СОЕДИНЕНИЕ В КОМПОЗИЦИИ ОДНОГО ПЕСЕННОГО ТЕКСТА НЕСКОЛЬКИХ ПРИЗНАКОВ
Например: в вышеприведенном песенном тексте наблюдается соединение 3-х принципов:
1. Ступенчатого сужения образов (в первом сюжете – от «Волги-матушки» до «млад-соловьюшка»).
2. Вычленения единичного из множественного (в третьем сюжете – из всех детей выбран третий сын).
3. Контаминации.
1.2.ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
Если композиция – это план, структура поэтического текста, то форма изложения – это язык, манера повествования. Различаются ТРИ основные формы изложения содержания поэтического текста. 1. Рассказ ведется от 3-го лица, со стороны, или от автора. Эта форма изложения – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Вниз по Волге-реке… Вдоль по морю… На заре было на зорюшке… и т.п. 2. Рассказ ведется от 1-го лица. Эта форма изложения – МОНОЛОГ. Среди них есть песни-рассказы и песни-воспоминания. а) Песни-рассказы: Уж вы ночи, ночи темные, ночи осенние, надоели вы, ночи, надоскучили, со милым-то дружком меня разлучили. Воля моя, воля девичья. девкою была – волю видела. замуж отдали за немилого, за немилого, за постылого в)Монолог-воспоминание:
ой, мне малым -мало спалось, ой, мне малым-мало спалось, ой, да во сне привиделось.
Разновидностью монолога является ПОЛИЛОГ - рассказ от первого лица множественного числа («мы»). Все мы песни перепели… или: В хороводе были мы…
3. В изложении текста песни разговор между двумя действующими лицами (или группами). Эта форма изложения – ДИАЛОГ. Возможна в плясовых, игровых, частушках, календарных.
Например, хороводная игровая «стенка на стенку»: А мы просо сеяли, сеяли! А мы просо пололи, пололи! А мы просо вытопчем, вытопчем! А чем же вы вытопчете, вытопчете? А мы коней выпустим, выпустим.
Например, игровая: Шел да пошел! Ай, да куда? В город на базар! Ай, да зачем?
3(а). Чаще всего в одном песенном тексте встречаются СОЧЕТАНИЯ форм изложения. Например, в песне «Вниз по Волге-реке…» - повествование и диалог; а в песнях «Не шуми ты, мать зеленая дубравушка…» «Не будите меня, молодую, утром рано на заре…» - монолог с диалогом. (Примечание: здесь предполагается чтение полного текста песен.) 4. Любая форма изложения (диалог, монолог, повествование) в композиции текста может сочетаться с каким-либо принципом (ступенчатого сужения образа, вычленения единичного из множественного, образного параллелизма).
Например, в следующем тексте – сочетание монолога с диалогом, при этом в композиции - прием положительного параллелизма. Приём Не шуми ты, мать зеленая дубравушка, положительного Не мешай мне, добру молодцу, думу думати, параллелизма Как на утро мне, молодчику, у допросе быть Пред грозным судьей, перед самим царем. монолог Вот как станет меня царь выспрашивать: сына «Ты скажи-тка, добрый молодец, + Уж и с кем ты воровал, с кем разбойничал? диалог Да и много ли было во товарищах?» «Ты, надежа-государь, все я правду скажу. Нас, товарищей, было четверо: Вот как первый-то товарищ – мой булатный нож, А другой товарищ – сабля вострая, Как и третий-то товарищ – ночка темная, А четвертый товарищ – был сам я , молодец».
1.3. СИМВОЛИКА В НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ
Склад старинной народной песни – протяжной, плясовой, хороводной, обрядовой (календарной, свадебной) и других постепенно изменялся, и едва ли какая-либо песня дошла до нас в первоначальном виде. Но то, что дошло, свидетельствует об огромных художественных достоинствах поэтического языка народной песни. По своему словарному составу народная песня вобрала в себя все разновидности и оттенки народного языка. По нему можно представить себе быт народа, его обычаи, верования, общественный быт, географические названия. Кроме того, народный язык сохранил много старинных и местных слов и выражений, которые ныне требуют пояснения. Они составляют своеобразие, и красоту народной речи: «баской» - красивый; «бранный» - узорчатый, вышитый; «душманный» - душистый, пахучий; «колотовка» - сварливая женщина и т.п. Среди различных средств поэтической выразительности, способствующих богатству образного содержания песни, на первом месте стоит – СИМВОЛИКА. Символ – это художественный образ, взятый из природы, который иносказательно, условно заменяет собойобраз, явление, состояние. Среди символов в народной поэзии различают: - символы женского образа; - символы мужского образа; - символы-знаки; - символика состояния, настроения и действия.
а) Женская символика. В народном языке образ женщины, выраженный иносказательно, через сравнение с природой, может показать и возрастную категорию, и семейное положение, и настроение, и характер. Так, например, в народной поэзии закрепились образы: - символ девушки, молодки – «яблонь», «вишня», «белая березка», «ласточка»; - образ срубленной ивы, вербы – обиженная родителями девушка. - калина, рябина – печальная замужняя женщина. - кукушка – символ одинокой горюющей жены, матери, сестры.
б) Мужская символика. Она также богата, многие символы стали устойчивыми, традиционными: - образ сокола – богатырь, борец за правду (в былинах), а также – добрый молодец, суженый, жених; - соловей – птица радости, счастья, любви. Чаще всего в песнях он предстает поющим на заре, пение его возвещает свет, радость; - образ ворона в народных песнях всегда ассоциируется с мрачными картинами побоища (в солдатских, казачьих, ямщицких песнях). В лирических песнях ворон всегда зловещая птица, предвестник несчастья. - символы свадебных пар: «голубь со голубушкой», «лебедь со лебедушкой».
в) Символы-знаки: - гора – символ трудности. Всегда сопровождается эпитетами «высокая», «крутая»; - полынь (чернобыль-разновидность полыни) и крапива – символы тоски, горя, злобы; - аленький цветочек сохнет-вянет – образ неудачной, неразделенной любви; - дуб – символ крепости, силы;
- вода – символ здоровья, молодости, красоты; - реченька глубокая - преграда к свиданию девушки с милым; - туча грозная – препятствие, мрачное настроение; - ночь осенняя – грусть, печаль. Особую значимость имеют символы гаданий в «подблюдных» песнях. Во время гаданий исполнялись песни, с помощью которых назначалось предсказание. Несчастье предрекали: ворон, волк, блин, корыто, белое полотно (смерть) и т.д.
Села ворона на матицу, каркала ворона во всю голову… Идет смерть по улице, несет блин на блюдце…
А счастье в подобных словах сулят: медведь, мышка, курочка, кольцо, перстень, венец и т.д.
Курочка ряба навоз гребла. она выгребла золот перстень. Этим перстнем обручитися, с милым другом венчатися! Слава!»
г) Символика настроения, состояния или действия всегда связана с картиной или образами живой природы, иносказательно отражающими чувства и переживания человека, его поступки в тех или иных жизненных обстоятельствах. Например, «Расшумелось сине море, поднималося волной»- символизирует тревожное состояние, связанное с предчувствием беды; слова: «Закаталось ясно солнышко всё за тёмные леса» ассоциируются с грустным настроением разлуки, потери чего-то светлого (образ солнца), радостного в жизни человека; действием «перейти через мостик» или «переплыть с одного берега реки на другой» или «выехать за ворота» (в свадебной лирике) символизируется начало нового этапа в жизни (для девушки – замужество, чужая семья, разлука с родным домом). Следует учесть, что символика в свадебной поэзии связана с более устойчивыми образами (невеста – яблонька, вишенка, ёлушка, пташечка, берёзонька; жених – сокол, голубь) и действиями (заломать зеленую вишенку – взять замуж, покорить;). В отличие от этого, в необрядовой лирике раскрытию символов чаще всего помогает конкретное содержание поэтического текста. Там принятые устойчивыми образы-символы могут приобретать новое значение. Чаще всего в лирике присутствуют символы-знаки и символика состояния, настроения и действия. Важно знать, что народный поэтический язык ,как правило, имеет скрытый подтекст, нужно только его разглядеть.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |