Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие правила посадки и постановки инструмента



2018-07-06 582 Обсуждений (0)
Общие правила посадки и постановки инструмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Следующий этап – посадка и постановка инструмента. Это основное, что должен усвоить ученик с первых уроков. Хотя в принципе, в традиционной среде нет никакой регламентации по части посадки музыканта. Но всё-таки надо соблюдать некоторые общие правила:

1)Сидеть на половине стула свободно, удобно и в то же время собранно, положив правую ногу на левую либо поставить правую ногу на скамеечку. Стул при этом должен быть ровным и жёстким, (высоту стула, по возможности, подбираем с учётом роста ученика). Левая нога, согнутая под прямым углом, упирается всей ступнёй о пол. Посадка должна быть естественной.

2)Домру, обращённую струнами «от себя», следует держать в наклонном положении; головка должна находиться на уровне левого плеча ученика. Нижний край корпуса кладётся на правую ногу, верхний – прижат грудью. Кроме того, край деки выше нижнего порожка, и придерживается серединой предплечья правой руки, образуя противовес грифу. Гриф поддерживается основанием указательного и подушечкой большого пальцев левой руки. При этом посадка ученика не должна изменяться, а инструмент должен сохранять устойчивое положение. Правильное положение инструмента обеспечивает свободное движение рук во время игры (показ).

 

3)Ноты нужно ставить перед учащимся на пульт на уровне глаз (показ).

Далее знакомимся с медиатором. Медиатор (от латинского mediator, что означает посредник) служит для извлечения звука. Это твёрдая пластика из панциря морской черепахи, кожи или пластмассы. Бывает различной формы (показ).

 

Медиатор нужно держать между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки. В полусогнутом положении между этими пальцами образуется промежуток овальной формы. Все остальные пальцы, подобно указательному, находятся в полусогнутом положении, они собраны, свободны и не прижимаются к ладони. Движение медиатора производится кистью при помощи предплечья по направлению от себя к себе. Оно должно быть естественным, непринуждённым. Этот момент можно проработать и на бумаге сначала с помощью простого карандаша, а затем и с медиатором (показ).

 

Постановка руку учащегосяимеет важное значение для качества игры на инструменте. Правильной следует считать такую постановку рук, при которой достигается наибольшая свобода движения, устраняется скованность рук и пальцев.

Но прежде, чем начать играть, поговорим о звуке. Как известно, музыкальные звуки различают по высоте, длительности, громкости и тембру. Высотазвука зависит от частоты колебаний упругого тела. На домре таким упругим телом является струна. Звучащая струна через подставку передаёт своё колебание деке, которая усиливает вибрацию, и звук отражается от резонансного ящика.Резонансное отверстие– голосник – усиливает звучание и формирует силу звука, а также продолжительность и тембр звучания (показ).

Звуки на домре извлекаются по силе ударами медиатора по струне вниз или вверх (показ), при этом следует избегать остановок движения кисти в верхнем или нижнем положении.

 

2.2.Формирование практических навыков игры на домре.

Домра привлекает исполнителей и слушателей своим удивительно

ярким чистым, радостным тембром. Четкость и блеск пассажной

техники, серебристое «мерцание»тремолирования, задушевная певучесть

кантилены и в то же время «бесшабашная» скоморошья открытость

аккордовых наигрышей - отличительные черты, инструментальное «лицо»

домры. Признание домры как сольного, а не только оркестрового

инструмента поставило новые, более сложные задачи.

Среди них необходимо выделить: вопросы эстетики посадки домриста,

достижение яркой динамики, свободы игрового аппарата.

Формирование двигательной культуры музыканта должно начинаться

с осознания ощущения мышечной свободы и запоминания ее.

Направление активного внимания, вслушивание в состояние мышц

различных частей тела, фиксирование в памяти легкости или

расслабленности, той или иной степени напряженности, сознательное

изменение различного тонуса мышц достижимы путем последовательной,

целенаправленной работы. Причем очень активной и сознательной работы

по запоминанию возникшего ощущения и восстановления его по

желанию. Такая работа может проводиться уже с начинающими

учениками. Они учатся осознавать свой организм как мышечно

тонусную систему, которую нужно «прочувствовать ощущением» и

правильно настроить. Существуют три фазы мышечного состояния:

расслабленность - вне игровое состояние; легкий тонус - до игровое

состояние, - готовность к игре; игровой тонус - активное состояние

мышц, дозирующееся в зависимости от специфики игры на

инструменте.

В доигровой период обучения, основное внимание уделяют развитию

слуха, ритма, накоплению музыкальных впечатлений учащегося.

Посредством специальных упражнений его знакомят с азбукой

мышечной работы, с первыми игровыми ощущениями. Эти упражнения

условно можно разделить на три стадии. Упражнения 1 стадии включают

в себя воспитание трех фаз тонусного фона во всем теле,

расслабленности —весомости, тяжести; легкого тонуса радости,

Основные приемы игры на домре:

Удар вниз: Кисть и медиатор несколько наклонены к деке. Сначала делаем подготовительное движение – взмах кисти вверх, а затем основное, почти вертикальное движение – чёткий отрывистый удар по струне вниз до следующей струны (показ). Удар вниз обозначается – \/или П

Удар вверх: Незначительный наклон кисти и медиатора к деке нужен для того, чтобы при движении вверх не задевать нижнюю (по высоте звука) соседнюю струну. Этим определяется степень наклона к деке (чрезмерный наклон свяжет движение кисти и затруднит освоение приёма тремоло). В таком наклонном положении сначала делается подготовительное движение медиатора вниз и затем основное движение – удар по струне вверх (показ). Медиатор проходит над нижней соседней струной, не задевая её. Удар вверх обозначается - /\ или

2.3 Навыки по годам обучения.

Навыки ПЕРВОГО КЛАССА:

Следует сразу же познакомить ученика с основными способами звукоизвлечения:

1.Единичное движение медиатора вниз или вверх. Образцы примеров: Работаем над пьесой"Как на тоненький ледок"

Характер мелодии жизнерадостный, тема звучит у фортепиано, а на домре исполняются переменные удары, помогающие освоить четвертные и половинные длительности начинающим домристам. Дети с большим интересом исполняют народные мелодии со словами.

«Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

Эх , зимушка, зима зима снежная была».

Слова этой пьесы помогают исполнить ритмический рисунок начинающим музыкантам. Пьеса состоит из двух предложений и четырех фраз в форме периода. Исполняя пьесу тренируется навык освоения ударов в разные стороны. Тренируется навык игры от локтя при помощи замаха. Формируется качественное звучание инструмента.

"Как под горкой под горой" Характер задорный, веселый. жизнерадостный

Размер 2/4 , тональность ADur

«Как под горкой под горой торговал старик золой, картошка моя вся поджареная.»

Слова этой песни помогают освоить четвертные и половинные ноты, учащиеся быстро осваивают данную пьесу ,пропевая слова. Игра переменными ударами. Форма периода.Состоит из двух предложений и четырех фраз. Формируется навык игры переменного удара.

2.Переменное движение медиатора.

«Перепелочка» Белорусская нар. песня обр. А. Комаровского

Тональность amoll, размер 2/4, используется очередной удар, характер пьесы

лирический, грустный, печальный, жалеющий, форма периода, состоящий из двух предложений, четвертные доли исполняются на прием игры тремоло, восьмые удары в разные стороны. Исполняется учащимися первого класса.

" Во саду ли в огороде"обр. Т. Захарьиной, ми минор,


 

Пьеса грустного содержания, исполняется очередным ударом,написана в форме периода и состоит из двух предложений.

Учащийся должен владеть:техническими и исполнительскими навыками игры на домре программы первого года обучения.

• Навыком организации выступления; правильная посадка и постановка инструмента;

3.Тремолирование – вибрационное движение правой руки. Тремоло – быстрое, беспрерывное, равномерное чередование ударов (\/ /\ \/ /\ \/ /\ и т.д.), создающее впечатление непрерывности звучания. Тремоло обозначается чёрточкой (-) на каждой ноте или лигой, объединяющей несколько нот подряд (показ).

" Уж ты, поле мое." обр. Сапожникова

В качестве подготовительного упражнения здесь вновь может пригодиться лист бумаги (показ: представим, что закрашиваемегокаким-нибудь другим цветом, при этом водим медиатором вверх-вниз, вверх-вниз…)

Очень важно обеспечение длительности звучания тремоло без переутомления руки, это зависит от зажатости игрового аппарата.

 

4.Пиццикато - прием звукоизвлечения струны пальцем правой руки, от этого звук становится более приглушенным и резким. Далее работаем над р.н.п. «Уж ты поле мое»обр. Сапожникова.

Пример:

В этой пьесе используются два основных приема: тремоло и пиццикато.

Пьеса состоит из трех частей. Первая исполняется на тремоло, вторая на пиццикато, третья повторение первой. Тональность произведения,размер.

"Что ты рано, травушка, пожелтела"р.н.п. обр. А. Варамова

Пример:

Пьеса состоит в форме периода, исполняется полностью на прием игры - тремоло. Тональность - amoll, размер 4/4, спокойного, печального содержания. Название пьесы соответствует словам, которые могут исполнятся вокально, играя на домре.

 

 

Навыки игры ВТОРЫХ КЛАССОВ:

 

свобода игрового аппарата, комплексного восприятия звуков;

единого понимания темпа, ощущения единой метроритмической пульсации,

правильного выбора аппликатуры, чтения нот с листа, самостоятельной работы, способности к анализу собственных действий; воспитаны воля, трудолюбие; развитие художественный вкуса.

 

ПОСЛЕ ТРЕХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ БУДУТСФОРМИРОВАНЫ СЛЕДУЮШИЕ НАВЫКИ ИСПОЛНЕНИЯ:

 

 

• Навыки целостного видения и правильности выбора аппликатуры; навыки публичных выступлений,

навык организации выступления как сольно, так и в составе ансамбля, оркестра;

навык игры в коллективе, исполнение своей партии в составе коллектива;

правильная посадка и постановка инструмента;

свобода игрового аппарата, комплексного восприятия звуков; единого понимания темпа, ощущения единой метроритмической пульсации,

чтения нот с листа,

самостоятельной работы,

способности к анализу собственных действий;

воспитаны воля, трудолюбие;

развит художественный вкус в пределах третьего года обучения

 

"Неаполитанский танец" П. И. Чайковского

 

Пример:

 

Тональность -EDur, размер 4/4, состоит из двух частей. Используются удары в разные стороны, прием игры - тремоло.

Двухчастное строение.Сложности исполнения в выдерживании восьмых нот. Нужно обязательно высчитывать каждый такт при разучивании произведений.

К ЧЕТВЕРТОМУ И ПЯТОМУ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ БУДУТ СФОРМИРОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ НАВЫКИ ИСПОЛНЕНИЯ:

• Желание самостоятельно заниматься на инструменте и расширять свой кругозор;

• Желание делиться своими творческими успехами и достижениями с окружающими;

• Навык чтения нот с листа;

• Навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением;

• Навыки и умения анализировать содержание музыкальных фраз, предложений, умение применять эти знания при разучивании и исполнении музыкальных произведений;

• Правильная посадка, исполнительский аппарат и навыки правильного звукоизвлечения на домре;

• Координация рук и беглость пальцев;

• Эмоциональная отзывчивость на музыку;

• Музыкальные способности: художественный и музыкальный слух, музыкальная память, мышление, чувство ритма;

• Интерес к исполнению и прослушиванию исполняемых произведений;

• Навыки сольного исполнительства;

• Навыки публичных выступлений;

• Навык организации выступления.

"Вдоль по Питерской" р. н. п. обработка М. Товпеко

Пример:

тональность CDur, размер 2/4, основная тема неоднократно варьируется, поэтому имеет форму вариаций. Пьеса исполняется основными приемами игры: тремоло, очередными ударами, на постоянном аччелерандо.

В заключительном варианте звучит основная тема более быстром темпе, чем в начале. Характер энергичный, лихой, жизнерадостный.

"Коробейники" в обр. р.н.п. А. Цыганкова.

Пример:

размер 4/4, характер, залихватский, форма вариационная. Развитие основной темы с постепенным ускорением в каждой части, смена тональностей из dmoll вGDur. Основные приемы игры: тремоло, очередной удар, игра у подставки.Исполняется учащимися старших и выпускных классов, музыкальных техникумов, институтов.

Виртуознейшее из произведений народной классики. Известного композитора, виртуоза исполнителя А. Цыганкова.

 

ОСВОЕНИЕ ПОЛНОГО КУРСА ПРОГРАММЫ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПУСКНИКАМ СТАТЬ РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТЬЮ И МУЗЫКАНТОМ-ЛЮБИТЕЛЕМ ИЛИ ПОСТУПИТЬ В СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ И ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

 

Механизм оценки полученных результатов.

Качество освоения обучающимися образовательной программы оценивается по следующим критериям:

• Правильная посадка, постановка исполнительского аппарата рук

• Точное исполнение нотного текста в пределах текущего года обучения

• Слаженность исполнения с концертмейстером

• Уровень музыкальности, выразительности, артистизма исполнения произведения

• Осмысленность исполнения, единство образного содержания и музыкальной формы

• Уровень технического мастерства в пределах текущего года обучения

• Уверенное знание и исполнение наизусть выученных произведений

• Владение навыками игры и техническими возможностями игры на домре в пределах годовых требований текущего года обучения

• Эмоциональность и выразительность исполнения

• Музыкальный слух, музыкальная память

• Работоспособность, дисциплинированность, терпение и самостоятельность в подготовке домашних заданий

• Эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к целостному восприятию музыкально-художественного образа

• Умение незаметно исправлять мелкие недочеты, помарки в тексте во время исполнения произведения

 

Все использованные данные произведения были исполнены учащимися моего класса.

 

 



2018-07-06 582 Обсуждений (0)
Общие правила посадки и постановки инструмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие правила посадки и постановки инструмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)