Тема 3. Методология – логическая основа организации деятельности
Тема 2. Деятельность: - осмысление понятия - Структурный анализ понятия - «деятельность» - Психологические принципы деятельности Исходный смысл современного понимания понятия «деятельность» сформировался в немецкой классической философии и исполняет роль методологического, мировоззренческого принципа. В современной редакции оно может быть следующим: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин) Подчеркивается, что наша деятельность всегда целесообразна и имеет преобразовательный характер. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ развертывается в трех основных отношениях человека к миру: эти отношения описываются понятиями: труд, поведение, культура. Выделяют в структуре деятельности два плана: – внутренний (субъектный) и внешний (объектный, предметный), подчеркивая тот факт, что наша деятельность всегда предметна. Предметом (объектом) воздействия в сфере производства могут быть любые фрагменты природы, а в сфере общения – человек или совокупность людей. В качестве средств деятельности могут использоваться как естественные, так и искусственные средства природной основы, а также человек. Субъект же деятельности всегда – человек или совокупность людей. Существует еще одно методологически оправданное структурирование деятельности на - осознанную и неосознанную. Поэтому, для ясности и краткости, первую называют просто – деятельность, а вторую – поведением. В деятельности субъект сам разрабатывает алгоритм-программу действий, проявляя творческие способности, а в работе субъект пользуется алгоритмом, социально закрепленным на уровне навыка. Для деятельности характерно – самоуправление, а для работы – управление со стороны другого субъекта – субъекта управленческой деятельности. Постулаты психологической теории деятельности: - взаимодействия, активности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза. Тема 3. Методология – логическая основа организации деятельности - Методология деятельности: - осмысление - Три логики – методологическая основа деятельности При характеристике методологии уместны слова Рене Декарта: «Метод состоит в размещении и упорядочении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия каких либо истин». Методология - как концепция управления - реализуется в деятельности посредством выработки программ, планов, схем, систем, методов, форм, средств, орудий. Технология: (от греч. technё – искусство, мастерство, умение и …logos идея, слово, учение) – научно обоснованная системная совокупность приемов, способов и средств преобразования в объективном процессе предметной деятельности. Производство (в широком смысле слова) - это процесс создания человеком материальных и духовных ценностей. В деятельности надо руководствоваться в системной увязке тремя логиками:- логика объективного мира (диалектическая); - логика мышления (формальная или логика правильного мышления); - логика преобразовательной деятельности (или нормативная). Учет всех трех логик, дает норматив деятельности на уровне системной увязки. Мы получим научный норматив деятельности. Тема 4 Логико–психологические инварианты деятельности - Единичный ПОЛНЫЙ акт мышления - Инвариант творческой деятельности - Инварианты проектирования и решения инженерных задач Для осмысления, а в последующем, для освоения и проектирования той или иной деятельности необходимо знать процесс деятельности, придавать ей форму, пригодную и удобную в применении. Слова А.С. Пушкина: «УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ… УГАДЧИК, он видит общий ход вещей и выводит из оного глубокие предположения, часто оправданные временем…» удивительно созвучны с содержанием единого акта мышления по ДДьюи, в который входит пять логических ступеней, включая: 1. Чувство затруднения. 2. Его определение и определение его границ. 3. Представление о возможном решении. 4. Развитие путем рассуждения об отношениях представления. 5. Дальнейшие наблюдения, приводящие к признанию или отклонению, то есть заключение уверенности или неуверенности. Все это находит подтверждение в более поздних описаниях многочисленных алгоритмов творческой деятельности, деятельности по решению задач, проектированию и, наконец, инженерной и исследовательской видах деятельности. Их обобщенно можно представить в виде схем. Наибольший интерес представляют положения Д. Пойа по исполнению алгоритма решения задач, применимого в инженерной деятельности. В нем семь этапов: 1. Уяснение и анализ задачи, понимание искомого. 2. Организация содержания задачи в соответствии с искомым. 3. Нахождение пути, идеи решения (анализ). 4. Составление плана. 5. Осуществление плана идеи и реализация идеи решения (синтез).6. Проверка и оценка решения. 7. Эвристический анализ решения. Это дает основания видеть в логико-психологической инвариантности эвристическое начало большой силы, в том числе при осмыслении и формировании системного механизма разумного самоуправления личности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |