Основные правила оформления нотного материала
Министерство культуры Российской Федерации Московский государственный университет культуры и искусств Институт музыки Кафедра народно-певческого искусства Специальность 051100 «Дирижирование»
О ПОДГОТОВКЕ ДИПЛОМНОГО РЕФЕРАТА ПО ПРЕДМЕТУ «Музыкальное исполнительство и педагогика» (итоговая аттестационная работа на основе специальных предметов: «Методика собирания и расшифровка записей народных песен» и «Специальная педагогическая подготовка»).
Методические указания для студентов дневной и заочной формы обучения
Составитель – доцент кафедры русского народно-певческого искусства - Новикова Т.С.
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Структура работы _________________________________________4
11.Составление сборника расшифрованных песен_______________4
1. Основные правила оформления нотного материала ___________5
2. Оформление поэтического текста расшифрованной песни _____7
III. Содержание вступительной статьи и определение темы работы _ 8
IV. Требования: 1. Оформление дипломного реферата________________________12
2. Условия для подготовки к проведению государственного экзамена______________________________________________13
V.Приложения (образцы) 1. Обложка_______________________________________________14 1а). Титульный лист________________________________________15
2. Оглавление____________________________________________ 16
3. Паспортные данные (таблица) ____________________________17
4. Таблица метронома______________________________________18
5. Аналитические таблицы:
а) поэтическое содержание и средства выразительности поэтического языка в песнях сборника____________________19
б) музыкально-стилистические особенности________________19
в) музыкально-исполнительские особенности_______________20
6. Литературные источники ___________________________ _____21
ТЕЗИСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМ ИЗ КУРСА «РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
I. Поэтическое содержание песенных текстов 1.Четыре принципа композиции в песенных текстах____________22 2.Особые формы изложения содержания поэтического текста в народных песнях______________________________________26
3.Символкика народной поэзии___________________________28
4.Выразительные средства поэтического языка в текстах народных песен______________________________________________________30
Музыкальная стилистика 1.Мелодика в русских народных песнях______________________33
2.Типы русского народного многоголосия ___________________ 35
3.Ритмическое соотношение стиха и напева в народных песнях (принципы тактировки)__________________________________38
4.Структурное соотношение стиха и напева в народных песнях_____________________________________________________47
5. Ладовая организация в напевах народных песен ____________51 а) нотные примеры к теме «Ладовая организация»_________54
Дипломный реферат, представляемый на экзамен, является результатом комплексной специальной педагогической подготовки студентов: методики и практики собирательской работы – музыкально-этнографических экспедиций (проводятся после 2 и 3 курсов), расшифровки собранного в экспедициях песенного материала и составления сборника, а также написания вступительной статьи историко-этнографического и музыкально-стилистического содержания.
I. Структура работы
Обложка и титульный лист (приложения № 1, 1а) стр. 12 - 13). Оглавление (наименование основных разделов работы с указанием страниц. Приложение № 2, стр. 14). Вступительная статья (разделы, составляющие ее, выносятся в оглавление, как план работы). Сборник песен (нотный и текстовый материал расшифрованных песен). Паспортные данные к песенному сборнику(приложение № 3, стр. 15).
Литературные источники (указывается литература, которой автор воспользовался для подготовки вступительной статьи с обязательными исходными данными. Приложение № 6 стр. 18). II. Составление сборника расшифрованных песен *
Составить сборник – это расшифровать, оформить и систематизировать нотный материал, а также зафиксировать необходимые паспортные данные в единую таблицу (смотри приложение № 3): год и место записи, фамилия, имя, отчество и год рождения исполнителей, а также жанр песни и количество голосов в партитуре. В случае, если песни записаны от большого коллектива (более 4-х исполнителей), список поющих может быть дан отдельно, например, в содержании вступительной статьи или в приложении после паспортных данных, а в общей таблице помечаются только запевалы. Систематизировать нотный материал – значит, сгруппировать песни либо по жанровым признакам, либо по географическому принципу, либо по исполнительским традициям. Это, прежде всего, отразится в названии: например «Кадрили и кадрильные песни Ярославской области», «Свадебный обряд села Плехово Курской области», «Песенные традиции юга Волгоградской области».
______________________________________________________________________________*)Для студентов дневного отделения в сборнике должно быть не менее 15 песен, а для студентов заочного отделения - не менее 10.
Основные правила оформления нотного материала
Нотный текст оформляется на отдельных листах нотной бумаги (на лицевой стороне) черным цветом. Обязательной является расшифровка первых трех строф песни, а в случае ритмического и мелодического варьирования напева необходима и дальнейшая, полная или фрагментарная нотация. ЗАГОЛОВОК песни – это ее название, которое определяется по первым словам или по первой фразе; пишется красиво, крупно, разборчиво. ПОДЗАГОЛОВОК песни – это жанр; пишется под названием, более мелким шрифтом. Существуют понятия – научная и народная терминология жанра. Если народное определение имеется и записано от самих исполнителей, то оно не должно заменять собой научное, а пишется рядом, в скобках или заключается в кавычки. Например: хороводная - («круговая», «луговая»); протяжная - («тяглая», «долгая», «голосовая»). Перед началом нотной записи, над ключевыми знаками, пишется обозначение темпа (метронома). Для определения метронома нужно иметь в рабочем распоряжении «Таблицу метронома» (приложение №4, стр. 16), а также знать, что существуют два способа вычисления цифры его. Первый способ – универсальный, он годится для произведений любой сложности.
Используется формула: õ= 60 х количество долей = X количество секунд
Имеется в виду, сколько секунд прозвучит строфа (строка, запев) и сколько в ней (или в строке, запеве) долей: высчитанная по формуле цифра должна быть сверена с традиционной таблицей метронома. Если она совпадает со своим показателем в таблице, то пишем, например õ= 88; а если близко к показателю, то õ» 88. Второй способ годится для песен с несложным, простым, равномерным метрическим движением. По нему следует сосчитать, сколько долей прозвучало за 15 секунд времени и помножить эту цифру на 4. И в этом случае будет получена также точная или приблизительная цифра метронома. Каким бы образом ни определялся метроном, для грамотного обозначения темпа нужно знать, что быстрее, чем 120 четверть не бывает: т.е. 126 и далее относится к ритмическим долям в виде ♪ (восьмых), а выше 240 - ♪ (шестнадцатых).
Нотный текст оформляется по правилам структурной и нотной графики, принятой современными правилами записи вокальной фольклорной музыки. Среди них наиболее важные: 1.Структурное расположение напева. Нотный материал должен быть изложен графически так, как и поэтическая строфа: строка под строкой, т.е. по методу, названному Е.В. Гиппиусом «аналитическим нотированием», позволяющим показать музыкально-ритмическую структуру песенных мелостроф в нотной графике. Иначе говоря, мы пишем нотный текст не «прозой», как в академической музыке, а стихом, «столбцом», как в поэзии. В связи с этим в нотах применяются знаки окончания музыкально-поэтической строки: / и строфы: //
При этом необходимость двойной тактовой черты в конце напева отпадает.
2.При подтекстовке слов в нотной записи соблюдаются следующие правила: - нумерация строф (арабскими цифрами); начало строфы в тексте пишется с заглавной буквы; черта, разделяющая слово на слоги, пишется ниже, чем тире или дефис, т.е. по корню буквы; сохраняются огласовки, дифтонги, диалектные особенности.
3.В нотной записи фольклорных произведений: не используются ремарки о характере исполнения («певуче», «медленно», а тем более на итальянском языке – «largo», «allegro» и прочее); не требуются обозначения «одна», «двое», «все», т.к. все это должно быть отражено в самой партитуре. Для этого приняты различные виды акколады: в записи одноголосного сольного исполнения напева акколада не используется:
в записи двухголосного напева (исполнено дуэтом):
Выбор для записи многоголосного произведения одно-, двух-, или трехстрочной (на одном, двух или трех нотоносцах) партитуры зависит от мелодико-ритмического рисунка голосов, а также одновременного или разновременного произнесения текста. Если ритмы голосов сходны, то голоса могут быть объединены на одном или двух нотоносцах (двух- или трёхголосие); если ритмически, а иногда и самим текстом голоса разнятся, то каждый голос следует помещать на своем нотоносце (особенно это касается казачьего «дишканта»). При этом, если голоса помещены в условия партитуры с самого начала напева, то по партитуре сразу же определяется запевающий голос (верхний, средний, нижний), ясно, что поет один певец (певица) если это одноголосие; если запев подхватывает другой голос, то это показывают штили, т.е. двух- голосная запись; до вступления всех голосов их место обозначается паузами:
В расположении штилей, пауз, лиг – все должно соответствовать правилам нотной графики для записи вокальной музыки: в одноголосии - лиги с обратной стороны от штилей; направление штилей справа от нотного знака вверх (до 3-й линии нотоносца), слева – вниз (выше третьей линии); в двухголосии – лиги над штилями в верхнем и под штилями в нижнем голосах, причем в восьмых, шестнадцатых длительностях – над или под соединяющими их ребрами:
- но не внутри:
- унисон, в котором длительности различны, пишется с повтором нотного знака:
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |