Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О танцах исполняемых на Медвежьих игрищах.



2018-07-06 681 Обсуждений (0)
О танцах исполняемых на Медвежьих игрищах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Если обратиться к истории народов земного шара, то можно констатировать факт: в культуре каждой, даже самой малочисленной народности, в большей или меньшей степени неизменно присутствует танец.

Все наиболее важные для коллектива моменты сопровождались танцами, будь то рождение, свадьба, война, лечение или похороны. Это явление не может быть случайностью. Очевидно, оно отражает важную сторону жизни человеческого общества. Иначе не создавал бы танцы человек, не передавал бы их из поколения в поколение, тщательно сохраняя и оберегая мельчайшие детали, относящиеся к ним. Уже одно это ставит традиционное танцевальное искусство в разряд источников информации, который при разработанной методике и соответствующем подходе к специфике материала может дать интересные сведения, касающиеся той или иной общественной формации.

Танцы являются неотъемлемым компонентом духовной культуры хантов. Они составляют часть их традиционного празднества – медвежьих игрищ, основанных на комплексе архаичных представлений о медведе.

Описанием подобных танцев занимались многие финно-угроведы, начиная с XVII века. Венгерский ученый Фелфёлди Л. в своей работе «Источники изучения хореографической культуры обских угров» перечислил исследователей, которые описывали танцы и музыку обских угров (1975. С.87-92).

Новицкий Г. был одним из первых, кто упоминал танец обских угров; это было ещё в 1715 году (1941. С.57-58).

В 1821 г. Шавров В.Н. увидевший танцы с оружием в Пащерцовых юртах в 5 верстах от Обдорска, дал им полное описание (1871. С. М-12). Также Папай И. подробно описал танец с оружием, он увидел его в 40 верстах от Обдорска в 1905 г. (Рарау J.,1905. С.24-29).

В 1930 г. начала свою работу по сбору, записи танцев народов Севера, их постановке Петрова-Бытова Т.Ф.. В ее личном архиве есть методические рекомендации и записи хантыйских танцев.

Ласло Фелфёлди отмечал: «Несмотря на имеющиеся ценные описания, сущность танца, движение танцоров остаются почти неизвестными» (1975. С. 89).

Специальным изучением танцев обских угров занималась Жорниская М.Я.. В 1978 г. организованная ею экспедиция работала в Березовском районе Ханта-Мансийского автономного округа и записала танцы на кинопленку.

Жорницкая М.Я., Соколова З.П., обобщая имеющиеся опубликованные данные и полевые исследования о традиционных танцах хантов, выделяют пять типов танцев (по времени их возникновения и по характеру происхождения):

1) танцы-пантомимы зверей, птиц и пр.;

2)танцы-пантомимы сверхъестественных существ;

3) индивидуальные мужские и женские танцы;

4) подражательные мужские и женские танцы;

5) танцы, возникшие под влиянием русского населения.

Исходя из выведенных пяти типов танцев Жорницкой М.Я. и Соколовой З.П., их можно подразделить на обрядовые, игровые, магические.

Первые занимают главенствующее место в исполнении традиционных обрядов и действий, связанных с верованиями этих народов. Обрядовые танцы включают в себя обязательный набор ритуальных движений, специальное ритмическое и музыкальное сопровождение; они менее подвержены импровизации и имеют ярко выраженный и не изменяющийся сюжет.

Игровые танцы появились много позже и исполняются в основном для веселья - это танцы-пантомимы, высмеивающие различные человеческие пороки, а также воспроизводящие весёлые сценки из повседневной жизни. В них больше импровизации - как хореографической, так и музыкальной.

Танцы, называемые некоторыми исследователями необрядовыми, которыми заполняют перерывы между песнями, в самом деле, являются магическими. Так женские танцы: сбор ягод, сбор черёмухи и мужские танец охотника танцуют перед головой медведя, для того чтобы он дал удачу на охоте, рыбалке, изобилие ягод. Это отголоски древних магических обрядов охотников и рыболовов.

По числу исполнителей танцы можно классифицировать на коллективные и сольные.

В танце преобладает круговое и линейное построение, эту композицию и манеру исполнения определила ограниченная площадка для исполнения танцев.

По характеру движений и пластическому рисунку движения исполняются в основном руками и корпусом, движения ног играют второстепенную роль. Многие движения навеяны животными и птицами, они показывают и религиозную, и бытовую сторону жизни народа. Каждое движения имеет определенное смысловое значения или действия, соответствующие содержанию танца, зачастую движения носят пантомимный характер.

Мужской танец, весь построен на небольших легких и четких прыжках, движения резкие, энергичные, позы фиксируются. Корпус, руки и голова принимают при этом разнообразные положения.

В женском танце все движения исполняются очень мягко, медленно, плавно, на присогнутых ногах, без фиксации рук и корпуса, доминируют повороты корпуса вправо и влево, вращения подъём на полупальцы и резкие удары пятками о пол.Движения ног и корпуса во время танца повторяются, положение рук меняется. Руки во время поворотов могут быть раскрыты в стороны или одна поднята вверх, а другая отведена за спину; также обе руки подводят одновременно то к правому, то к левому плечу; руки могут находиться на бедрах, за спиной, на уровне груди, посредствам рук в женском танце ведется рассказ о природе, труде. Куреньку танцуют быстро, перебирая руками и ногами, кружась то влево, то вправо.

В танце, как у мужчин, так и у женщин, движения рук идет от локтя, кисти рук могут быть прямыми или слегка собранными в кулак Они напоминают отдельные движения традиционных венгерских танцев.

Танцы на медвежьих игрищах исполняли, с закрытым лицом большим платком, либо берестяной маской, на руки надевали специальные ритуальные рукавицы. Старинное поверье гласит: «медведю нельзя показывать не только лицо, но и руки, иначе, когда он возродится, при встрече в лесу он может узнать человека и отомстить за убийство». Покровителей, приходящих на праздник «медвежьи игрища», показывали мужчины, но в празднике должны были участвовать все: взрослые и дети, мужчины и женщины. Считалось, если кто-нибудь не примет участия, медведь обидится и когда-нибудь причинит ему неприятность. Этому верили все. И в перерывах между интермедиями мужчины, мальчики исполняли мужские танцы, а женщины и девочки - женские танцы, под звучание нарас юх (струнный инструмент). Особенно активными были дети, начиная с 3-х летнего возраста. Малышей-танцоров взрослые хвалили, подбадривали. Вынужденное выступление (пляска), восходит к мировоззрению.

Как песня, так и танец у хантов глубоко индивидуальны. Каждый исполнитель поёт и танцует для себя, а не для зрителя, сообразуясь со своим внутренним состоянием, настроением, видением мира в данный момент. Поэтому хореография и песенное искусство даже одной этнической группы всегда разнообразны и самобытны.




2018-07-06 681 Обсуждений (0)
О танцах исполняемых на Медвежьих игрищах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О танцах исполняемых на Медвежьих игрищах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)