Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ювелирное искусство модерна



2018-07-06 849 Обсуждений (0)
Ювелирное искусство модерна 0.00 из 5.00 0 оценок




Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал, лунный камень, бирюза, а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке, Тиффани и Рене Лалика.

Галерея

· Брошь Рене Лалика, 1919. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, США.

 

·

Подвеска-брошь с богиней Флорой. Луи Окок. Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг.

 

·

Кулон с нимфой, Masriera&Carreras. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры.

 

·

Гребень. Рене Лалик. Музей Орсе, Париж, Франция.

 

· Стрекоза ювелира Рене Лалика (1897–1898): золото, эмаль, хризопраз, лунный камень, бриллианты

Интерьер модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль — это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне[12]. Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми[13].

Галерея

·

Павлинья комната, Лондон

 

·

Ювелирный магазин Жоржа Фуке по проекту Альфонса Мухи, Париж

 

·

Центральное отделение Société Générale в Париже.

 

·

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, Россия

 

·

обеденный зал в Бельмонд Гранд Отель Европа, Санкт-Петербург, Россия

 

·

Каса-Батльо архитектора Антонио Гауди, Барселона, Испания

Мебель модерна

Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Рихарда Римершмидта и Отто Панкока. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов[13]. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.

Гладкие, нерасчлененные мебельные поверхности стиля модерн получаются благодаря переходу на механизированное фанерование и сборку. Считается, что изогнутые формы мебели модерна берут с рождение еще в середине XIX в., когда знаменитая венская фабрика Михаэля Тонета запустила в производство стул, сконструированный из гнутой под паром древесины, — «венский стул».

Одним из достижений модерна — считается то, что художники, проектировавшие мебель, наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно в мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления идеи гарнитура, комплекта мебели. Близость художников— проектировщиков к производству благоприятно сказывалась на работе мастерских.

В мебели параллельно модерну сложился и ряд родственных ему стилевых направлений. Например, одно из них брало за источник японскую мебель. Так же развивалась «готическая» ветвь модерна.

Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта[14].

Идея стилистической целостности пространства способствовала широкому распространению гарнитуров мебели, выполненных в едином стиле и вписанных в общее пространство помещения. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. Эти детали важно обозначить, потому что буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена — изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Однако именно в силу консервативности конструкции буфет стал отличной основой для воплощения творческих идей художников эпохи[15].

Эстети́ческое движе́ние, или эстети́зм (англ. Aestheticism, Aesthetic movement) — это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах[1][2], которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. Распространён был с конца 1860-х до середины 1890-х гг.

Эстетизм получил наибольшее распространение в Великобритании, где часто рассматривается как локальное ответвление общих для Европы настроений декадентства («конца века»). Как и декадентство в целом, эстетизм возник в богемной среде и распространился в художническом сообществе в качестве реакции на чрезмерное морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Его корни уходят в романтизм китсовскогонаправления.

В Великобритании основным идеологом эстетизма считается оксфордский профессор Уолтер Патер. Ключевыми стали его работы, опубликованные в 1867—1868 годах, в которых он утверждал, что жизнь нужно проживать, неумолимо следуя идеалу красоты. Книга Патера «Очерки по истории Ренессанса» (1873) стала настольной для очарованных искусством молодых людей викторианской эпохи. Писатели-декаденты подняли на щит французский лозунг «искусство ради искусства» (фр. l’art pour l’art), изобретение которого припысывали философу Кузену, а популяризацию — Теофилю Готье[3]. Этот лозунг подразумевал самоценность искусства и, как следствие, отрицание морального начала в искусстве.

Представители эстетического движения считали, что единственное назначение искусства состоит в доставлении чувственного наслаждения. Они не принимали идей Джона Рёскина и Мэтью Арнольда об «искусстве ради правды» и отрицали дидактическую функцию художественного произведения. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. С точки зрения адептов эстетизма, не столько искусство отражает жизнь, сколько жизнь копирует искусство. Реальность в сравнении с искусством казалась им материалом грубым и несовершенным.

Эстетизм — как явление элитарное и далёкое от широких слоёв общества — часто становился мишенью насмешек в популярном журнале «Панч» и в любимых обывателями водевилях (напр., комическая опера «Пейшенс» Гилберта и Салливана). Непоправимый удар по авторитету сторонников эстетизма, группировавшихся вокруг альманаха «Жёлтая книга», нанёс судебный процесс над Оскаром Уайльдом (1895), воспринятый обществом как доказательство того, что крайности эстетизма ведут к имморализму и чреваты развращением молодёжи.

В континентальной Европе созвучные британскому эстетизму идеи развивали, среди прочих, Стефан Малларме во Франции, Стефан Георге в Германии, Габриеле д’Аннунцио в Италии, Михаил Кузмин и художники «Мира искусства» в России[4].

Эстетизм - литературная доктрина, согласно которой красота является высшей ценностью и единственной целью искусства, а поиск красоты в различных её проявлениях - смыслом жизни. П.Бурже писал: "Сложить жизнь из впечатлений искусства, и только из них, - такова была в простейшем изложении программа эстетов". Эпоха на рубеже двух веков -- девятнадцатого и двадцатого -- получила в истории культуры название "прекрасной". На протяжении полувека Европа не знала продолжительных войн, подлинный расцвет переживали все виды искусства и -- в особенности -- научное знание. Казалось бы, человек научился понимать мир и себя в нём, казалось, он был на пути к тому, чтобы создать общество, максимально приближенное к требованиям разума и справедливости. Но вот наступил "конец века". "Конец века" в культурном сознании ассоциируется с упадком, грозящим едва ли не всеобщим вырождением и крахом цивилизации. Мироощущение "конца века" с особенной силой выразилось в культуре декаданса. В разных странах Европы декадентские течения появляются в середине восьмидесятых годов. Декаданс -- новейшая духовная мода. Декаденты стремятся эстетизировать мир, превратить всё, вплоть до собственных ощущений и неприглядных деталей быта, в произведение искусства. Так, в миниатюре "Копчёная селёдка" из сборника "Ваза с пряностями" (1874) бельгийского писателя Йориса Карла Гюисманса банальная селёдка отливает всеми оттенками цветов, переливается, подобно груде драгоценностей, превращается в произведение искусства, подобно картине Рембрандта: "Голова твоя, о селёдка, сверкает, как золотой шлем, а глаза твои можно было бы назвать чёрными гвоздями, вбитыми в медные круги! <…> когда я созерцаю твою кольчугу, то думаю о картинах Рембрандта, вижу <…> его пересверки драгоценностей на чёрном бархате; я вижу вновь его потоки света в ночи <…> цветение солнц под чёрными дугами" (перевод В.Рогова). Эксцентричный граф Робер де Монтескью стал прототипом Жана дез Эссента, героя романа Гюисманса "Наоборот" (1884). Богатый аристократ ставит эксперименты, испытывает на себе все доступные человеку ощущения. Он любуется искусственными цветами, не похожими на настоящие, и "настоящими, похожими на искусственные", окружает себя изысканными предметами роскоши, создаёт "симфонии запахов", обоняя которые, доводит себя до экстаза. Его библиотека представляет собой полное собрание авторов, излюбленных декадентами. Любопытно, какое превращение претерпевает у Гюисманса традиционный в романтической литературе мотив странствий. Дез Эссент чувствует в себе тягу к странствиям, но никуда не едет, впечатление морского путешествия создаётся искусственно. Он увешивает стены компасами, морскими картами, а в ванну наливает воду, подсоленную подобно морской. У декадентов прихотливое чувство природы. Она более не интересует их сама по себе. Её красота -- повод для импрессионистического переживания. Её естественность -- повод для того, чтобы человек смог открыть природу внутри себя: распознать наличие инстинктов, грозящих взорвать разумную оболочку цивилизованного бытия. Эстетизм сформировался в конце XIX века. Он порвал с классической эстетикой, восходящей к античной традиции, основанной на идее неразрывного единства добра и красоты, нравственного и эстетического, физического и духовного. Эстетизм не просто отделяет красоту от добра, но зачастую противопоставляет их друг другу. Одна из важнейших задач эстетизма - убеждение, что искусство существует для самого искусства. Так, Т.Готье выступал с апологией "бесполезной красоты", заявляя, что "воистину прекрасно только то, что абсолютно ни на что не годится; все полезное уродливо, ибо служит удовлетворению какой-нибудь потребности, а все потребности человека отвратительны и гнусны". К концу века всё более влиятельными становятся философские идеи, авторы которых исследуют "тёмный корень бытия", опровергая любые попытки вывести из него возможность разумного устройства мира вообще и человеческого общества в частности. Таков пафос знаменитого сочинения Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1819-1844). По мере того как в прошлом остаётся картина мира упорядоченного, освоенного человеческим разумом, вместе с ней теряет силу представление об искусстве как о зеркале, отражающем жизнь. Знамениты слова английского писателя Оскара Уайльда: "Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни".

Эстетизм - распространённая стилистика в искусстве. Философия эстетизма используется в литературе, живописи, скульптуре и т.д. Эстетическое движение возникло в Англии, в 1860-70-х гг., и было обосновано засильем художников классической школы. Эстеты считали, что живопись должна выражать красоту живописи, красоту момента. По их мнению, искусство не должно возвеличивать чего-либо или кого-либо, оно не должно отражать проблем, социальных, политических и религиозных вопросов, указывать на моральные законы и так далее. Эстетическая живопись должна быть полностью бессюжетна, не иметь никаких символов и намёков и быть просто прекрасной и вдохновляющей.

Картины в стиле эстетизм существуют ради самой живописи, ради техники, передачи образов, цвета, игры света и тени, красоты сиюминутной жизни, прекрасных мгновений. Саму идею эстетизма придумали бывшие художники-прерафаэлиты, которые спустя время поменяли свои взгляды на живопись и ушли в другое направление. Среди художников, которые стали родоначальниками жанра, были Данте Габриэль Россетти и Альберт Мур. Одним из самых известных художников-эстетов стал Джеймс Уистлер. Он настолько проникся идеей бессюжетного искусства, что даже избегал подписей на картине, а оставлял в качестве своей "подписи" нарисованную бабочку и даже закрашивал рамы, делая их неотъемлемой частью картин. Эстетизм, как и импрессионизм - это впечатление от изображения, переживание от наслаждения обычной и естественной красотой.

Хотите, чтобы на Новый Год в вашем доме была самая красивая ёлка? Узнайте подробности специального предложения - здесь и выберите ту, которая понравится вам больше всего. Большой выбор ёлок, украшений и гирлянд.

 

Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.

Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации.

Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается прежде всего резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.

Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников — издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Преемником некоторых романтических традиций стало возникшее в Англии в 1842 г. «Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников: поэт и живописец Д. П. Россети(1828—1882), поэтесса К. Россети (1830—1879), живописцы Дэс. Э. Миллес (1842—1896) и Э. Берн-Джонс (1821—1878), художник, дизайнер, писатель У. Моррис (1834—1896). Неприятие современной цивилизации сочеталось у прерафаэлитов с идеализацией Средневековья и Раннего Возрождения, требованиями эстетизации жизни. Они стремились к возрождению «наивной религиозности» в искусстве. Идеи прерафаэлитов в дальнейшем во многом повлияли на развитие символизма в английской литературе (О. Уайльд), стиля модерн в изобразительном и декоративном искусстве.

Символизм

Как новое направление в искусстве символизм сложился в Европе в конце XIX— началеXX вв. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891) и др.

П. Верлен (сборники стихов «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Мудрость») ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность.

Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, инверсии1, стремление к передаче «сверхчувственного». Это отчетливо прослеживается в драматических фрагментах «Иродиада» и сборнике «Стихотворения».

Одна из основных фигур французской поэзии — А. Рембо, автор книг стихов и прозы «Сквозь ад» и «Озарения», проникнутых алогичностью, «разорванностью» мыслей, антибуржуазностью и пророческим пафосом:


Поэт сам делает себя восприимчивым — путем длительного, изнуряющего и тщательно продуманного расстройства всех чувств.

Символизм получил распространение и в других странах: в Германии — в творчестве Стефана Георге (1868—1933), в Австрии — Гуго Гофмансталя (1874— 1923) и Райнера Марии Рильке (1875—1926), в Бельгии — Мориса Метерлинка (1862-1949), Жоржа Роденбаха(1855-1898).

С. Георге отстаивал культ «чистого искусства» и его мессианской роли в сборниках «Седьмое кольцо», «Звезда союза». Он испытал влияние Ф. Ницше (сборник «Новое царство»).

Символизмом проникнуты лирика и драматургия Г. Гофмансталя («Каждый человек»).

Ведущая тема творчества Рильке — стремление преодолеть одиночество через любовь к людям и слияние с природой. В его произведениях {«Книга образов», «Часослов») сочетаются философская символика, музыкальность и пластичность. Роман-дневник «Заметки Мальте Лауридса Бригге» предвосхищает экзистенциалистическую прозу.

Протест против приземленности натурализма выражал М. Метерлинк в своей символистической поэтике. Он автор пьес «Сестра Беатриса», «Монна Ванна», «Синяя птица». Метерлинк — лауреат Нобелевской премии 1911 г.

Творчество крупнейшего поэта-символиста Ж. Роденбаха, автора символистических романов «Мертвый Брюгге», «Звонарь», носит религиозно-мистический характер.

Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства — тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.

Болезненный упадок цивилизации — очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821—1867). Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название, вызывающее, но точно соответствующее сгущенно-трагическому видению мира, — «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла:

Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое.

Натурализм

Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией — перерождение реализма в натурализм.

Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-е годы XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения — Эмиль Золя (1840—1902). В своем главном труде — двадцатитомной серии романов «Ругон-Маккары» Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром»писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.

Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822—1896) и Жюль (1830—1876) Гонкуры, немцы Арно Хольц (1863—1929), Герхарт Гауптман (1862—1946), бельгиец Камиль Лемонье (1844—1919).

В романах братьев Гонкур («Жермини Ласерте», «Рене Мопрен») жизнь разных слоев общества показана и реалистическими, и натуралистическими методами. В 1879 г. после смерти брата Эдмон Гонкур написал повесть «Братья Земгано». По завещанию Эдмона Гонкура основана Гонкуровская академия (1903), которая ежегодно присуждает премию за лучший роман года во Франции.

Арно Хольц — теоретик натурализма.Им изданы сборник стихов «Книга времени», а также совместно с И. Шлафом сборник новелл «Папа Гамлей» и драма «Семья Зелике».

Основоположник немецкого натурализма Г. Гауптман, автор драм «Перед восходом солнца», «Роза Бернд», «Перед заходом солнца»,комедии «Бобровая шуба», в которых социальный критицизм соседствует с абсолютизацией биологических законов, символистикой (сказка-драма «Потонувший колокол»). Позже в его творчестве проявились мистические тенденции. Он автор драмы «Ткачи» о польском восстании силезских ткачей. Лауреат Нобелевской премии 1912 г.

Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко доминировали тенденции декадентства, со свойственной ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.

Импрессионизм

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого направления в живописи.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгновенные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Камиль Писсарро (1830—1903) — представитель импрессионизма, автор светлых, чистых по цвету пейзажей {«Вспаханная земля»).Для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. В поздний период творчества обратился к изображению города — Руана, Парижа («Бульвар Монмартр», «Оперный проезд в Париже»}. Во второй половине 80-х гг. испытал влияние неоимпрессионизма. Работал и как график.

Творческому почерку Эдгара Дега (1834—1917) свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободно асимметричной угловатой композицией, знанием мимики, поз и жестов людей разных профессий, точными психологическими характеристиками: «Голубые танцовщицы», «Звезда», «Туалет», «Гладильщицы», «Отдых танцовщиц». Дега — прекрасный мастер портрета. Под влиянием Э. Мане .перешел к бытовому жанру, изображая парижскую уличную толпу, рестораны, скачки, балетных танцовщиц, прачек, грубость самодовольных буржуа. Если произведения Мане светлы и

жизнерадостны, то у Дега они окрашены грустью и пессимизмом.

Пьер Огюст Ренуар (1841—1919) вместе с К. Моне и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. В этот период Ренуар работает над развитием живого, красочного художественного стиля с «перистым мазком» (известным как радужный стиль Ренуара); создает множество чувственных ню {«Купальщицы»). В 80-е годы все более тяготеет к классической ясности образов в своем творчестве. Более всего Ренуар любил писать детские и юношеские образы и мирные сцены парижской жизни {«Зонтики», «Мулен де ла Галет», «Ж. Самари»). Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия. Но Ренуару принадлежит следующая мысль'.

В течение сорока лет я шел к открытию того, что королевой всех цветов является черная краска.

Тесно связано с импрессионизмом и творчество Анри Тулуза-Лотрека (1864— 1901). Он работал в Париже, где рисовал танцовщиц и певиц из кабаре и проституток в своей особой манере, отличающейся яркими красками, смелостью композиции и блестящей техникой. Большим успехом пользовались его литографические плакаты.

Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире — как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства в частности, в скульптуре.

Так, современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа «Поцелуй», «Мыслитель» и др.) Для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергическая живописная лепка. Скульптура имеет текучую форму, приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчество с импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским размышлениям («Бронзовый век», «Граждане Кале»). Художник Клод Моне назвал его «великим из великих». Родену принадлежат слова:

Скульптура это искусство углублений и выпуклостей.

В XIX в. творили такие известные скульпторы как Франсуа Рюд (1784—1855) — создатель барельефа «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже, изображающего фигуру Свободы, ведущую за собой революционеров; анималист Бари; мастер реалистического скульптурного портрета Долу.

Но только Роден внес новое в пластическое искусство лепки, расширил его диапазон и обогатил язык. Портретным бюстам Родена свойственны острота и цельность передачи характера изображаемого человека, его внутреннего мира («Ж. Долу», «А. Рошфор»).Творчество Родена было новаторским, плодотворным, оно дало импульс художественным исканиям многих мастеров европейской скульптуры XX в.

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Клод Дебюсси (1862—1918) — основоположник музыкального импрессионизма. Он воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Современники считали своего рода манифестом музыкального импрессионизма прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна». Здесь проявилась зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных произведений Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» по драме М. Метерлинка. Композитор создает сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Самое крупное симфоническое произведение Дебюсси — три симфонических эскиза «Море». В последующие годы в сочинениях Дебюсси проявились черты неоклассицизма.

Продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической музыки французский композитор и пианист Морис Равель(1875—1937).

Его работам присущи чувственность, экзотическая гармоничность и великолепные оркестровые эффекты (балет «Дафнис и Хлоя»,болеро для оркестра).

Постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерской»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Именно в это время Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной композиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Берега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал преимущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и желтого. У него смелый лаконичный рисунок.

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказало большое влияние на живопись XX в.

Поль Гоген (1848—1903) — один из выдающихся представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. Он использовал синтетические обобщения цвета и линий. Основная тема картин Гогена — быт и легенды народов Океании (Таити), поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полные символики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитизации формы. У него предельно упрощенный рисунок, формы предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие. Композиции носят орнаментальный характер. Гоген — автор таких картин, как «Брод», «А, ты ревнуешь?». На Таити он написал один из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»

Вершина постимпрессионизма — творчество Винсента Ван Гога (1853— 1890). В его творчестве два периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Несмотря на непродолжительный период творческой жизни, художник создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Творчество Ван Гога имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тоска. Его картины «Хижины», «Спальня», изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными или параллельными мазками, ведущими при изображении, например, земли или хижины в одном направлении, а неба — в другом, противоположном. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей («Овер после дождя», «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше»). Его пейзажи, написанные в Арле, пронизаны страстным жизнелюбием. В них — сочетание ярких цветов, выразительный ритм рисунков и смелые свободные композиционные решения («Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле»).

При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее.

И в целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мотивы и настроения своете времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.

Театр

Влияние символизма и декадентства испытал и западноевропейский театр. Деятели этого направления призывали к созданию синтетического театpa, в котором представления сочетали бы слово, цвет, музыку. Его назначение символисты видели в воздействии на зрителя образами, не поддающимися конкретной смысловой расшифровке. В то же время они отстаивали принцип автономности творчества режиссера и художника по отношению к драматургии, являющейся идейной основой спектакля. Если актеры реалистического театра создавали многогранные образы, жизненно достоверные, то символисты стремились противопоставить этому односторонне заостренный, поэтически преобразованный образ-символ.

Такие деятели символизма, как С.Малларме, М. Метерлинк, Г. Крэг (1872 — 1966), отдавали предпочтение театру марионеток, хотели героев спектакля заменить «маской», «сверхмарионеткой».

Изобразительные средства (живописность мизансцен, скульптурность поз, музыка, цвет) должны были подчиняться созданию мистической атмосферы, чтобы внушить зрите



2018-07-06 849 Обсуждений (0)
Ювелирное искусство модерна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ювелирное искусство модерна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)