Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека



2018-07-06 2101 Обсуждений (0)
Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека 4.67 из 5.00 3 оценки




Основная цель применения ориентировочного теста школьной зрелости – установить степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу.

Методика представляет собой модификацию теста школьной зрелости А. Керна, в первоначальном варианте состоявшего из шести заданий. Из теста Керна Я. Йирасек выбрал три задачи: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Все три задания данного теста носят графический характер и направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации. Включение в структуру теста рисунка мужской фигуры по памяти позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития ребенка, а также получить косвенную информацию о его личностных особенностях (в данном случае интерпретация основывается на тексте К. Маховера «Нарисуй человека») [Маховер, 1996].

 

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успей, успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справлявшиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Однако было обнаружено, что часть детей (30%), плохо справившихся с тестом, при обучении в школе демонстрировали отличные и хорошие результаты. Поэтому Йирасек подчеркивает, что результаты тестового испытания является относительно надежным основанием для заключения о школьной зрелости и недостаточен для надежного оценивания незрелости (например, бывают случаи, когда и способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с неиспользовянием вербальных субтестов, позволяющих сделать заключение о развитии логического мышления (тест школьной зрелости в основном позволяет судить о развитии сенсомоторики).

Задания теста выполняются испытуемыми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе.

Выполнение каждого задания оценивается по пятибальной системе (1 – высший балл, 5 – низший), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям.

Процедура тестирования

На каждого ребенка заполняется лист, который включает следующие данные:

Имя и фамилия ребенка...................................

Возраст.................... лет.................... мес.

Дата рождения.......................................

Дата исследования..................................

Адрес родителей................................................

Задача 1.Рисунок мужской фигуры.

Инструкция:«Здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь».

Образец Выполнение ребенком

 

Образец Подражание письменным буквам

 

 

Образец Срисовывание группы точек

 

Задача2. Подражание письменным буквам.

Инструкция:«Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же».

Подражание письменным буквам

 

Задача 3.Срисовывание группы точек.

Инструкция:«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».

точек

 

 

Обработка данных

Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) идет по каждой задаче отдельно.

Задача 1.Рисунок мужской фигуры (ключ).

1 балл– нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закончены рывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки окончены кистями, на каждой – пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда – мужская. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического метода.

2 балла– исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла– рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла– примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

5 баллов –не хватает ясного изображения туловища («голово-ногое» изображение или преодоление «головоногого» изображения) или обеих конечностей.

Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

Образец Оценка выполнения

Задача 2.Подражание письменным буквам (ключ).

1 балл– совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Начальная буква имеет заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла– достаточно разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла– очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла– на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов– черкание.

Ниже приведены образцы для оценки теста.

Задача 3.Срисовывание группы точек (ключ).

1 балл– почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен образцом.

2 балла– количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на полови-промежутка между рядами или столбцами.

3 балла– целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой повороот – даже на 180°.

4 балла– рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов– черкание.

Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.

Подсчитывается общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям. Тест позволяет определить, следовательно, ориентировочную оценку общего умственного развития. Если тест проводят в группе (достаточно для двух детей одновременно), то проверяют также, способен ли ребенок подчиняться работе в коллективных условиях, как это требуется в школе.

Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать.

 

Тест Равена

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серииА - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В- построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

 

Серия С- построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В- построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Еоснована на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

 

 

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

 

 

БЛАНК

ФИО (№)

№ задания А В С В Е
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;

2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

3 степень 25-74% - интеллект средний;

4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

5 степень - ниже 5% - дефект.

КЛЮЧ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2 2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8 3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2 4-я серия 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6 5-я серия 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

 

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ

 

Оценка в баллах
Сумма очков 129-
за правиль-    
ные ответы                  
   

НОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОЧКОВ

Ожидаемое Серия Сумма очков
    15 20 25 30 35 40 45 50 55
число очков по каждой А 8 9 10 10 10 10 11 12 12
серии Б 4 6 7 8 8 9 10 11 11
  В 2 3 4 6 7 8 10 10 11
  Г 1 2 3 4 7 9 9 10 11
  д 00123457 10


2018-07-06 2101 Обсуждений (0)
Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)