Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика культурогенеза первобытной культуры



2018-07-06 961 Обсуждений (0)
Специфика культурогенеза первобытной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Началом развития мировой культуры является ее первобытный период. Он представлял собой длительный переходный этап от жизни животного к жизни человека.

Термином «первобытная культура» обозначают, во-первых,самый древний тип культуры, определивший жизнь людей на протяжении почти всей их истории;во-вторых,культуру живущих в современном мире народов, сохраняющих догосударственные формы социальной организации; в- третьих, древнейшую, архаичную часть современной культуры.

Первобытность как человеческие истоки содержит в себе ответы на многие тайны человека и мира его культуры. В рамках общих теорий о возникновении жизни на Земле существуют различные гипотезы о происхождении человека. Есть привлекательные версии о том, что человек рожден в космосе на одной из планет далеких звездных систем. Имеются всевозможные сюжеты о сотворении человека Богом. Естественнонаучная теория выводит человека из природной основы и относит к отряду приматов. Современный человек в этой классификации представляет вид «Человек разумный». Выделение данного вида растянулось на 3-3,5млн. лет и предстало как единый процесс формирования человека и общества (антропосоциогенез). В самом его начале развитие человека определялось законами биологической и, в меньшей степени, культурной эволюции. Приблизительно40-35тыс. лет назад человек приобрел современный физический облик. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами и правилами в поведении. Культурная эволюция становится решающей. Именно способность создавать культурные ценности является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Человека разумного.

Первобытная культура стала исторически первым типом т. наз. традиционной культуры, для которой характерно:

-присваивающее хозяйство;

-низкий уровень развития производительных сил;

'- приверженность существующим образцам поведения, обычаям, традициям;

-отсутствие письменности.

Традиционный характер данной культуры обеспечил ей более длительное существование, чем у всех последующих исторических типов культуры. И все же на протяжении десятков тысяч лет в первобытной культуре происходили изменения, которые были названы археологами, как разные ступени каменного века, сменившиеся веками металла - бронзы и железа.

Существуют разные классификации основных этапов развития первобытной культуры. Мы будем придерживаться археологической периодизации первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие:

каменный век (40-4тыс. лет до н.э.), который в свою очередь подразделяется на древний - палеолит (40-12тыс. лет до н.э.),средний мезолит (12-8тыс. лет до н.э.),новый - неолит (8-4тыс. лет до н.э.);

бронзовый век (3-2тыс. лет до н.э.);железный век (1 тыс. лет до н.э.).

Ключевое значение в истории человека занимает древний палеолит. Именно в это время заканчивается историческая эволюция ископаемых людей и появляется Человек разумный. Резко увеличивается разнообразие орудий труда, исходным материалом для которых служил кремень, иногда яшма. Нововведением стали сложные составные орудия из камня и кости. Изделия из различных материалов комбинируются. Но главным событием является введение экзогамии - исключение из брачных отношений ближайших родственников. Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции брака, появились семья и материнский род. Происходит становление социальных форм поведения, т.е. мира культуры (палеолитическая революция).

Материнский род сформировал и соответствующую систему управления, по сути своей коллективную. Все важные дела коллектива решались советом рода - собранием взрослых мужчин и женщин, которые пользовались одинаковым правом голоса.

Происходит активное развитие психики, становление речи и мышления, навыков изобразительного творчества, формирование мифологического сознания. Данная культура оставила массу памятников духовной (в основном) жизни: изображения животных и человека; резьба, мелкая скульптура, гравюра на кости, рисунки контуров руки; женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола (т.наз. палеолитические Венеры); пещерная живопись.

В эпоху мезолита человеческое сообщество перестает быть чисто охотничьим (ледник отступил). Люди больше занимаются собирательством, рыбной ловлей, наконец, изобретают лодку. Приручено первое домашнее животное - собака. Жизнь человека становится более спокойной. Он живет дольше, становится заметнее и получает право на имя. Живописные произведения этой поры стали более красочными, появились многофигурные экспозиции. Преобладающим в искусстве мезолита становится орнамент на керамике, т.е. достижение женщины.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда - полирование, сверление, пиление. Появляется гончарное дело - керамика. Почти все предметы быта (посуда, орудия труда) так или иначе украшены либо резьбой, либо орнаментом. Широко распространяются бусы, браслеты, серьги, раскраска тела. Удивительны

достижения строительства. Во всех местах земного шара обнаруживаются остатки культовых сооружений, статуи, изображения треугольников, спиралей, крестов, звезд, свастики, ромбов и т.д., явно имеющих символическое значение.

Но, пожалуй, самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Изменяются жилищные условия. На смену землянкам и хижинам приходят глинобитные и каркасные жилища. В речных поймах появляются большие богатые поселения - деревни и городища, общины объединяются в племена, возникают государства. (Примером цивилизации, зародившейся в каменном веке, является Др. Египет. Первое тысячелетие его истории прошло почти без металла).

В духовной жизни новые процессы вызвали появление различных культов плодородия и, соответственно, культа женской плодовитости, способной породить новую жизнь. Повсеместно распространяются культы Богини-матери. Одновременно появляются и мифы, в большинстве своем это мифы об умирающем и воскрешающем боге, что соответствует соотношению жизни и смерти в живой природе. Человечество переходило на новый этап своего развития.

Основной чертой, определяющей характер первобытной культуры, является синкретизм, т.е. слитность всех ее элементов, изначальное единство того, что в дальнейшем распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, мораль, искусство, науку, спорт.

Кроме того, первобытной культуре присущ антропоморфизм (от греч.антропос - человек, морфэ - форма) - наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек не просто не выделял себя из природы, но рассматривал последнюю по своему образцу и подобию. Поэтому он наделял как живую, так и неживую природу сознанием, волей, чувствами. Антропоморфизм как принцип мировосприятия мира давал возможность освоить природную реальность, объясняя по принципу аналогии различные природные явления. В подобном мире человеку можно было чувствовать себя гораздо более уверенным. Можно было вступать в переговоры с различными явлениями и даже требовать от них выполнения каких-либо важных действий. Именно антропоморфизм приводил к тому, что первобытные формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных. Ведь духи не были за пределами единого природно-человеческого мира.

Также первобытности свойственен крайний традиционализм. Традиции играют важную роль в любой культуре, выступая каналом передачи накопленного опыта. Но в первобытности они имели особое значение, поскольку именно вокруг традиции и в связи с традицией было возможно само существование общины. Именно традиция, которая в архаичной культуре понимается как изначально установленный порядок, вывела

общество из состояния хаоса. Поэтому забвение традиций приводит племя к гибели. Отсюда вытекает характерная именно для первобытности жесткость соблюдения традиций, неприязнь к инновациям и инакомыслию. Психологическое значение традиционализма состояло в том, что традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости.



2018-07-06 961 Обсуждений (0)
Специфика культурогенеза первобытной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика культурогенеза первобытной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)