Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Век и новые формы искусства:набизм,фовизм,кубизм,дадаизм,сюрреализм.



2018-07-06 1600 Обсуждений (0)
Век и новые формы искусства:набизм,фовизм,кубизм,дадаизм,сюрреализм. 0.00 из 5.00 0 оценок




Мы уже знаем, что в истории мировой культуры встречается часто понятие «кризис». Не обошло оно и XX век. Но на это столетие приходятся величайшие достижения не только в технике и науке, но и в живописи, музыке, литературе, философии. Как же тогда понять утверждения о «кризисе»?

По-видимому, понятие «кризис» относится не к культуре как таковой, а к тем процессам, которые в условиях кризисных явлений возникают в обществе (тоталитаризм, технократизм, экономический кризис и депрессия, война) и порождают серьезные проблемы человеческого бытия и существования, бросают вызов культуре.

Культура отвечает на этот вызов, как правило, в новых формах, которые с точки зрения традиции непривычны и потому воспринимаются как «кризисные». Такими формами в европейской культуре XX в. были набизм (от евр. наби — пророк), представители которого пытались в живописи синтезировать литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм (Бонар, Дени, Вилар); фовизм (от франц. дикий), в работах которого чувствуется стремление к эмоциональной силе и стихийной динамике (Матисс, Руо, Дюфи и др.), а также кубизм.

Представители кубизма под влиянием Всемирной выставки 1900 г. попытались свести сложную реальность к простейшим геометрическим формам.

Сам термин «кубизм» придумал критик Вексель, указав тем самым, что индустриализация и механизация современного мира дают новое направление искусству, которое вскоре проявится и в поэзии Аполлинера, Салмона, Жакоба. Заговорят даже о «кубистской философии», принципы которой «перевернут мысль».

Один из первых теоретиков и практиков кубизма Ж. Брак (1882—1963) писал:

Искусство призвано тревожить, наука — внушать чувство уверенности.

 

 

П. Пикассо. Герника. 1937

 

Машины, техника, захлестнувшие Европу с начала века, делают жизнь монотонной, одноцветной, неприветливой. И такую же «серую поэзию актуальности» рисует названная «аналитической» первая фаза кубизма: инертные и повседневные предметы, геометрические конструкции современности, из которых изгнана вся музыка. Этой «толпой предметов абсурда», типа велосипедного руля, деталей различных механизмов и машин, которые художники и скульпторы вводят в мир искусства, чувствуется желание «захватить врасплох», даже эпатировать. И эта скрипящая ирония, близкая мистификации, приобретет, по словам Жана Тораваля, в дадаизме и сюрреализме измерения огромного фарса.

Пабло Пикассо (1881—1973) — французский живописец, испанец по происхождению. Вместе с писателем Дж. Джойсом и композитором И.Ф. Стравинским открывает культуру XX в. своими картинами «голубого периода» и становится живописным летописцем. В своих обостренно-выразительных призведениях, написанных в стиле кубизма, неоклассицизма, сюрреализма, художник-гуманист выразил протест против нового варварства XX в.

Картина «Герника» создана под впечатлением бомбежки Герники в период Гражданской войны в Испании. Картина, выполненная маслом в черных, белых и серых тонах, стала признанным шедевром и символом бессмысленных разрушений войны. Художник писал:

Искусство — это ложь, которая помогает понять нам правду.

Дадаизм1 и его последующая форма — сюрреализм2 были отражением послевоенного мироощущения абсурдности любой системы и самого человеческого бытия. Искусство рассматривалось как средство высвобождения подсознательного в целях преобразования мира.

Возникнув в Швейцарии в 1916 г., дадаизм вскоре переместился в Париж, к нему примкнули художники Дюшан, Миро, Пикабия и поэты Арагон, Элюар, Бретон. Это было кратковременное (дадизм просуществовал до 1922 г.), пестрое и хаотичное направление, охарактеризованное самими дадаистами как лишенное логики. Его авторы на выставках представляли различные коллажи в виде, например, наклеенных на холст окурков, газет, опилок. При этом демонстрация подобных «произведений» сопровождалась под стать им «музыкой» — ударами в ящики и банки, танцами в мешках. Дадаисты откровенно презирали традиционное искусство. Так, в «Моне Лизе» Дюшана (1919) к знаменитому портрету Леонардо были добавлены усы и борода.

На почве дадаизма в 20-е гг. во Франции возник сюрреализм. Сам термин ввел поэт Г. Аполлинер в 1917 г., принципы направления были сформулированы в «Манифесте сюрреализма», написанном поэтом А. Бретоном и опубликованном в журнале сюрреалистов «Ля революсьон сюррэалист» («Сюрреалистическая революция»). Возникнув в литературе, сюрреализм перешел в живопись, театр и кино.

Сюрреализм — это не просто творческий метод одного из видов искусства, это целая философия, что и позволило сюрреализму на довольно длительный период стать методологией всей европейской культуры. Эта методология основана на интуитивизме Бергсона, психоанализе Фрейда, герменевтических1 принципах Дильтея. Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются в творческий акт, который, в свою очередь, допускает «соединение несоединимого», «правило несоответствия», «свободные ассоциации». Первым сюрреалистом в живописи был Андре Массон (1896—1987). Заинтересовавшись проблемой бессознательного, Массон занялся рисунками пером, произвольно водя по бумаге, позднее он стал наклеивать на бумагу различные кусочки ткани, песок и т. д. М. Эрнст экспериментировал в технике коллажа, фотомонтажа, прибегая к сюрреалистическим образам.

Но самым главным представителем этого течения был Сальвадор Дали (1904— 1989). В начале своего творчества Дали под влиянием теории психоанализа 3. Фрейда использовал в своих картинах ошеломляющие фантастические образы. Он называл их «рисованными фотографиями снов». Вот название одной из картин Дали: «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон».

Дадаисты не претендовали на разрушение литературы, как считают многие, они только говорили о преобразовании самой идеи литературы, искусства, понимания красоты.

XX в. – новейшее время в культуре. Для XX в. характерен постоянный прогресс, он наметился во всех областях жизни.

Еще один характерный для XX в. показатель – постоянное стремление к объединению, интернационализации. Если раньше культура имела более четкие и определенные национальные границы, выраженные в культурных отличиях между различными государствами, то для новейшего времени эти границы стали все менее и менее строгими и отчетливыми. Главная причина такого межнационального объединения – научно-техническая революция, которая позволила наладить более тесный контакт между странами. Конечно же это взаимопроникновение культур различных государств не всегда было спокойным и мирным. Стоит вспомнить политические конфликты, приводящие к мировым войнам и другим противостояниям. И, если проследить за ходом истории, видно, что наиболее проблемные взаимоотношения между государствами были характерны для первой половины XX в. Вторая же половина оказалась более спокойной и безмятежной, в результате чего и интернационализация шла намного быстрее и прогрессивнее.

Глобальные изменения в жизни людей, связанные с переходом к новому виду общества – капиталистическому, а также огромный скачок в развитии научных знаний и другие факторы не могли не сказаться на культуре. Как реакция на эти изменения – появление новых культурных форм.

Для примера обратимся к живописи. Появился ряд новых, очень часто абсолютно оригинальных форм, таких как:

1) набизм (от французского nabis – «пороки» и от древнееврейского наби – «пророк»);

2) фовизм (от французского fauve – «дикий»);

3) кубизм(от французского cubisme, от cube – «куб»).

Набизм возник в Париже около 1890 г. Его создателями были художники Морис Дени (1870–1943), Пьер Боннар(1867–1947)и др.

Набисты, отталкиваясь от модерна, соединили воедино литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм.

С 1905 по 1907 г. просуществовало другое течение в живописи – фовизм.Оно, как и набизм, появилось во Франции под влиянием таких живописцев, как Анри Матисс (1869–1954), Альберт Марке (1875–1947), Жорж Руо(1871–1958), Рауль Дюфи(1877–1953), Морис де Вламинк (1876–1958). Для фовизма было характерно стремление к эмоциональности в передаче художественного изображения, динамичность и цветовая интенсивность.

Купить турник для подтягиванияТурники от 1380руб. Нагрузка до 600кг. Собственное производство. Доставка, самовывозВсе турникиПремиум турникиТурники из нержавейкиБрусьяkazan.workinshop.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.
Фитнес-клуб X-Fit АкБарсЛетние месяцы - бесплатно! Скидка в день обращения! Только до 30 июня. Успейте!О фитнес-клубеУслуги клубаКлубные картыВыгодные акцииakbars.xfit.ruСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
Спасибо, объявление скрыто.

Яндекс.Директ

В первой четверти XX в во Франции начинается расцвет кубизма, который позже появился и в других странах. Наиболее известный его представитель – Пабло Пикассо (1881–1973).В 1907 г. он вместе с французским живописцем Жоржом Браком (1882–1963) создал направление, для которого было свойственно выдвижение на первый план формальных экспериментов, таких как объемные формы на плоскости, геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.). Для кубизма характерен некий анализ, т. е. разложение сложных форм на более простые. Пикассо, используя нейтральные тона, разнообразно комбинируя геометрические формы, создает абсолютно радикальные произведения искусства («Королева Изабо», «Дама с веером» (1909 г.); «Портрет А. Воллара» (1910 г.); «Дриада», «Фермерша», «Три женщины» (1909–1910 гг.)).

Кубизм имел две стадии развития:

1) аналитическую (1907–1909 гг.);

2) синтетическую (с 1913 г.).

Синтетическая стадия кубизма отличается от аналитической большей цветностью форм, плоским изображением объектов.

Но Пикассо не стоял на месте, он постоянно искал новые формы для выражения. Вследствие чего в начале 20-х г. приходит к новому направлению – сюрреализму («Метаморфозы» (1930 г.)).

Сюрреализм(от французского surrealisme – «сверхреализм») выбрал в качестве источника художественных образов сферу подсознательного. Сюрреалисты использовали инстинкты, свои сновидения и галлюцинации.

На начальном этапе сюрреализм служил как некое отражение той абсурдной реальности, какой представлялся послевоенный мир. И если вытащить подсознательное наружу, то, по мнению художников, таким способом можно улучшить мир. Крупнейшей фигурой в мире сюрреалистической живописи стал испанский живописец Сальвадор Дали (1904–1989).Его произведения («Поэзия Америки» (1943 г.), «Портрет Пикассо» (1947 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), «Атомная Леда» (1947 г.) и др.) отличаются смелостью, безграничной фантазией, виртуозностью в исполнении, а также множеством противоречий и сочетанием, казалось бы, несочетаемых вещей и предметов.

Но сюрреализм коснулся и других видов искусства (литературы, театра, кино).

Если переход в XX в. сказался на живописи, то на литературу заметного влияния он не оказал. Литературное искусство продолжало развиваться, но без кардинальных изменений.

Начало XX века связано с появлением огромного числа талантливых писателей. Во Франции стоит выделить Марселя Пруста (1871–1922), АндреЖида(1869–1951), Жоржа Бернаноса(1888–1948), Франсуа Мориака(1885–1970)и др. На это время приходится расцвет французского романа, который становится более напряженным, душераздирающим и откровенным.

В английской и немецкой литературе наметилась тенденция следования классическим традициям. Примером могут послужить произведения английского писателя-романиста Джон Голсуорси (1867–1933), немецкого писателя Томаса Манна (1875–1955).

Несмотря на следование классическим традициям, в литературе XX в. очень заметно влияние модернизма. Это влияние прослеживается в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», произведениях австрийского писателя Франца Кафки («Процесс», «Америка» и др.), ирландского писателя Джеймса Джойса (1882–1941)(«Дублинцы», «Улисс», «Портрет художника в юности»). Многие писатели в своих произведениях пользуются новым творческим принципом, характерным для западноевропейской литературы начала XX в., – «потоком сознания». Впервые этот термин употребил американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей книге «Научные основы психологии» (1890 г.). Под этим принципом понимается передача процессов душевной жизни, некий «внутренний монолог». Это заставляет при прочтении книги поверить в свое присутствие в условиях, описываемых автором, сильнее сопереживать героям.

Вторая мировая война сказалась не только на жизни людей, но и на культуре. В философии и литературе выделилось новое направление – экзистенциализм(от позднелат. exsistentia – «существование»). Основная тема экзистенциализма – человеческое существование с его проявлениями (страхи, заботы, совесть и др.).

Экзистенциализм имеет две ветви:

1) религиозный экзистенциализм(немецкий философ Карл Ясперс, французский философ и драматург Габриэль Оноре Марсель и др.);

2) атеистический экзистенциализм(французский писатель Жан Поль Сартр, французский писатель и мыслитель Альберт Камю).

Наверное, одно из наиболее значимых событий в истории культуры XX в. – появление нового («седьмого») вида искусства, кинематографа.На начальном этапе это было немое кино, но в 1927 г. кино становится звуковым. Киноискусство нельзя рассматривать как обособленный вид искусства, ведь оно является синтезом литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и др. На начальном этапе своего существования кино ассоциируется с такими именами, как Рене Клер, Жан Ренуар, Жан Кокто и Марсель Карне. Эти выдающиеся французские режиссеры сделали кинематограф независимым.

Кино послевоенного периода – это прежде всего фильмы Жан Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберто Росселини, Луиса Бунюэля, Фредерико Феллини и др.

Первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны лидирует проблемное кино «новой волны». На смену ему приходит расцвет комедии. Появляются фантастические фильмы, мелодрамы, приключения, боевики и многие другие жанры. Огромную роль в киноискусстве играют США. Особое значение имеет Голливуд. Именно здесь до 50-х гг. находилась основная часть американской кинопромышленности. В американском кино появляется новый национальный жанр – вестерн.Постепенно США становятся лидерами в киноискусстве. Здесь появляется наибольшее количество фильмов и кинозвезд. Голливуд становится зачинателем американской эстетики и стандартов массовой культуры в США, влияние которой на весь остальной огромно.



2018-07-06 1600 Обсуждений (0)
Век и новые формы искусства:набизм,фовизм,кубизм,дадаизм,сюрреализм. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Век и новые формы искусства:набизм,фовизм,кубизм,дадаизм,сюрреализм.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)