова. М., 1947. – 93с.

8. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себе-стьяна Баха. М., 1987.− 105с.

9. Яворский Б. Л. Сюиты Баха для клавира. М.-Л., 1947. − 98с.

10. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982. – 86с.

11. Галацкая В. И.С.Бах. Тамбов, 1992. – 77с.

12. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. С.-Пб.,1999.− 22 с.

13. Ефименкова С. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней. М.: 1962. − 54 с.

14.Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Издание 2-е. Л.: Музыка, 1988. −153 с.

15. Чугаев А. Г. Особенности строения клавирных фуг И. С. Баха. М.: Музыка, 1975.− 254 с.

16. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки. Выпуск I. М.: Музыка, 1978. − 544 с

17. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл. редактор Келдыш Г. В. Советская энциклопедия, 1990. − 672 с.

18. Скребков С. Полифония и полифонические формы. М.: Советский композитор, 1962. − 45 с.

 

 



2018-07-06 598 Обсуждений (0)
Жанровая первооснова движения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанровая первооснова движения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)