Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Истоки русского художественного образования.



2018-07-06 853 Обсуждений (0)
Истоки русского художественного образования. 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Эволюция художественной школы лишний раз доказывает, какое колоссальное значение имеет ее изучение для анализа и подлинного понимания отечественного искусства, ибо изучение истории искусства немыслимо без знания всех обстоятельств и факторов, соз­дающих и созидающих национальный художественный метод»[1].

Программа курса лекций «История художественного образования в России ХVIII-нач.ХХ века» составлена на основе программ предыдущих лет обучения, предназначенных для реализации требований к содержанию и уровню подготовки выпускников-магистрантов по специальности «история и теория искусства».

Цель программы – дать студентам представление об основных этапах эволюции художественного образования в России с ХVIII до начала ХХ века, основных учебных заведениях и художественных школах, известных художниках-педагогах, реализующих свое дарование на творческом и преподавательском поприще – в контексте общей истории отечественного искусства и культуры. Многознач­ность понятия «художественная школа» приобретает терминологическую универсальность, подразумевающую единство нацио­нального искусства и художественного образования, общих закономерностей развития образно-пластической системы и индивидуально-неповторимого, личностного аспекта становления художника и его творчества.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандартах высшего искусствоведческого образования, программа предлагает свой подход к изложению истории художественных учебных заведений как к материалу, пред­ставляющему эволюцию ху­дожественных, эстетических, педагогических, образно-пластических, стили­стических исканий своего времени. Подобная направленность изучения существенно пополняет картину ху­дожественной жизни, углубляет понимание искусства определенной эпохи, а тем более конкретного исторического периода.

Искусство­ведческое изучение художественного образования в его конкретных проявле­ниях дает возможность выйти за пределы строго (зачас­тую сугубо формально) очерчиваемых границ искусство­ведения как научной дисциплины, и предполагает использование раз­личных методов исследования (например, изучения методики преподавания, истории педагогики и др.) и предоставляет определенную свободу в их выборе и сочетании. По этим темам студентам предложена литература для самостоятельного изучения.

Программа лекций составлена таким образом, чтобы у студентов формировалась база необходимых систематических знаний по истории отечественного художественного образования, представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров и художников-педагогов. Особое внимание в программе лекций уделяется искусствоведческой и историко-художественной пробле­матике, связанной с творческим становлением молодого художника и творческой реализацией художника-педагога, с включенностью художественного образова­ния в контекст национального и мирового художественного развития.

Картина развития русского художественного образования рассматривается в неразрывном единстве с эволюцией отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХVIII – начала ХХ века, а также с историко-культурными процессами, экономикой, религией, философией, наукой и другими явлениями общественной жизни.

Задачи курса:

1. Сформировать у студентов четкое представление о процессе становления и развития отечественного художественного образования, научить различать индивидуальные признаки творчества художников-педагогов, конкретный метод школы или мастера.

2. Познакомить студентов с основными направлениями отечественного художественного образования в сфере изобразительного искусства и архитектуры, объяснить их роль и значение в становлении и развитии тех или иных тенденций, стилей, направлений.

3. Ознакомить студентов с основной научной литературой по истории художественного образования, дать представление о степени изученности проблемы, о спорных вопросах, о «традиционных» и альтернативных точках зрения на проблемы художественного образования.

 

Структура курса предусматривает аудиторные занятия, в том числе лекции и семинары. А также занятия в залах художественных музеев города: Русского музея, музея Академии художеств, музея истории города, на выставках современного искусства.

Курс лекций рассчитан на 1 семестр – 30 ак. часов. Итоговый контроль курса осуществляется в форме зачета (зимняя сессия).

При освоении обязательного минимума содержания курса студент должен знать:

1 - характерные особенности истории искусства и истории художественной школы как целостного процесса в его сложности и многообразии;

2 – важнейшие приемы и направления обучения художественным дисциплинам в соответствии с классификацией видов и жанров искусства;

3 - основные памятники отечественного искусства и архитектуры, связанные с эволюцией русской художественной школы;

4 - особенности и содержание художественных и педа­гогических исканий Российской Академии художеств, связанных с живым художественным процессом;

5 - творчество выдающихся мастеров-педагогов прошлого, их художественную манеру и творческий метод;

6 - основные этапы истории художественно-педагогической мысли и художественного образования в отечественном искусство­ведении.

уметь:

1. узнавать произведения, пройденные в ходе изучения курса, самостоятельно атрибутировать незнакомые памятники и соотносить их с определенной художественной школой (эпохой, стилем, направлением);

2. анализировать художественное произведение с точки зрения принадлежности к определенной художественной школе, определять и характеризовать его основные изобразительные средства (композицию, рисунок, колорит, светотень и т.п.);

3. пользоваться различными источниками информации (книги по истории искусства и архитектуры, альбомы по искусству, монографические издания, труды по философии и истории культуры, интернет- ресурсы и т.д.);

4. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, рефераты, презентации);

5. выражать и аргументировать собственные суждения о жизненном пути и творческой биографии того или иного ху­дожника, соотносить его наследие с духовной, эстетической, этической про­блематикой русского искусства в более полном объеме и более широком контексте;

6. понимать и использовать профессиональную искусствоведческую терминологию при описании учебных произведений изобразительного искусства и специфических особенностей художественной педагогики.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины«История художественного образования

в России ХVIII – начала ХХ века»

Истоки русского художественного образования.

Художественное обучение в Древней Руси. Роль Оружейной палаты. Теоретические предпосылки развития художественного образования в 17 веке. Значение педагогической и творческой деятельности Симона Ушакова и Иосифа Владимирова.

2. Художественное образование в первой четверти 18 века. Реформы Петра 1 в сфере образования. Основание СПб как база развития новых художественных учебных заведений. Рисовальная школа при СПб типографии(1711) – первая регулярная художественная школа России. Деятельность М.Аврамова и А.Нартова, проекты создания Академии художеств. Обучение в Оружейной канцелярии, Комиссии от Строений, в «департаменте» Академии наук. Институт пенсионерства, первые художники – пенсионеры.

Семинарское занятие«Художественное образование петровского времени»

3. Основание Российской Академии художеств.Теоретические предпосылки педагогической системы Академии художеств. Шуваловская Академия. (1757), первые педагоги и ученики. Академический устав 1763 года, система обучения в Воспитательном училище. Деятельность И.Бецкого, А.Кокоринова, К. Головачевского.

4. Академия художеств в первой трети 19 века. Академические преобразования начала 19 века, президентство А.Оленина. Методика преподавания специальных дисциплин, перспективы, анатомии и др. Арзамасская школа живописи А.Ступина, школа А.Венецианова – основные особенности обучения и их роль в развитии Русского искусства.

5. Основные центры художественного образования в первой половины и середины 19 века.Общество поощрения художеств(ОПХ,1820), «Брюлловская академия». Система обучения в Академии, её структура. Провинциальные художественные школы, Московский художественный класс, Рисовальная школа ОПХ. Становление и развитие художественно-промышленного образования. Деятельность знаменитых художников-педагогов.

6. Русское художественное образование второй половины 19 - начала 20 века. Педагогическая система П.Чистякова Основные мастерские – классы Академии, «Передвижническая академия», устав 1894 года. Провинциальные художественные школы России, Московское училище живописи, ваяния и зодчества – художники-педагоги.

Семинарское занятие «Основные тенденции развития художественного образования в начале 20 века»

Рекомендованная литература:

1. Абаренкова Е.В. Подвижники искусства : (к истории худож. студий России конца XIX – нач. XX вв.)– М. : 1994.

2. Академия художеств. История повседневности в воспоминаниях и изображениях современников. – СПб.: 2013.

3. Александрова Е.Я. Развитие системы художественного образования в России XIX – начала XX века // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения – Нальчик, 2001.

4. Александрова Е.Я. Российские традиции художественного образования: некоторые методологические принципы исследования // Культурология от прошлого к будущему : к 70-летию Рос. ин-та культурологи . М., 2002.

5. Александрова Е.Я. Художественное образование в России : ист.-культурол. очерк : учеб. пособие для вузов искусств и культуры– М.: 1998.

6. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. –М. :1982.

7. Алешина Л.С. Образы и люди Серебряного века / Л.С. Алешина, Г.Ю. Стернин. – М. : 2002.

8. Алтаев А. Пасынки Академии – М. : 1961.

9. Анализ и интерпретация произведения искусства : художественное сотворчество : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений / под ред. Н.А. Яковлевой. – М. : 2005.

10. Анчуков С.В. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом : учеб. пособие – СПб. : 2004.

11. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок : петерб. академическая худож. шк. конца XVIII – нач. XX в. – СПб. : 2004.

12. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей : [учеб. пособие для творч. фак. высш. худож. учеб. заведений] – М. : 1983.

13. Бартенев И.А. Русский интерьер XVIII–XIX веков –Л. : 1977.

14. Бенуа А.Н. Мои воспоминания : в 5 кн. – М. : 1990.

15. Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины Х1Х века : очерки / Н.И. Беспалова, А.Г. Верещагина ; под. ред. М.М. Раковой. – М. : 1979.

16. Билибин И.Я. Статьи, письма. Воспоминания о художнике / ред.-сост., авт. вступ. ст. и примеч. С.В. Голынец. – Л. : 1970.

17. Богдан В.-И. Т. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века . – СПб. : 2007.

18. Борисова Е.А. Русская архитектура конца XIX – начала XX века / Е.А. Борисова, Т.П. Каждан. – М. : 1971.

19. Бродский И.А. Репин – педагог / И.А. Бродский. – М. : 1960.

20. Бройтман Л.И. Большая Морская. – СПб. : 1996.

21. Бучкин П.Д. О том, что в памяти : зап. Художника – Л. : 1962.

22. Ванслов В.В. Искусство и красота : статьи по общ. теории искусства – М. : 2006.

23. Ванслов В.В. Российская академия художеств и отечественное искусство ХХ века – М. : 1999.

24. Васильев А.А. Теория и история развития художественного образования : учеб. Пособие – Краснодар : 2007.

25. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве : шестидесятые годы XIX в. – М. : 1990.

26. Верещагина А.Г. Художник, время, история : очерки рус. ист. живописи XVIII – нач. XX в. – Л. : 1973. .

27. Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII – начала XX века – СПб. : 2008.

28. Гинзбург И.В. П.П. Чистяков и его педагогическая система – Л. ; М. : 1940.

29. Григорович Д.В. Рисовальная школа и Художественно-промышленный музей в Петербурге. – СПб. : 1870.

30. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII – начала XX в. – М. : 1974.

31. Два века русской художественной школы : программы и диплом. работы : [альбом / общ. ред. Е.В. Гришиной и А.А. Мажаевой]. – Л. : 1991.

32. Дмитриева Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества / Н.А. Дмитриева. – М. : 1951.

33. Добужинский М.В. Воспоминания. – М. : 1987.

34. Дубова О. Академическая школа как историко-культурный феномен // Декор. искусство. – 2007. – № 3. – С. 10–19.

35. Императорская академия художеств : вторая половина XVIII, первая половина XIX века : [альбом, сост. И.В. Рязанцев, М.М. Ракова]. – М. : 1997.

36. Императорская Академия художеств : вторая половина XIX – начало XX в. : [альбом, сост. и авт. вступ. ст. А.Г. Верещагина и др. ; авт. биогр. очерков Н.М. Балакина и др.]. – М. : 1997.

37. Императорская Академия художеств. Дела и люди / ред.-сост. И.В. Рязанцев. – М. : 2006.

38. Императорская Академия Художеств : документы и исследования : к 250-летию со дня основания [редкол.: В.В. Ванслов и др.]. – М. : 2010.

39. Иркен И.И. Художественное образование в России: системы, динамика, векторы . – М. : 2008.

40. Исаев П.Н. Строгановка : Императорское Центральное Строгановское художественно-промышленное училище, 1825–1918 : биогр. слов.– М. : 2004–2007. – Т. 1. – 2004.; Т. 2. – 2007.

41. Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Л. : Наука, 1987. – 272 с.

42. История русского искусства : в 2 т. / [отв. ред. М.М. Ракова] – М. : 1979–1981.

43. История художественного образования в России – проблема культуры XX века : [сб. / сост. Н.Н. Фомина ; ред. Ю.В. Голобоков]. – М. : 2003.

44. Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств : к 250-летию Академии художеств – М. : 2008.

45. Корнилов П.Е. Арзамасская школа живописи первой половины Х1Х века / П. Корнилов. – Л. ; М. : 1947.

46. Крамской об искусстве / сост., авт. вступ. ст. и примеч. Т.М. Коваленская. – М. : 1960.

47. Лазаревский И.И. Василий Васильевич Матэ, 1856–1917 // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников : вторая половина девятнадцатого века. – М., 1971. – Т. 2.

48. Лансере Е.Е. Дневники : [в 3 кн.] – М. : 2008.

49. Лапшин В.П. Союз русских художников . – Л. : 1974.

50. Лапшина Н.П. Мир искусства : очерки истории и творч. практики. – М. : 1977.

51. Лейкинд О.Л.Художники Русского Зарубежья, 1917–1939 : биогр. слов. – СПб. : 1999.

52. Лисовский В.Г. Академия художеств : ист.-искусствовед. очерк. – Л. : 1982.

53. Лисовский В.Г. Архитектурная школа Академии художеств : (к 225-летию Акад. художеств). – Л. : 1981.

54. Маковский С.К. Силуэты русских художников.– М. : 1999.

55. Милашевский В.А. Вчера, позавчера... : воспоминания художника. – М. : 1989.

56. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках – Л. : 1963.

57. Миролюбова Г.А. Русская литография. 1810-е – 1890-е годы : очерки истории, мастера, печатные центры, издательства. – М. : 2006.

58. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. – М. : 1991.

59. Молева Н.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М. : 1956.

60. Молева Н.М. Русская художественная школа второй половины XIX – начала XX века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М. : 1967.

61. Молева Н.М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М. : 1963.

62. Молева Н.М. П.П. Чистяков – теоретик и педагог / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М. : 1953.

63. Молева Н.М. Школа Антона Ашбе : к вопросу о путях развития худож. педагогики на рубеже XIX–XX вв. / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. – М. : 1958.

64. Очерки по истории русского искусства / [под ред. Н.Г. Машковцева]. – М. : 1954.

65. Петинова Е.Ф. От академизма к модерну : русская живопись конца XIX – начала XX века. – СПб. : 2006.

66. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств : из истории рус. худож. школы XVIII – первой половины XIX в. – М. : 1983.

67. Прохоренко Г.Е. Музей барона Штиглица : прошлое и настоящее / [авт. ист. очерка Г. Прохоренко, Г. Власова]. – СПб. : 1994.

68. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. – М. : 1979.

69. Репин И.Е. Далекое близкое . – Л. : 1982.

70. Рерих Н.К. Цветы художества // Листы дневника : [в 3 т.]. – М., 1995.

71. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию : зарубежная школа рисунка : [учеб. пособие]– М. : 1981.

72. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию : русская и советская школы рисунка : [учеб. пособие]– М. : 1982.

73. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка : [учеб. пособие для высш. худож. учеб. заведений]. – М. : 1983.

74. Русская академическая художественная школа в XVIII веке. – М. ; Л. : 1934.

75. Русские живописцы, XVIII–XIX вв. : биогр. слов. / [сост.: Е.Ф. Петинова]. – СПб. : Азбука-классика, 2008.

76. Русские художники : энцикл. словарь. – СПб. : Азбука, 1998.

77. Русское декоративное искусство : в 3 т. / под ред. А.И. Леонова. – М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1962–1965.

78. Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников, первая половина девятнадцатого века / под ред. А.И. Леонова. – М. : 1954.

79. Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников, вторая половина девятнадцатого века : в 2 т. / под ред. А.И. Леонова. – М. : 1962–1971.

80. Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников, середина девятнадцатого века / под ред. А.И. Леонова. – М. : 1958.

81. Рылов А.А. Воспоминания. – Л. : 1960.

82. Савин О.М. Пензенское художественное... : страницы истории старейшего учеб. заведения России. – Пенза : 2005.

83. Садовень В.В. Русские художники-баталисты XVIII–XIX веков. – М. : 1955.

84. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М. : 1980.

85. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов : очерки. – М. : 1971.

86. Свердловское художественное училище (1902–1987) : – Свердловск, 1987.

87. Северюхин Д.Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932) . – СПб. : 1992.

88. Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург : рынок и самоорганизация художников от начала XVIII в. до 1932 г. – СПб. : 2008

89. Собко Н.П. Краткий исторический очерк Рисовальной школы Общества поощрения художеств 1839–1889. – [СПб.] : 1889.

90. Собко Н.П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. : с древнейших времен до наших дней (IX–XIX вв.) : (с 1867 по 1892 г. включительно). – СПб. : 1893. – Т. 1-3.

91. Сокол К.Г. Монументальные памятники Российской империи : каталог. – М. : 2006.

92. Степанова С.С. Московское училище живописи и ваяния : годы становления. – СПб. :, 2005..

93. Степанова С.С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова : личность и художественный процесс. СПБ, 2011.

94. Степанова С.С. Художественное образование во второй трети XIX века и проблема самоопределения творческой личности // Искусство и образование. – 2008. – № 6. – С. 127–137.

95. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины ХIХ века, 70-80-е годы. – М. : 1997.

96. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. – М. : 1970.

97. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. – М. : 1976.

98. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30–40-х годов XIX века. – М. : 2005.

99. Столяров Б. А., Бойко А. Г.,Рева Н. Д. Художественный музей и система образования: концепция педагогического взаимодействия. – СПб.: 2005.

100. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица : Центральное училище технического рисования барона Штиглица в С.-Петербурге, 1876–1924. Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, 1945–1994 : [альбом / ист. очерк: Р.П. Куриляк и др.].– СПб. : 2009.

101. Тыжненко Т.Е. Василий Стасов. – Л. : 1990.

102. Филатов Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика А.В. Ступина : 200-летию открытия школы посвящается. – Арзамас : 2002.

103. Фомичева З.И. А.Г. Венецианов – педагог. – М. : 1952.

104. Художники–педагоги : история и современность : сб. науч.-метод. ст. / [сост. Е.М. Елизарова]. – Л. : 1991.

105. Шабанов Н.К. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX – XX вв. : учеб. пособие. – Воронеж : 2006.

106. Шульгина Е.Н. История Строгановского училища, 1825–1918 / Е.Н. Шульгина, И.А. Пронина. – М. : 2002.

107. Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца Х1Х – начала ХХ века. – Л. : 1989.

108. Ярков С.П. Художественная школа Урала : к 100-летию Екатеринбург. худож. училища им. И.Д. Шадра. – Екатеринбург : 2002.

 


[1] Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX — начала XX века. М., 1967. С. 328.



2018-07-06 853 Обсуждений (0)
Истоки русского художественного образования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Истоки русского художественного образования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (853)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)