Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика . Сельское хозяйство.



2018-07-06 427 Обсуждений (0)
Экономика . Сельское хозяйство. 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья , как и раньше , было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда. Расширяются посевы масличных и технических культур, развиваются маслоделие и виноделие.

Урожайность зерновых достигает уровня сам-4 и сам-5. Рост крестьянской активности и расширение крестьянского хозяйства приводили к сокращению хозяйства феодала, которое в новых условиях оказывалось менее выгодным.

Прогрессу в сельском хозяйстве также способствовало освобождение крестьян от личной зависимости. Решение об этом принималось и городом, близ которого жили крестьяне и с которым они были связаны социально и экономически, или же их сеньором-феодалом, на земле которого они жили. Укреплялись права крестьян на земельные наделы. Они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно формируется и становится все шире земельный рынок.Развиваются товарно-денежные отношения.

Средневековые города

Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города — около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4—б тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна — частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время "черной смерти" — эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка "городской воздух делал зависимого человека свободным" —для этого надо было прожить в городе один год и один день.

Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.

В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания — коммунальные революции, а также выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии — 200 городов.

Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Они определяли качество и полноценность монеты, и это было исключительно важным в условиях постоянно практиковавшейся меркантилистскими правительствами порчи монеты; производили обмен денег и перевод их из одного города в другой; брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты.

В начале классического Средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там, как впрочем, и по всей Европе эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами.

Средневековое ремесло

Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С ХII- ХIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей — каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки. В этот период углубляется специализация' ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. — большие башенные часы, в XV в. — карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества.

Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны "диких" ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации — ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции.

В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.

Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых — хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера.

Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась "шедевр" (современное значение слова говорит само за себя).

Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места.

С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV— XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой "вечных подмастерьев". Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства — мануфактура.

Развитие мануфактуры

Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья.

Торговля и купечество

Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период, по-видимому, все еще более развита, чем внутренняя. Центрами внешней торговли в Западной Европы тогда были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Крупнейшим участником внешней торговли Западной Европы были ганзейские города'. Их было около 80, и наиболее крупными из них были Гамбург, Бремен, Гданьск, Кельн.

В дальнейшем Ганза, расцвет которой приходился на XIII— XIV вв., постепенно теряет свое политическое и экономическое могущество и вытесняется английской компанией купцов авантюристов, ведшей интенсивную заморскую торговлю.

Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, так как наследовать имущество отца — "корону и владения" — мог только старший сын, а уделом остальных становились война, походы, разбой, рыцарские развлечения. Рыцари грабили городских купцов, а горожане, не затрудняя себя судом, вешали на городских башнях попавших им в плен рыцарей. Такая система взаимоотношений затрудняла развитие общества. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было очень динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный демографический обмен, способствуя формированию единой Европы.

Постоянно в пути были и лица духовного звания — епископы, аббаты, монахи,которым приходилось посещать церковные соборы, ездить с докладами в Рим. Именно они реально осуществляли вмешательство церкви в дела национальных государств, что проявлялось не только в идеологической и культурной жизни, но и вполне ощутимо в финансовой — из каждого государства в Рим уходило громадное количество денег.

' Города, объединенные в Союз (от нем. ганза — союз)

Средневековые университеты

Мобильной была и еще одна часть запад- неевропейского средневекового общества— студенты и магистры. Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII — начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV—XV вв. особенно выделялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмениваться мнениями и знакомиться с новыми идеями.

Университетская наука — схоластика — формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV—XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе. Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: "Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и "Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?".

Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, "Декамерон" итальянца ДжаванниБокаччо(1313—1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде. Формированию западноевропейской культуры способствовало и начало в 1453 г. книгопечатания. Первопечатником считают Иоганна Гутенберга (между 1394—1399 или в 1406—1468), жившего в Германии.



2018-07-06 427 Обсуждений (0)
Экономика . Сельское хозяйство. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика . Сельское хозяйство.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)