Из-за острова на стрежень
На простор речной волны ===== Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя ===== Стонет сизый голубочек, Стонет он и день и ночь
ЯМБ (чередование долей: слабая – сильная). ˘ |
˘ / ˘ / ˘ / ˘ / Среди долины ровныя На гладкой высоте ===== Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии блистали ====== Вечерний звон, вечерний звон, Как много дум наводит он
2. Примеры трёхсложных стоп: ДАКТИЛЬ (чередование долей: сильная – слабая – слабая, т.е. ударный – первый слог в стопе).
/ ˘ ˘ / ˘ ˘ / ˘ Плещут холодные волны
/ ˘ ˘ / ˘ ˘ / ˘ ˘ / ˘ Вихри враждебные веют над нами === / ` ` / ` ` / ` ` / Славное море – священный Байкал ===2 / ` ` / ` ` / ` ` / Ехал из ярмарки ухарь-купец.
АМФИБРАХИЙ (чередование долей: слабая – сильная – слабая, т.е. ударный слог – второй в стопе). ` / `
` / ` ` / ` ` / ` ` / ` Поехал казак на чужбину далеко На верном коне на своем вороном ====== ` / ` ` / ` / ` ` / По Дону гуляет казак молодой, а дева там плачет над быстрой рекой А Н А П Е С Т (чередование долей: слабая- слабая - сильная , т.е. ударный слог – третий в стопе). ` ` /
` ` / ` ` / ` ` / ` ` / Вниз по Волге-реке с Нижняя Новгорода ======= ` ` / ` ` / ` ` / ` ` / Много песен слыхал я в родной стороне ======= ` ` / ` ` / ` ` / ` ` / Есть на Волге утёс, диким мохом оброс
Как правило, песни, написанные на литературный текст – городские, романсовые, баллады или крестьянские с текстами литературного происхождения. Музыкальная акцентность в их напевах подчинена литературной и часто совпадает с ней. Поэтому тактировку в напевах следует выполнять, отталкиваясь от смысловых и музыкальных акцентов. Но есть такие народные песни, в которых соединились стихи литературного происхождения с народными традиционными напевами, в тексты песен привнесены элементы протяжной лирики – словообрыв, вставные слова, частицы «ой, ах, эх, ну, да» и т.п. В них необходимо находить литературную первооснову, определять тип силлабо-тонического стопного стиха и после этого проводить тактировку и определение размера.
Сравним:
СТРУКТУРНОЕ СООТНОШЕНИЕ СТИХА И НАПЕВА В народных песнях
В основе песенной структуры лежит ПОВТОРНОСТЬ. В процессе пения повторяются: слова, фразы, предложения, строки. Кроме того, во время распевания текста добавляются: а) вставные частицы, междометия, слова – «эх», «ох», «ну», «ну вот», «да ну», «любо любо» и т.п.; б) словообрывы – «сторо… сторонушка»; «заря занима… алася»; в) припевные фразы, предложения, возгласы – «Дид-ладо!», «Таусень!». Всё это увеличивает структуру песенной строфы. От того, как соединяются слова с напевом в песне – речитативно, распевно, полураспевно – и от того, какой величины сама текстовая строка, образуются различные по структуре соотношения текста и напева в народных песнях. Всего их три группы: 1. Нестрофическая (простейшая)
2. Строфическая
3. Куплетная
I. Нестрофическая В такой песенной форме слова и напев по протяжённости равны друг другу. Это – одномотивные, однофразовые, однострочные напевы. К ним относятся примеры известных колядок, считалок, закличек, а также плачи, скоморошины, былины, небылицы. Например, «Иванушка – рачик», или «Гори-гори-гарко». II. Строфическая К ней относятся песни разных жанров, появившиеся в истории развития народного творчества после XVII века: свадебные, хороводные, лирические, протяжные и т.п. Музыкально-поэтическая строфа – это относительно законченное музыкально-поэтическое построение, состоящее не менее чем из двух полных (или неполных) музыкальных предложений (т.е. строк). Таких, разнообразных по структуре песен, большинство. Рассмотрим принцип образования двух-, трёх-, четырёхстрочных строф; они составляют основу образования и более развитых песенных структур. По мнению А.В.Рудневой, переход от нестрофической (простейшей) формы к строфической связан с пением группами, когда одни поют, а другие подпевают, т.е. «алилёкают». Припевные слова, включаясь в структуру напева, выполняют роль припева, но не являются самостоятельным припевом и не могут быть им названы. Таким образом, возгласы («Авсень!», «Любо!»), фразы («Душель моя», «розан мой, розан»), предложения («Виноградье, краснозелёное») – входят в структуру строфы. Однако, есть и настоящие припевы, то есть самостоятельные по содержанию, форме и даже контрастные по отношению к основному напеву. Например, в песне казаков-некрасовцев «Ой, вы цыгане» можно считать самостоятельным «припев» со слов: Три садика зелена , цыганочка весела, Сидела, думала, думала-подумала…»
Наиболее распространённые разновидности строфической формы: а) двухстрочные; б) трёхстрочные; в) четырёхстрочные (и более развернутые).
Понятие «строка» - в стихе и в напеве различно: в словах – это законченное смысловое действие, а в песенной строке руководящая роль принадлежит напеву, его интонационной законченности. Поэтому «строка» в напеве – это музыкальная мысль, относительно или вполне законченная. Например, филологическая запись текста песни: Вдоль по морю, морю синему,
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |