Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По дисциплине «Социология»



2018-07-06 624 Обсуждений (0)
По дисциплине «Социология» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Становление и основные этапы развития социологии как науки

2. Развитие социологических знаний в Древней Греции (софисты, Платон, Аристотель)

3. Взгляды на человека и общество в Средние века.

4. Социологические учения в эпоху Возрождения.

5. Социально-политические концепции ХУП-ХУШ вв.

6. Становление и развитие социологии как самостоятельной науки.

7. Социологический проект О. Конта.

8. Развитие социологии в России. Основные этапы и особенности развития.

9. Современные социологические концепции и парадигмы.

10. Объект и предмет социологии, ее место в системе общественных наук.

11. Структура социологического знания.

12. Функции социологии.

13. Социологические законы: сущность, особенности и классификация.

14. Система основных понятий в социологии.

15. Социальные связи, взаимодействия и отношения.

16. Общество как целостная социокультурная система.

17. Социальная структура общества.

18. Социальная стратификация и социальная мобильность.

19. Социальные группы и общности.

20. Социальные институты и организации.

21. Социальные движения.

22. Гражданское общество и государство.

23. Семья как социальный институт и малая группа.

24. Понятие «человек», «индивид», «личность». Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

25. Личность как активный субъект жизнедеятельности.

26. Социальный статус и социальные роли личности.

27. Социализация личности, девиация и социальный контроль.

28. Культура: сущность, структура, формы.

29. Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс.

30. Социальная напряженность и социальный конфликт.

31. Формирование мировой системы и процессы глобализации.

32. Особенности, проблемы и возможные альтернативы развития российского общества.

33. Методы сбора информации в социологии.

34. Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения.

35. Метод наблюдения.

36. Социальный эксперимент.

37. Анализ документов как метод сбора вторичной информации.

38. Анкетирование и интервьюирование как виды опроса.

39. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.

40. Понятие документа в социологии, классификация документов.

41. Социологическое исследование, его сущность и функции.

42. Программа социологического исследования.

43. Методологическая часть программы исследования.

44. Методическая часть программы исследования.

45. Организационно-технические аспекты проведения исследования.

46. Интерпретация понятий в социологическом исследовании.

47. Типы выборок.

48. Проблема измерения в социологии. Типы шкал.

49. Социологический анализ проблем профессиональной деятельности.

50. Комплексное применение социологических методов в профессиональной деятельности.


УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

В процессе изучения курса «Социология» студентам заочной формы обучения необходимо выполнить одну контрольную работу и предоставить ее на кафедру в срок, установленный учебным графиком. Контрольная работа составлена в 20 вариантах. В каждый вариант включены два теоретических вопроса, которые с одной стороны, носят общий характер, а с другой, предполагают связь с реальными проблемами российского общества, третьим вопросом стоит практическое задание. При выполнении практического задания следует самостоятельно проанализировать предложенные ситуации, выявить тенденции и на основе полученных научных знаний по курсу «Социология» ответить на поставленные вопросы.

Номер варианта определяется по начальной букве фамилии студента.

 

 

Начальная буква фамилии студента Вариант Начальная буква фамилии студента Вариант
А;Л;Х 1; 11 Е;Р;Э 6; 16
Б;М;Ц 2; 12 Ж;С;Ю 7; 17
В;Н;Ч; 3; 13 З;Т;Я 8; 18
Г;О;Ш 4; 14 И;У 9; 19
Д;П;Щ 5; 15 К;Ф 10; 20

 

Для успешного выполнения контрольной работы студентам необходимо изучить рекомендуемую по темам курса литературу. Следует учесть, что при написании контрольной работы должно быть использовано не менее трех источников. С целью систематизации изучаемого материала рекомендуется составить план по каждому из рассматриваемых вопросов. Механическое воспроизведение текстов из учебников не допускается. Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. Не следует перегружать работу цитатами, но если цитата приводится, ее необходимо писать дословно и оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ. Работа может быть сдана как в рукописном, так и в машинописном виде.

В случае, если контрольная работа не будет зачтена, студент обязан написать новую с учетом замечаний рецензента и представить ее на повторную проверку.

 

 

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Для студентов заочного отделения по дисциплине «Социология»

Вариант 1

Задание 1.С чем связано, что социология как наука получила статус самостоятельной науки только в средине ХIХ в. ?

Задание 2. В чем причина расхождения между фундаментальными и эмпирическими исследованиями в социологии? Что представляют собой теории среднего уровня?

Задание 3.Известно, что такие методы, как тайное наблюдение, анализ документов, эксперимент, используются не только социологами, но и работниками полиции и прокуратуры. Так кто же социологи – следователи или исследователи?

Вариант 2

Задание 1.Определите место и роль социологии как науки в системе общественного научного знания.

 

Задание 2.Охарактеризуйте сущность, место и роль семьи в системе социальных отношений общества. Раскройте содержание понятий: “условия жизнедеятельности семьи”, “структура семьи”, “функции семьи”, “образ жизни семьи”.

Задание 3.Возможна ли жизнедеятельность человека вне социальных ролей?

 

Вариант 3

Задание 1. В чем принципиальное отличие научного подхода от всех остальных способов получения знания? Описывает ли научный факт истинное знание?

 

Задание 2. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе? Каковы основные формы организации семьи?

Задание 3.В 80-90-е годы из СССР многие мигрировали в США. Проанализируйте причины эмиграции и иммиграции. С чем связана современная миграция населения России.

 

Вариант 4

Задание 1.Дайте краткую характеристику следующих типов малых социальных групп: первичной, референтной, формальной, неформальной и коллектива. Опишите основные теории.

Задание 2. Какой тип семьи превалирует в современном российском обществе? Какова сущность кризиса современной семьи? Какие факторы влияют на стабильность семьи?

Задание 3. Как вы определите следующие понятии «серая личность», «деградирующая личность», «яркая личность», «распад личности», «талантливая личность»?

 

Вариант 5

Задание 1. Назовите характерные черты и признаки социальных общностей. Каковы причины многообразия социальных общностей?

Задание 2.Проведите сравнительный анализ многообразных подходов к определению культуры. Дайте понятие «культура» в социологической интерпретации.

 

Задание 3. Как вы считаете? Социальная роль украшает человека, или человек украшает социальную роль?

 

Вариант 6

Задание 1. Что такое социальный институт? Дайте объяснение каждого компонента определения социального института.

 

Задание 2.Каковы отличия в подходах к изучению личности различными науками: философией, психологией, экономикой, социологией?

Задание 3.За последние годы в России возросло число катастроф. Как правило их связывают с техногенным фактором. Правда, в последнее время все чаще упоминается человеческий фактор. Как вы считаете, какой фактор является определяющим в свершении катастроф?

 

Вариант 7

Задание 1. Как практически осуществляет совою деятельность социальный институт? Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом? Что представляют собой латентные функции?

 

Задание 2.Что такое социальный статус и социальный престиж? Как они между собой соотносятся?

 

Задание 3.Обратимся к истории России. Какие термины, помещенные ниже, отражают социальную стратификацию, а какие относятся к политической и профессиональной структуре?

Разночинец. Чиновник. Либерал. Каретник. Народник. Коллежский асессор. Славянофил. Монах. Солдат. Духовенство. Казачество. Купечество. Мещанин. Жандарм. Губернатор. Земство. Бедняки. Зажиточные. Середняки.

Вариант 8

Задание 1. Дайте классификацию типов и видов семей. Перечислите функции семьи и определите их изменения в современном обществе.

Задание 2.Раскройте сущность понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, “социальный тип личности”.

 

Задание 3.Определите самые «матерные» и самые не «матерные» профессии. С чем это связано?

 

Вариант 9

Задание 1. Определите роль внутренней мотивации и внешних стимулов в социальной деятельности личности.

Задание 2.Проведите сравнительный анализ методов социологического исследование. Дайте исчерпывающую характеристику самому применяемому и наименее применяемому методу исследования.

Задание 3.Приведите конкретные примеры или опишите ситуации когда:

1. Низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный.

2. Личные качества отступали бы на второй план перед национальными.

 

Вариант 10

Задание 1.Дайте определение понятиям «прогресс» и регресс».

Могут ли они протекать параллельно?

 

Задание 2.Назовите достоинства и ограничения метода наблюдения в социологических исследованиях. Назовите виды наблюдения и охарактеризуйте инструментарий.

Задание 3. Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как: толерантность, идентификация, статусный образ, статусный диапазон, фамильярность.

 

 

Вариант 11

Задание 1.Что такоеинституционализация и процесс формирование социальных институтов.

Задание 2.Охарактеризуйте основные функции общества как системы: экономическая, политическая, социальная и культурно-духовная.

 

Задание 3.Как вы думаете, почему:

1. Мужчинам запрещают появляться в дорогих ресторанах без галстука.

2. В арабских странах одеяния женщин скрывает не только тело, но и его очертания.

3. В западном обществе немодно подчеркивать принадлежность к элите, а в нашем обществе модно.

 

Вариант 12

Задание 1.Что такое социальное неравенство? В чем оно проявляется?

 

Задание 2.Каковы особенности развития социологии России в ХХI в.

Задание 3.Что демонстрируют джинсы на молодом человеке и на пожилом человеке? Свободу, от условностей, увлечение модой, социальный статус?

Вариант 13

Задание 1. Охарактеризуйте сущность процесса социализации, чем он отличается от адаптации?

Задание 2. Какова роль социологического исследования в практике

работы специалиста вашего профиля?

 

Задание 3.Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Копловица показал, что:

1. Семейные люди считают себя гораздо счастливее холостых, разведенных и вдовых.

2. Молодежь более счастлива, чем пожилые.

3. Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

Вариант 14

Задание 1.Определите основные характеристики и функции социальных движений.

Задание 2.В чем суть социального прогресса? Каковы его критерии?

 

Задание 3.В романе «Собачье сердце» М. Булгакова описывается процесс превращения собаки в человека, сначала физически – через операцию на мозге, а затем социальный. Почему первая – медицинская – оказалась успешной, а вторая, социальная – полным провалом?

 

Вариант 15

Задание 1.Особенности социальных институтов и организаций в современном российском обществе.

 

Задание 2.Какие основные социальные слои вы бы выделили в современной российской стратификации?

 

Задание 3.Среди социологов Х1Х века была точка зрения, что бедность не только зло, но и благо. Она – необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения?

 

Вариант 16

Задание 1.Общественное мнение и его функции как социального института гражданского общества.

Задание 2.Дайте характеристику понятий «социальная структура», «социальная дифференциация», «социальная стратификация».

 

Задание 3.Почему в бедных странах высокая рождаемость, а в богатых низкая? С чем это связано? Какую позицию в этом занимает современная Россия?

Вариант 17

Задание 1.Охарактеризуйте жизненные циклы социальных движений.

Задание 2.Охарактеризуйте основные формы взаимодействия населения с государством.

 

Задание 3. Проанализируйте, какие статусные различия в одежде существуют в современной России ?

 

Вариант 18

Задание 1.Функции культуры. Значение культуры в современном обществе.

Задание 2.Охарактеризуйте гражданское общество и государство и сферы их взаимодействие.

 

Задание 3.Приведите примеры индивидуальных и коллективных форм отклоняющегося поведения.

 

Вариант 19

Задание 1.Глобализация. Положительные и отрицатель черты этого процесса.

 

Задание 2.В чем суть межролевых конфликтов? Каковы основные источники и способы их разрешения?

Задание 3.Где больше заботятся о соблюдении прав человека – в обществе официального равенства или в обществе официального неравенства?

 

Вариант 20

Задание 1.Мировая система. Характер формирования мировой системы.

 

Задание 2. Какую роль в общественном развитии играет социология?

 

Задание 3.Как вы объясните тот факт, что люди склонны к неоднократному переписыванию исторических событий? Можно ли вообще создать учебник истории такого качества, что он будет востребован во все времена?



2018-07-06 624 Обсуждений (0)
По дисциплине «Социология» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По дисциплине «Социология»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)