Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ
ВКР выполняются на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п. Первым этапом подготовки ВКР является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать: - актуальность; - личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности; - возможность подбора необходимого фактического материала, наличие статистических данных; - возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации. После выбора темы и уяснения (с помощью научного руководителя) целевой установки ВКР определяются объект, предмет и границы исследования. На втором этапе производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки: работы с указателями, каталогами, обзорами, использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант Плюс», работы с научной и учебной литературой. Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления: - с нормативно-правовыми документами; - со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.); - с монографиями по теме ВКР, реферативными и периодическими научными изданиями, учебниками и т.д.; - с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеке Института и других библиотеках. Приступая к изложению материалов исследования, студенту необходимо помнить, что ВКР должна иметь четкую структуру, которая включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения. Объем ВКР должен составлять 65–75 страниц для бакалаврской и 70-85 страниц для специалитета (без учета иллюстраций и приложений). Во введении ВКР (3–4 страницы) излагается решаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, излагаются цели, задачи и замысел исследования, формулируются объект и предмет исследования. В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются главные аспекты содержания ВКР. В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретной организации, обосновываются цели и задачи ВКР, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен занимать более 30% всей работы. Во второй главе дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретной организации, приводятся описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В заключительных разделах второй главы или в третьей главе (если она предусмотрена планом ВКР) излагаются результаты решения поставленной проблемы, делаются выводы из проведенного анализа, предлагаются практические рекомендации, проводится оценка их экономической эффективности и приводятся необходимые расчеты для ее обоснования. Объем этой части (2 и 3 глава), как правило, составляет около 60% общего объема текстовой части работы. Главы ВКР должны содержать обширный табличный и графический материал, характеризующий состояние исследуемой проблемы (вопроса) как в стране (регионе, мире в целом), так и на конкретном предприятии (организации, фирме), результаты проведенного анализа фактических данных, экспериментов, расчетов и т.п. Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения. Заключение (2–4 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. Все содержание ВКР должно быть связано единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы. Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы» (считаем, предлагаем), но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме. Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». В ВКР важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность. Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении выпускных квалификационных работ, являются: - недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния; - использование устаревших статистических данных; - отсутствие в работе иллюстративного материала; - поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении; - нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов; - отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники; - превышение установленных объемов текстового материала; - нарушение требований к оформлению работы; - недостаточная представленность в библиографических списках современной литературы и источников.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |