Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Верхнеказымские медвежьи игрища



2018-07-06 487 Обсуждений (0)
Верхнеказымские медвежьи игрища 0.00 из 5.00 0 оценок




Организацию игрищ взял на себя Северный фонд Администрации Ханты-Мансийского автономного округа, директор В.В. Сафронов, содержательную часть церемонии взял на себя Окружной фольклорный фонд, где руководителем являлся автор.

Праздник состоялся в декабре месяце, самый холодный месяц года. На стойбище организацией игрищ занимался Виктор Васильевич Сафронов, Степан Николаевич Молданов председатель Комитета Севера Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа. Светлана Кириловна Гындышева специалист Окружного Комитета Севера занималась организацией питания. Дополнительно для проживания гостей были поставлены чумы. На праздник за несколько дней были свезены с близлежащих стойбищ исполнители ритуальных песнопений. Кроме того, с реки Назым были приглашены исполнители священных песнопений, это было вызвано тем, что они являются носителями верхнеказымских традиций исполнения обрядовых песен, которые переселились на Назым в годы коллективизации.

Перед началом игрищ в стойбище готовили атрибут медвежьих игрищ, занимались установкой двух чумов, в которых отдыхали приехавшие гости и там же обедали. А в самой избушке происходила медвежья церемония. Ведущих исполнителей было двое: хозяин стойбища, и его сосед, живущий в 30 километрах. В сценках и представлениях духов-покровителей участвовали люди среднего поколения, также живущие недалеко от стойбища. Двое из представителей среднего поколения были ведущими (ортами) праздника, в их обязанности входили следование сценарию, переодевание выступающих, окуривание помещения, ведение счёта исполненным сценам и песням. Медведь был добыт осенью хозяином стойбища и тогда же был подготовлен для игрищ. Голова, снятая вместе со шкурой и лапами, стояла на улице в оленьей нарте.

1. Внос медведя в помещение

Хозяин стойбища занёс топор с улицы, стряхнул с него снег, приготовился у дверей к встрече медведя.

На улице слышны голоса, крики. Открывается дверь, из-за дверей двое мужчин показывают медведя. Хозяин не впускает:

-Не заходи, не заходи! Мы боимся!

Мужчин с медведицей впускают только на четвёртый раз, т.к. считается, что у самки четыре души, а у самца - пять.

Медведицу усаживают в передний угол дома, глаза закрывают берестяными кружочками, на когти надевают кольца, сверху накрывают голову платком.

2. Песня пробуждения медведя

Поёт один человек лёжа. Он обращается к медведице, что в стойбище собрались гости для проведения дома для игр, дома для смеха. Напоминает медведице, что она в лесу, когда жила рано встающим зверем была.

После исполнения данной песни её "поднимают", откидывают платок, которым она была накрыта. Песню пробуждения поют каждый день после добычи медведя.

3. Песнопение "Сын бога". "Кайёнг ар" или "вой ар" - 'медвежья песня'

Медвежьи песни поют несколько человек, обычно три, пять, семь, которые держат друг друга за мизинцы и в такт песне раскачиваются. В этой песне поют трое, все они одеты в ритуальные халаты, которые вне праздника хранятся в прикладах для духов (жертвованная одежда духам). У всех ритуальные шапочки.

В песне поётся о том, как в лесу нашли берлогу, как добывают медведя. Рассказываются все обычаи, связанные с разделыванием зверя и транспортировкой домой. Какие места проезжают, то их обязательно "кричат", останавливаются, и все охотники кричат семь раз название местности. В стойбище охотников встречают с дымящейся чагой, окуривают охотников и медведя, обрызгивают всех водой, т.е. проводят обряд очищения. Собираются исполнители песен, и начинается праздник.

Данная песня - некий сценарий медвежьих игрищ. В ней в форме песни передаются основные моменты игрищ. В конце песни поётся о том, как душа направляется на небо.

4. Песнопение "Спуск медведя с неба". "Кайёнг ар" или "вой ар" - 'медвежья песня'

Исполняют трое мужчин. Медвежонок живёт на небе у отца Торума. Отец ежедневно отправляется на охоту, сына оставляет в доме. Отец запрещает выходить наружу. Сын после ухода отца вышел из дому. Вышел из дверей, увидел посох отца и взял его. Посохом случайно проткнул полотно неба. Через отверстие увидел землю, которая его потрясла. С верху ей показалась земля, очень красивой. Ей захотелось вниз, там устроить для девушек и юношей дом для веселья и для игр. Стать земным малым Торумом.

Отец не отпускает. Только на третий день после настойчивых просьб отец соглашается и заказывает кузнецам железную цепь и люльку. Перед спуском даёт ему наставления: чтобы сын не трогал людские лабазы (амбар на сваях для хранения продуктов), не трогал стада домашних оленей, не разорял кладбища.

Спустившись на землю, он попадает во власть холода, голода, гнуса и совсем забывает все отцовские наставления. Он уничтожает человеческие стада, строения, разрывает человеческие могилы. Когда первый раз отступился, оленей забил, покушал вкустно. Через некоторое время совсем немощным стал. Похудел сильно, еле добрался до речной гривы, поел ягод, орехов, восстановились силы. Изготовил берлогу, мхом застлал, отверстие закрыл, лёг на зиму в берлогу. Весной просыпается медведь, на растаявших полянах ест прошлогоднюю ягоду. Поправляется, наступает лето, появляется гнус, выходит медведь в тундру. Начинает поспевать первая морошка. Лакомится медведь морошкой. Жир спиной нагуливает, жир грудной нагуливает. Начинает дуть холодный ветер, медведь идёт к гриве речной. По пути видит слопцы на боровую дичь. Берёт из слопцов глухарей, ест. Валяется у подножья деревьев, опять силы его покидают, совсем похудел. Идёт на речную гриву, собирает брустнику, орехи. Начал набирать жир. Начинает дуть сильный северный ветер. Пошёл снег, готовит медведь берлогу. Ложиться на зиму.

Просыпается только весной, начинает рыть муравейники, идёт в болото ест клюкву прошлогоднюю. Стал набирать жир, ближе к осеньи во время созревания брусники, идёт в сосновый бор. Собирает бруснику, жир нагуливает, валяется у подножья деревьев, чистит шубу. Между деревьями увидел лабаз с припасами, далеко пахнет сушёной жирной рыбой. Залез в лабаз, съел все припасы. Вылез к деревьям подходит, хочет поваляться, шубу почистить не может, силы его покинули. Начал худеть. Вот и снег повалил, ходит голодный зверь, издалека снизу увидел могилу человека. Подходит разрывает. И в то время появляется сама Мать-земля. Она напоминает медведице то, что она нарушила наказы отца, что теперь неминуема небесная кара. В это время раздаётся лай собаки и появляется охотник. С этих пор стал медведь смертным, если он встречается на пути человека, то его необходимо добыть, так как это воля Торума.

6. Песнопение рода "Торум щир ёх" - 'Небесного рода людей'."Кайёнг ар" или "вой ар" - 'медвежья песня'

Песня сочинена Молдановым Иваном Петровичем. Сегодня на считается священным песнопением - Торум щир ёх.

Поют три человека. Ходит медведь по речным гривам, прячась от солнца. Но вот начинает дуть северный ветер, он выходит в тундру, где видит много морошки, медведь собирает её. Ветер внезапно стихает, зверя начинают донимать комары. Медведь направляется на гривы реки Сюньюган. Орех кедровый созрел, набирает медведь “жир спинной, жир брюшной”. В бор сосновый выходит, бруснику собирает. Осень наступила, холодно становится, начинает падать мелкий снег. Медведь ищет место и роет берлогу, вход мхом сухим закрывает. Зимой медведь слышит лай собак. Мужчина из рода Торум щир ёх подходит к берлоге. Охотники закрывают брёвнами вход в берлогу, убивают зверя, вытаскивают из берлоги. По всем обычаям разделывают тушу. После того как разделана туша, разводят костёр, варят мясо, ставят жертвенные блюда всем лесным духам. Затем направляются на стойбище. По пути останавливаются на 12 местах, выкрикивая наименования тех мест. Вечером приезжают на стойбище, на следующий день везут по святым местам. Всего посещают девять святых мест. Ночуют в старой деревне Юильск.

Одно из главных святых мест верхнеказымских хантов. Здесь находится хорей бабушки, т.е. боги Казыма (хорей - длинный шест для управления оленями). Когда Казымская богиня ехала на истоки реки Казым, то здесь она оставила свой хорей, который стал местом поклонения. Он имеет вид березы, из ствола которой растёт сосна. Но и в самом деле там произрастает такое дерево.

Делают жертвоприношение, молятся духу-покровителю Юильского городка, а также и другим лесным духам близлежащих мест. После этого едут в стойбище, где начинают игрища, в ходе которых одну из душ направляют на небо, одна из душ остаётся покровителем дома, другие души направляют на святые места.

6. Окуривание помещения

Помещение окуривают орты. На них ритуальные шапочки и халаты, на руках ритуальные рукавицы. Один из них держит блюдце с дымящейся чагой. При окуривании обходит всё помещение по солнцу со словами: "Кур-кур-кур." Второй раз с другими словами: "Вак-вак-вак", "Сип-сип-сип", причём каждый раз когда подходит к медведю то приседает перед ним. Далее идёт со словами: "Сип-сип-сип-пет-пет-пет-те-те-те", последний раз: "Туш".

Это звукоподражание птицам, (ворон, селезень, гагара, кедровка, сова, кулик) которые собрались на празднике. Почти каждый дух является на праздник в образе птицы, а некоторые духи имеют даже несколько таких перевоплощений.

После окуривания под сопровождение песни танцуют ведущие праздника.

7. Мужские танцы

8. Женские танцы

9. Сценка "Боюсь". "Лунгалтуп" - 'Входящий'

Входят двое, оба одеты в суконные гуси, в руках посохи, на лицах берестяные маски. Они изображают двух братьев. Входит один исполнитель, за подол его гуся держится младший брат, он очень боится медведя. И всё приговаривает:

-Боюсь, боюсь, я сильно боюсь.

Первый: - Это кто? Брат, это кто? (показывает на медведя).

-Пупи - медведь (подставное название медведя).

-Боюсь, боюсь, боюсь, эй, боюсь.

-Крепись, крепись.

-Боюсь, боюсь.

-Братишка, вот сверху вниз спускающаяся гора (показывает на переносицу). Первый называет здесь и далее все части тела медведя подставным названием, а младший брат прямым.

Второй: - Это переносица.

-Вот это звёздочки.

-Это глазки. Боюсь, боюсь.

-Нельзя так говорить.

-Если нельзя так говорить, то надо было раньше сказать.

-Потом это с той стороны пенёчки.

-Это ушки.

-Далее с той стороны зигзаги.

-Это шейные позвонки.

-Нельзя, нельзя так говорить.

-Если нельзя, так надо было раньше говорить.

-Боюсь, боюсь, боюсь.

-Патьлювал (ствол держащие кости).

-Так не говори, нельзя.

-Если нельзя, надо было раньше сказать.

-Вот передние двое.

-Это руки. Боюсь, боюсь.

-Так не говори, нельзя.

-Если нельзя, нужно было раньше говорить.

-Вот с задней стороны рогатинки.

-Это желудок. Эй! Боюсь, боюсь.

-Так не говори, нельзя.

-Если нельзя, давно нужно было сказать.

-А это лодочка.

-А это грудь.

-А это узорчатый кусочек.

-А это попочка.

После этих слов исполнители уходят.

 

10. Сценка "Хвастун". Лунгалтуп

Входит мужчина, одетый в суконный гусь, на лице маска, в руке посох. Проходит в середину помещения к голове медведя и садится на пол, сидит, весь дрожит от страха. Спрашивает присутствующих (показывая на медведя): "Он шевелится. Боюсь…". Исполнитель ещё больше начинает дрожать. Однако затем с каждым разом становится всё смелее и смелее. Затем начинает хвастать, что он вообще ничего не боится, а таких, как этот (показывает на голову медведя) он таких по двадцать штук разом убивал.

11. Сценка "Всё наоборот". Лунгалтуп

Входит исполнитель, одетый в суконный гусь, на лице маска, в руке посох. Спрашивает зрителей:

- Мужчины и женщины, что-то вас много собралось? Что делать вы сюда собрались?

- Зверя танцуем.

- Зверя танцуете? Вы что, не знаете, что теперь новая власть? Продукты с каждым днём всё дороже становятся. Вы этого зверя сюда зачем посадили?

Так нам "сангхальнган-хоймаснган" - 'рождающие-нерестящие' сказали (некие первопредки).

- Да, вы каких-то странных с.х. имеете. Вы его (показывает на медведя) должны сюда посадить (показывает на противоположную сторону дома. Сторона у дверей и считается сакрально нечистой, и зверь не может там находиться).

- Это что?

- Окно.

- Что вы, окно должно быть здесь (показывает на противоположную сторону, и так всякий раз).

- Это что?

- Печь железная.

-Почему вы её сюда поставили? Кто вас так заставил?

-С.-х. (повтор несколько раз).

- Странных вы каких-то с.-х. имеете.

- Что делать, так нас научили, так и живём.

- Вот дела! А это что?

- Двери.

- Нет, если я, то так бы не сделал.

- Вот дела! Странных с.-х. вы имеете…

12. Сценка "Мышка". Лунгалтуп

Входит мужчина, одетый в суконный гусь, на лице маска, а в руке посох. Спрашивает присутствующих:

- Что делаете?

- Зверя танцуем.

- А мне можно с вами танцевать?

- Если спокойно будешь себя вести, что плохого, входи.

- Я спокойней всех буду танцевать.

- Знаешь, мы вот тут сидим и боимся.

- Да. Вы, наверное, тоже охотитесь, рыбачите? По дороге сейчас я столько зверей видел. Одного зверя (медведя) на части разорвал, другого зверя пополам разорвал, на обе стороны дороги куски разбросал.

- Надо же!

- Я вот такой! Столько рыбы-зверя добыл!

- Надо же! Посмотрите-ка!

- Что белку найду, что бурундука найду, пополам разорву, на части разорву, на обе стороны дороги куски раскидаю.

- Ты что, никого не боишься?

- Я? Нет! Я никого не боюсь. Вы что, чего-то боитесь?

- Да, мы вот этого боимся (показывают на медведя).

- Ха-ха-ха, такого-то зверюшку боитесь! Пока я сюда шёл, таких вот огромное количество на обе стороны дороги раскидал. Ха-ха-ха! Сильно вы смешные люди.

- Мы ещё и других животных боимся. Лосей, диких оленей.

- Сейчас, когда я шёл сюда, увидел лося, его я пополам разорвал и кишки на деревьях развесил, а оленя и говорить нечего, за рога поймал, об дерево ударил, пополам разорвал и куски по дороге разбросал. Ха-ха-ха! Вот нашли, кого бояться!

- На этой земле росомахи есть, они очень злые звери, на человека нападают, вот мы их тоже боимся.

- Я когда сюда шёл этих росомах за ноги брал, да об деревья бил. Ха-ха-ха!

- Мы ещё одного зверя боимся. Маленького зверька.

- Он что-то делает?

- Очень много чего делает, наши одежды прогрызает. (К ноге исполнителя привязан кусочек шкурки - это "мышь"). Он как увидел её, испугался и с криком выбежал.

13. Сценка "Догоняющий солнце". Лунгалтуп

Входит исполнитель, одет он в суконный гусь, на лице маска, в руке посох. У дверей стоят ещё двое. Вошедший говорит: "Я долго шёл, совсем замёрз. Возьму дрова наколю. (Имитирует колку дров). Вот теперь я с огнём, вот греюсь, а братья мои, где же они? Сейчас я замёрзну, я сейчас озябну! Ну, сейчас я Солнце-женщину догоню, Солнце уже низко находится. Ещё братья куда-то делись. Ий! Солнце-женщина, меня подожди! (бежит за солнцем, пытается догнать). Ну, всё, солнце скрылось! Совсем же близко до неё оставалось. Что теперь делать, тут и замёрзну. Наверно, этих огромных лиственниц срублю. Тёмка-порска (имитация рубке деревьев)! Ну, всё, сейчас по лиственнице прокачусь и у братьев окажусь. Ну-ка, посмотрю. Ха-ха-ха! Братья у костра сидят, то спину к огню повернут, то живот к костру повернут, огромный костёр из смоляных дров разожгли. А я тут замерзаю, ну ладно, сейчас прокачусь… (по полу катится, имитирует катание по стволу дерева). Ну, не докатываюсь. Что теперь делать? Хотя и высокую лиственницу срубил, но до братьев не мог докатиться. Ну-ка, сучья срублю и по ним до братьев доберусь. Тёмка-порска! Маленький огонь! Ну, наверное, сейчас до братьев докачусь. Аха-ха-ха! (скатывается по стволу и сучьям). Братья, что вы делаете? Я сейчас совсем озябну. Надо же, такое большое дерево срубил, прямо сюда скатился. Аха-ха-ха!"

Все танцуют и уходят.

14. Песня-миш духа реки Лямин. Лунгалтуп

Входит исполнитель, на нём одет суконный гусь, маска, в руке посох. Приветствует всех присутствующих, просит разрешения присутствовать на празднике. Спрашивает:

- Чем вы занимаетесь?

- Мы зверя танцуем.

- Большой или маленький зверь?

- Большой, достаточно большой.

- А меня запустите танцевать?

- Да вот ожидаем, кто танцевать придёт, такой человек нам и нужен.

Вошедший начинает петь, что он в этот переполненный людьми дом пришёл со священной реки Лямин, по среднему течению Лямина его дом находится. Говорит о том, что его река кожистых зверей полный Лямин, чешуйчатых рыб полный Лямин. “Эту весть о своей земле сказать я сюда заходил, по пути, когда шёл сюда, чёрного соболя я повстречал. Теперь рядом с медведицей его посажу. Четыре божественные ночи вместе проведём. А теперь свой танец с удачей на водных зверей я вам оставлю, свой танец с удачей на лесных зверей я вам оставлю”.

Танцует и уходит.

15. Песня "Лисица". Лунгалтуп. "Вурас верты" - 'беду накликающий'

Входит исполнитель в суконном гусе, на лице маска, в руке посох. Зрителям говорит, что он пришёл ловушку ставить на лисицу. На осеннее стойбище лисица повадилась, хорошая следы крупные похоже, что лисица пушистая, скоро отец белый царь дань собирать будет.

Ставит ловушку, показывает, как идёт домой, как спит. Утром просыпается и идёт проверять ловушку. Приходит, там уже сидит лиса. Берёт её за лапу, лапа отрывается, лисица убегает. Охотник пошёл догонять. Догоняет, схватил за передние лапы, но и они отваливаются, лиса дальше бежит. Вновь охотник пускается за лисой, догнал её, схватил за хвост, да хвост отрывается, а сама лисица дальше бежит. Опять догоняет, на этот раз схватил за спину, спина отрывается, лиса бежит дальше. Вновь догоняет, хватает за живот, но живот отрывается, дальше лиса уходит. Совсем охотник выбился из сил, но всё-таки догоняет, поймал за шею, шея только и осталась у него в руке, дальше одна голова покатилась. Догоняет голову, поймал её, а душа дальше побежала.

А вы все присутствующие мужчины слушайте, так не делайте, сначала добудьте зверя, затем говорите, для кого он предназначен или зачем.

16. Сценка "Жертвоприношение". Лунгалтуп

Входят двое в суконных одеждах. Один из них говорит, что у него заболели внуки, и он сейчас будет шаманить. Садится напротив головы медведя и начинает петь. При пении ритмично стучит одним посохом о другой (имитирует звук бубна). В ходе сеанса узнаёт, что внукам необходимо построить лабаз (амбар на сваях) куда нужно положить приклады (одежды) для духов, которые после этого обряда станут покровителями.

Имитируют постройку лабаза. Затем приносят в жертву фигурки оленей (специально изготовленные из теста). Ставят в ряд семь "оленей". Читают молитвы, после этого пронзают фигурки "копьём". "Мясо" раздают с шутками всем присутствующим.

17. Сценка. "Неблагодарный". Лунгалтуп

Входят двое одетых в суконные гуси, в масках, в руках посохи. Садятся на пол перед мордой медведя, один начинает петь, что у него кончились припасы еды и он едет к брату. Когда приезжает брат тот ему даёт муку, сахар, чай. Тогда он уезжает, когда отъехал, то запел: “Был я у брата, брат ничего не дал”. Тогда брат его догоняет и говорит: “Почему ты так поёшь, я же всё, что мог, всё дал”. Поехал дальше, опять поёт о том же, что ему ничего не дали. Опять брат догоняет, только после этого он стал петь, что славный есть у него брат, в нужде великой он помог.

После этого оба встают и начинают танцевать.

18. Сценка. "Отец и сын". Лунгалтуп

Входят двое мужчин, на обоих суконные гуси, они подпоясаны, на лицах маски, в руках посохи. Это отец и сын. Отец начинает петь, что сын его ездил в Тобольск, привёз оттуда шляпу, что в этом плохого, если он ему подарит шляпу эту. Сын в ответ поёт, что шляпу ту он давно износил и на ветки берёзы, вдали стоящей, давно повесил. Далее отец начинает петь, что он костюм покупал, что сапоги покупал. И каждый раз сын отвечает, что он давно их износил. В конце оба начинают танцевать и уходят.

19. Сценка. "Какой-то зверь". Лунгалтуп

Входят трое, у двоих маски, а у одного поверх маски накинут платок -это женщина. Они представляют бабушку и двоих её внуков.

Внуки направляются на охоту. В лесу добывают какого-то зверя, не могут определить, что за зверь, и идут домой к бабушке. Упрашивают её пойти с ними в лес, посмотреть. Бабушка долго не соглашается, объясняет, что она очень старая и уже ходить не может. Внуки упрямо просят пойти с ними. Наконец она соглашается, едут вместе в лес. Бабушка определяет на ощупь зверя и с трудом узнаёт, что это медведь. Теперь нужно по обычаю разделать медведя. Внуки говорят, что они не знают, как снимают шкуру. Бабушке самой пришлось всё это сделать. После разделывания зверя бабушка говорит, что нужно теперь "танцевать" зверя. И опять внуки не знают, как. Бабушка сердится, однако пытается всё показать. Но внуки всё делают наоборот. Ничего не добившись, все танцуют и уходят.

20. Вечерняя песня или песня, усыпляющая медведя

Поёт один человек в повседневной одежде: “Медведица, когда жила в лесу, то всегда рано встающим зверем была. Что же сейчас ты не спишь? Твоя сестра-кедровка давно уж уснула. Твоя сестра-заяц давно уснула. Сестра-лисица у ветвистого дерева давно улеглась. Медведица, послушай, играющих девочек желанный дом давно стих, играющих мальчиков желанный дом давно уж стих. Многочисленные мужчины с наростами на животе приходили, многочисленные мужчины с наростами на спине приходили. Дочка-медведица засыпай!”

Второй день

21. Утренняя песня. Вариант №2

22. Песнопение "Среднеобская девушка". Медвежья песня

В песне поётся о том, что добыли в лесу медведя. Доставили в стойбище, снарядили для праздника. Со всех соседних стойбищ народ приехал. Хозяин дома съездил за среднеобской девушкой и привёз её на игрища. Он ставит на стол много всякой вкусной еды. Исполнители поют, танцуют. Сценки разные ставят. Медведь видит, какая статная эта девушка. Вижу, как много у неё на руке колец серебряных. Встаёт она и начинает танцевать "ловко руками танцующий танец". Я, медведь, думаю: "Какой она славный танец танцует, божественный танец, а вот какое у неё лицо, я не видел". В то время когда она танцевала, платок с лица её скатился, с головы её скатился (женщины на медвежьих игрищах должны закрывать голову и лицо платком). И вот я с нетерпеньем на её лицо смотрю и ужасаюсь. Её лицо как неумелым мужчиной обтёсанный болван. Её рот как огромного налима прожорливый рот.

Далее направляют одну из душ медведя на небо к создателю. Одна из душ остаётся духом-покровителем дома, а остальные направляются на святые места.

23. Песнопение реки Помут. Медвежья песня

Поётся от имени медведицы. Медведица с двумя медвежатами, с двумя белогрудыми детками собирает морошку. Жир спинной нагуливает. Осенью перемещается ближе к реке Помут. Здесь они питаются орехами, ягодами. Далее описывается их путь к сопке. Там она готовит берлогу и ложится на зиму. Пробуждаются от скрипа нарт. Это приехали люди из рода Крылатых. Они добывают медведицу с медвежатами. Описывается весь ритуал снятия шкуры и разделывания шкуры. Проводят игрища, в ходе которых души направляют в различные места.

24. Песнопение "Беду накликающий". Медвежья песня

Поётся от имени медведя. Лето наступило, очень жаркое. По тундре бродит медведь. Много морошки выросло, собирает медведь в свой не наполняемый (подставное слово - означает ‘ем’) кузов, жир набирает. Комары, овод свирепствуют, не дают покоя медведю. Медведь дальше бежит к гриве речной, там он собирает орехи. С каждым днём ветер сильнее, выпадает первый снег. Мороз крепчает, а медведь не ложится спать, бродит голодный по лесу. Пошёл один молодой человек на охоту и случайно встречается с медведем-шатуном. В неравной схватке юноша погибает. Отец юноши, находясь дома, почувствовал беду. Он направился по следу сына и вышел на место схватки. Медведь всё ещё там. Он убивает зверя и сжигает труп медведя-людоеда.

25. Песнопение "Огненный мужчина". Медвежья песня

Поётся от имени медведя. Мужчина из рода "Огненных людей" пошёл на охоту. Он не стал соблюдать никаких обычаев, снял шкуру, мясо под мох закопал. Когда вернулся домой, сильно заболел. Поехали за шаманом. Шаман стал камлать, в процессе чего узнаёт, что юноша убил медведя, но, не соблюдая традиции, снял шкуру, мясо закопал под мох, за что и наказан. Юноша поднялся с трудом, пошёл в лес, вытащил мясо из-под мха, соблюдая все ритуалы, привёз домой, провёл игрища. Души медведя направил, куда следовало, а одна душа согласилась быть духом-покровителем дома, рода "огненных людей".

26. Окуривание помещения. Небольшое расхождение с № 6

27. Мужские танцы

28. Женские танцы

29. Песня речки "Нёлхорюхан". Лунгалтуп

Входит исполнитель в маске, на нём суконный гусь, в руке посох. У зрителей спрашивает разрешения присутствовать на празднике. Когда ему разрешили, начал петь. Он поёт о том, что приехал на оленях с далёкой речки Нёлхорюхан, притока Назыма. Там он является духом-покровителем. Пришёл, чтобы дать удачу в охоте на лесных и водных зверей. По пути добыл соболя, и пусть шкура этого соболя в течение праздника будет лежать рядом с медведицей. После песни танцует и уходит.

30. Песня-шутка "Дайте маленькое место посидеть". Лунгалтуп

Входит исполнитель, одетый так же, как и предыдущий. Просит разрешить ему потанцевать, зрители разрешают. Он начинает петь, что вот он пришёл в дом, переполненный народом, неужели для него нет маленького места. Подходит к мужчинам, приседает и тут же вскакивает: "Шилами меня искололи, ножами меня искололи". Дальше поёт, может, место среди женщин есть для него. Пытается сесть среди женщин, но тут же вскакивает, говорит, что его иголками искололи, ножницами изрезали.

Далее он обращается к снохам (т.е. к молодым женщинам), чтобы они поближе к нему сели и ноги бы свесили с нар. Обращается певец к пожилым людям, чтобы они к дальнему углу отодвинулись.

Танцует и уходит.

31. Песня "Русский зять". Лунгалтуп

Входит исполнитель в маске, в руке посох, одет в суконный гусь. Просит разрешения присутствовать на празднике. Зрители ему разрешают, тогда он начинает петь. Поёт, что был у него русский зять, было у него стадо в сотню оленей. А сейчас вот босые ноги остались, пешком я к вам дошёл. Оленей зять растерял, кисы зять износил. Многочисленные сидящие здесь мужчины, не выдавайте своих дочерей за русских, а то останетесь такими, как я, босыми, такими же, как я, пешими.

Танцует и уходит.

32. Песня духа реки Сорум. Миш ар

Входит исполнитель, на лице маска, в руках посох, одет в суконный гусь. Это покровитель реки Сорум. Он поёт о том, что живёт в среднем течении реки, на священной сопке. Сегодня утром к нему прилетел чёрный ворон и сообщил, что на земле Казымской богини собираются все крылатые звери, все ногастые звери. Вот он и явился на игрища. Он рассказывает о себе, что живёт в чуме. Если женщины мимо проезжают, то лицо закрывают. А всякий мимо проезжающий с жертвой медных монет проезжает, с жертвой серебряных монет проезжает. Кто не исполнит те предписания, тому тяжело будет ехать до конца пути. Поёт, что оставляет в танцах удачу в рыбной ловле и охоте на зверей, ясную погоду для тех, кто в пути.

Танцует и уходит.

33. Сценка "Замёрзший брат". Лунгалтуп

Входят трое в масках. Это три брата, они идут на охоту. Старшие братья идут вместе, а младшего отправляют одного. Шёл младший брат по лесу, ничего не добыл, весь замёрз, голодный. Хотел развести костёр, не получилось. Тогда он разделся и лёг на снег (в действительности одетыми ложатся под снег, специально роют нору). Ночью сильно замёрз, весь дрожит. В это время мимо проходили братья, они услышали звуки дрожания младшего брата. Вышли на него, он весь замёрз, братья согрели его, и он ожил.

Танцуют все и уходят.

34. Песня "Встреча с женщиной-миш". Миш ар

Входит исполнитель, на нём суконный гусь, в руке посох, на лице маска. Просит разрешения присутствовать на игрищах, ему разрешают, и он начинает петь. Поёт сидя перед головой медведицы. Он поёт о том, что живёт в верховьях таёжной речки. Однажды сидел, сидел, сильно проголодался. Поднялся на ноги, вышел из дому, надел лыжи. Пошёл в лес поохотиться. Находит след зайца, догоняет его, стреляет - мимо. Снова бежит за зайцем, снова стреляет, опять мажет. Снова побежал догонять, вот-вот догонит, в это время увидел дом, где живут лесные духи. Входит в дом, а там на нарах сидит женщина, которая ему говорит: "Ты почему в меня стрелял, хорошо, что твоя стрела не достигла цели. Когда жил твой отец, то у него был лабаз (амбар на столбах) с прикладами для лесных духов. Ты теперь тоже должен такой лабаз построить и в жертву оленей принести для благополучия дома и удачи на охоте и в рыбной ловле.

Входят ещё двое, они ставят семь фигурок животных. Втроём начинают молить духов, после этого раздают все кусочки присутствующим.

35. Песнопение "Каменной спины" (каменная спина - собственно уральские горы). Медвежья песня

Поётся, что медведь спит в берлоге. Долгую зиму лежит он. К весне слышит одним ухом, что стал дуть тёплый ветер. Выходит зверь из берлоги, ноги разминает. Весна проходит быстро, наступает лето, начинают летать комары, с каждым днём их всё больше. Ищет медведь гривы речные, где прохладней. Идёт по берегу реки, видит лабаз, заходит внутрь. Это возле речки Вогулки, там священное место Торума (Торум - верховное божество у хантов). Сидит в лабазе, слышит, едут люди на оленях, они не трогают его. После этого он отправляется на другое священное место на реке Щекурья. Опять садится в священный лабаз. Приезжают люди, вновь его не трогают. Он идёт дальше, вот уже и снег выпал. Переходит к другой речке по названию Сыня. Там находит святое место, садится в лабаз. Люди приезжают на святое место, а в лабазе медведь, и они его убивают. Везут его на стойбище, собирают людей на игрища. Когда начались игрища, заболел один мужчина из Щекурьи. Вызвали шамана, стал он шаманить, в процессе камлания он узнаёт, что медведя нужно было добыть ещё в Щекурье. Для того чтобы исправить положение, нужно ехать в Щекурью, сделать жертвоприношение на святом месте. Все поехали на святое место в Щекурью. Там провели жертвоприношение, а когда вернулись, то же самое случилось с мужчиной с реки Вогулка. Все поехали на святое место, провели там ритуал жертвоприношения. Приезжают домой и продолжают игрища. В процессе игрищ направляют души медведя на святые места, на небо одна душа остаётся духом-покровителем дома.

36. Мужские танцы

37. Женские танцы

38. Сценка "Ведущие-орты измеряют дом"

Сценки, где выступают ведущие праздника, относятся к отдельному типу. Они обычно окуривают помещение, в котором проводят игрища, измеряют его после чего обязательно танцуют. Одеты они в распашные халаты, подпоясаны матерчатым поясом, на голове ритуальная шапочка.

Входят оба ведущих, они мажут кончики пальцев сажей и пытаются достать (допрыгнуть) как можно выше. При этом на балках оставляют следы от пальцев. Скоро явятся высокие лесные духи, поэтому очень важно знать высоту помещения. Высоту дома измеряют по самой высокой отметке.

После того как измерена высота, орты танцуют и уходят.

39. Сценка "Бездетные муж и жена". Лунгалтуп

Входят двое, оба в масках, одеты в суконные гуси, в руках посохи. Это муж и жена, спрашивают разрешения присутствовать и потанцевать на игрищах. Когда им разрешили, муж запевает. Он поёт, что когда в лесу готовил брёвна, то там забыл шапку, спрашивает жену, кого же теперь отправить. Жена ему отвечает: "Когда ты мужчиной был, то спал всю ночь, кого же мы отправим? Сына нету, дочери нету". Муж дальше поёт, что он забыл рукавицы. На что жена отвечает: “Кого же мы отправим, ты детей не делал, я их не собирала, кого же мы отправим? Вот наступит весна, лёд понесёт по реке, тогда ты их и лови на льдине”.

40. Сценка "Пузатый и горбатый". Лунгалтуп

Входят двое исполнителей, одетых в суконные гуси, на лицах маски, в руках посохи. Один проходит и садится перед головой медведицы. Начинает имитировать греблю на лодке.

У того, кто едет на лодке, горб на спине он ставит ловушку на рыб, он старший брат. А второй сидит у дверей, у него большой живот, он младший брат. Когда старший брат пошёл спать, младший подплывает к ловушкам, вытаскивает рыбу и там же съедает. При этом вкусно причмокивает. В конце концов, старший брат подкарауливает младшего брата. Начинает бить его по животу, бьёт, бьёт и убегает от него, а младший его догоняет и начинает его бить. И так три раза. После этого оба танцуют и уходят. (Эта сценка является обязательной на каждых игрищах.)

41. Сценка "Вор". Лунгалтуп

Входят двое, одеты так же как предыдущие. Один садится на пол перед головой медведя, начинает имитировать греблю на лодке. Он подплывает к берегу озера, на котором стоит лабаз с припасами. Подходит к лабазу, просверливает отверстие и выпивает весь гусиный жир.

Приезжает хозяин амбара, а там нет жира. Тогда он снова натягивает перевес (перевес - сеть, натянутая между двумя деревьями поперёк просеки между озёрами. Стаи водоплавающей дичи вылетают в сторону просвета и запутываются в сеть).

Хозяин амбара поймал много гусей, уток положил их в амбар. Идет, прячется в кустах и ждёт, когда появится пузатый, т.е. вор. Только залез пузатый в амбар, выскакивает горбатый из укрытия и начинает его бить. Бьют друг друга три раза, после этого танцуют и уходят.

42. Песня "Люди с Печоры уходят ночевать". Лунгалтуп

Считается, что все исполнители в масках, занятые в сценках, - это люди с Печоры. В ортодоксальной традиции обязательно должна быть первая песня, когда эти люди приходят на праздник, они же заканчивают праздник песней ухода. Кроме людей с Печоры, в масках могут приходить духи-миш мужского рода. Все сценки, исполняемые людьми с Печоры называются лунгалтуп, буквально можно перевести как "входящие" (на праздник).

Входят трое на них суконные гуси, в руках посохи, на лицах маски. Они встают друг за другом, первый начинает петь. Они поют о том, что идут ночевать в лес под кроны густых деревьев. Завтра опять придём петь песни, шутить шутки, веселиться и смеяться. После того как песня закончилась, все начали танцевать.

43. Сценка "Рассказывающие сказки". Лунгалтуп

После людей с Печоры опять приходят люди в масках. На этот раз это специальная часть, которая так и называется приход людей рассказывающих сказки.

Входят трое в масках, это двое внуков и их бабушка. Внуки едут к бабушке, когда подъезжают к стойбищу, имитируют лай собак. Здороваются, целуются. Входят в дом, внуки сразу начинают просить бабушку рассказать сказку или легенду. Бабушка долго отказывается. Наконец начинает рассказывать быль: "Когда ещё молодая была, поехала на Обь рыбачить. Еду, еду, вдруг нос лодки стал очень тяжёлым. Стало лодку раскачивать. Вот-вот перевернёт, думаю, что же случилось? Оказывается это сапсан (большой орёл) на носу лодки гнездо свил. Дальше поехала. Лодка опять тяжёлой стала вот-вот ко дну пойдёт, смотрю, кулик на корме гнездо свил…"

44. Сценка "Внуки заболели". Лунгалтуп

Входят трое в масках, на них надеты суконные гуси, в руках посохи. Это шаман и два внука. Внуки заболели и просят шамана узнать, почему они болеют. Кормят шамана мухоморами. Он всё говорит мало, тогда ему готовят семь раз по семь мухоморов (т.е. 49). Он это всё съел и начал шаманить, стучит посохом о другой посох - это он имитирует звук бубна. Шаман узнаёт, что внуки на священном месте ставили рыболовную ловушку. Теперь для того, чтобы поправиться, нужно на том же месте принести в жертву семь оленей и построить лабаз с прикладами для духов.

Ставят семь фигурок из теста и начинают молиться. После молитвы "закалывают" оленей. Мясо раздают всем присутствующим.

45. Песня людей с Печоры, уходящих ночевать". Лунгалтуп

Входят трое в масках, первый запевает, что уже ночь, идут они ночевать. Мы с вами пропели и играли, а теперь уходим в лес ночевать у костра. Завтра если умрем, то придём снова. Если будем живы, то не придём. Танцуют три круга и уходят.

Это повтор и несколько иной вариа



2018-07-06 487 Обсуждений (0)
Верхнеказымские медвежьи игрища 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Верхнеказымские медвежьи игрища

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)