Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хантыйский танец «Куринька».



2018-07-06 1123 Обсуждений (0)
Хантыйский танец «Куринька». 0.00 из 5.00 0 оценок




Хантыйский женский танец «Куринька» создан на основе традиционных плясок, исполнявшихся на медвежьем празднике. Участвовать в нем может любое число исполнителей. В данной композиции танца занято 6 человек.

 

Костюм исполнителей.

 

Большой цветастый платок, надетый так, чтобы два концы платка спускались один на грудь, другой на спину, два других конца в руках.

Халат-сак, красного цвета, украшенный бисерными полосками, узкая полоса бисера нашита на манжетах рукавов, полоса на поле – несколько шире, самой широкой полосой украшен подол.


Описание танца

Исходное положение – исполнители стоят за кулисами у правого верхнего угла сцены.

Музыкальный размер 2/4

Музыкальное вступление (4 такта).

 

Первая фигура. (16 тактов).

1 – 8-й т а к т ы.

Рис. 88
Девушки, из правой верхней кулисы, продвигаясь вдоль заднего плана сцены, друг за другом в левый верхний угол сцены, исполняя движение одной рукой № 4 «а» (не меняя положение рук), и одновременно движение ногами № 1 (рис. 88).

9 – 12-й т а к т ы.

Исполнители одной линией двигаются вперед на передней план сцены, исполняя движение руками № 5 «б»,движение ног не меняется (рис. 89).

Рис. 89
13 – 16-й т а к т ы.

Рис. 90
Девушки, на переднем плане сцены собираются в три круга (по два человека), двигаясь по кругу по ходу часовой стрелки, исполняютдвижение одной рукой № 4 «а» (меняя положение рук), движение ногами № 2. (рис. 90). В конце шестого такта девушки разъединяют круги и поворачиваются на переднем плане сцены лицом к зрителю. Раскрыв руки в положение № 3, ноги в шестой позиции.

Вторая фигура. (16 тактов).

1 – 8-й т а к т ы.

Рис. 91
Девушки из одной линии расходятся в две линии, первые три девушки поворачиваются левым плечом к центру сцены и двигаются по переднему плану сцены в левый верхний угол сцены, вторые три девушки поворачиваются правым плечом к центру сцены и двигаются по переднему плану сцены в правый верхний угол сцены, двигаясь, исполняют движение руками № 3 «в», движение ногами № 2 (рис. 91).

9 – 12-й т а к т ы

Рис. 92
Девушки образуют две шеренги и поворачиваются лицом к середине сцены. Исполнительницы, сохраняя равнение, двигаются шеренгами к середине сцены, исполняя движение руками № 13 «б», движение ногами № 1 (рис. 92).

13 – 16-й т а к т ы

Встретившись на середине сцены, девушки по парам из разных линий в одной линии, образуют три круга (по два человека), двигаясь по кругу по ходу часовой стрелки, исполняют движение руками № 5 «б» (меняя положение рук), движение ногами № 2 (рис. 93).

Рис. 93

 

Третья фигура. (16 тактов).

1 – 8-й т а к т ы.

Рис. 94
Девушки из двух линий расходятся на два круга. Три девушки, стоящие с правой стороны, поворачиваются левым плечом к центру сцены, двигаясь, образуют круг. Три девушки, стоящие с левой стороны, поворачиваются правым плечом к центру сцены, двигаясь, образуют круг. Двигаясь, исполнят движение руками № 3 «в», движение ногами № 1 (рис. 94).

9 – 16-й т а к т ы

Рис. 95
Круг, образованный на правой стороне сцены, двигается против хода часовой стрелки, круг, образованный на левой стороне сцены, двигается по ходу часовой стрелки, исполняя движение руками № 13 «б», движение ногами № 2 (рис. 95).

 

Четвертая фигура. (16 тактов).

Рис. 96
1 – 2-й т а к т ы.

Девушки, сохраняя круги, исполняют поворот вокруг себя в правую сторону на 360 0 движением № 6 «б» одновременно руки фиксируются в положении № 4 «е», на следующий такт, положение рук и ног меняется, поворот на 360 0 исполняется в левую сторону (рис. 96).

Рис. 97
3 –8-й т а к т ы.

Исполнительницы расходятся на один большой круг и двигаются по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя движение руками № 5 «б», движение ногами № 1 (рис. 97)

9 – 16-й т а к т ы.

Повторяются движения 1 – 8 - го

тактов, но поворот на 360 0 движение № 6 «б»,

исполняется вокруг себя в одном кругу

Рис. 98
(рис. 98).

Пятая фигура. (16 тактов).

1 – 16-й т а к т ы.

Рис. 100
Рис. 99
Девушки из круга расходятся на две линии. Три девушки образуют первую линию, двигаясь по переднему плану сцены к левой средней кулисе. Три девушки образуют вторую линию, двигаясь по заднему плану сцены к правой верхней кулисе. Двигаясь, исполняют движение руками № 3 «в», движение ногами № 1 (рис. 99). Девушки, образовав две шеренги, поворачиваются лицом к зрителю. Исполнительницы сохраняя равнение в линиях, исполняют поворот вокруг себя в правую сторону на 360 0 движение № 6 «б», одновременно руки фиксируются в положении № 4 «е» (рис. 100).


Шестая фигура. (16 тактов).

1 – 8-й т а к т ы.

Рис. 101
Исполнительницы первой линии, сохраняя равнение, слегка приседая на каждый счет на месте (позиция ног 6-я), исполняют движение рук № 5 «б» (рис. 101). На эти же такты исполнительницы второй ли-


нии, двигаются вперед движением ног № 1, одновременно исполняя движение руками № 5 «б». Исполнительницы выравниваются в одну.

Рис. 102
9 – 16-й т а к т ы

Девушки, стоя в одной линии, поворачиваются левым плечом к зрителю, и двигаются за кулисы, исполняя движение ногами № 1, и одновременно движение одной правой рукой № 4 «а», не меняя положение рук на каждый шаг (рис. 102).

 


 

7. Об особенностях музыки исполняемой на медвежьих игрищах.О.В. Мазур к.искуст.н.

 

Музыка на медвежьем празднике представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.

Центральным элементом традиционной культуры обских угров являются медвежьи игрища. Обрядовые церемонии, связанные с особой ролью медведя в системе верований этноса и разными формами его почитания, известны во многих культурах мира. Но обско-угорский тип медвежьих игрищ отличается явным приоритетом и особой ролью музыкально-танцевального компонента: степень музыкального наполнения обряда столь высока, что исследователи обско-угорской культуры еще с XVIIIвека характеризовали игрища как «драматическое искусство», «музыкальной театр».

В описанном нами медвежьх праздниках казымских хантов формы музицирования организованы в особую жанрово-интонационную структуру с элементами жесткой системной организации звукового текста игрищ. Под звуковым текстом подразумевается весь интонационно-выразительный комплекс, выстраиваемый заново для каждого проводимого праздника. Это пропеваемые тексты, фальцетное и речитативное интонирование игровых сценок, звукоподражания, инструментальное музицирование (как «чистые», так и смешанные формы). Итак, песня, песня-танец, инструментальное интонирование и пантомима составляют основные типы трансляции обрядовых событий. В чем же состоит системность их организации в рамках каждого игрища? Каково влияние мировоззренческого компонента?

Мифологические представления, питающие духовную канву праздника, и, в целом, мифоритуальную деятельность казымских хантов, лежат в основе канона - универсального принципа сценарной организации медвежьих игрищ. Наиболее общие закономерности драматургии медвежьего праздника сводятся к упорядочиванию принципиально бесконечного диалога сакральных и профанных обрядовых событий. Ориентация на ниспосланное свыше - совершенное и поэтому законсервированное и нерушимое - вскрывает глубинный механизм реализации традиционного канона в игрищах. Отсюда - ориентация на стабильность, неизменность «звучащего текста», включенного в праздник (текста, мелодии), и танцевально-ритуальных кинем.

Вероятно, это касается и процесса отбора и дифференциации музыкально-выразительных средств. Параметры, связанные с имманентной сферой музыкальной структуры (ритмическая долгота звука - краткость, стабильность напева - вариационность, протяженность напева - краткость, наличие мелодического распева - его отсутствие, использование тембровых особенностей интонирования - их отсутствие и др.), осознаются как оппозиционные, принадлежащие противоположным пластам обряда. При этом первый элемент в парах чаще связан с принципами сакрального интонирования, второй характеризует полюсную структуру обряда и профанный тип интонирования. В соответствии с канонической установкой в драматургии, жанровые пласты и элементы-действия обряда по средствам выразительности и музыкальной стилистике группируются по степени приближенности к этим двум полюсным сферам.

Первая сфера связана с нормами воплощения сакрального: с благоговейным отношением к происходящему, с художественными средствами, принадлежащими высшей ступени в иерархии ценностей в культуре казымских хантов. Сфера священной игры - поклонение богам средствами высокого искусства - отнесена мною к аполлоническомуэлементу игрищ (применительно к казымским и - шире - обско-угорским медвежьим игрищам и игровая концепция культуры Йохана Хёйзинги вполне точно отражает суть обряда в терминах европейской культурологи).

Дионисийскийэлемент игрищ связан с нарочитым процессом десакрализации действа, культивированием веселья и пародийного начала, перемещением процесса священной игры в «мир людей», созданием ритуального смехового контекста в ходе праздника. Замечу, что второй элемент параметров средств музыкальной выразительности, названных ранее, представляет собой противоположный аспект сакральному интонированию - пародийный, что, на мой взгляд, указывает и на особую, пародийно-игровую стилистику сакрального, широко представленного и в профанном пласте праздника. Укажу также, что по музыкальным особенностям песни этого пласта контрастируют с необрядовы ми, так называемыми личными песнями.

В предлагаемой схеме (приложение № 1) отражена фундаментальная для драматургии обряда оппозиция сакрального /S/ и профанного /Р/, а также сопряженные с ней наиболее значимые аспекты её проявления. Так, игра складывается из гармоничного равновесия двух начал /S = Р/. Первая сфера Sимеет дуальную структуру, обозначенную как S.1 и S.2 и проявляется как в сакральном (в большей степени), так и в профанном пласте. Она связана с так называемым аполлоническим элементом и включает экспозиции мира богов как абстрактных могущественных персонажей; большие священные песни обязательной программы; антропроморфный тип иконографии пантеона подразумевает символический божественный атрибут в костюме «актёра». Вторая сфера Р также имеет дуальную структуру, обозначаемую как Р.1 и Р.2. В большей мере она проявляетcя в профанном пласте обряда - сопряжена с профанным дионисийским элементом и основана на представлении мира людей и индивидуализации верховных богов: здесь звучат песни сниженного священного ранга, используется зоо- и орнитоморфный тип иконографии пантеона (и зоо-, орнитоморфные танцы подражательного характера); также обязателен элемент гротеска в костюме и атрибутике.

Подобная система сопряжений сакрального и профанного, аполлонического и дионисийского, объектов Верхнего, Среднего и Нижнего миров позволяет этносу выстроить картину мироздания в ряде символических персонажей и их песен (песен-танцев), число которых принципиально бесконечно. Включение в репертуар праздника от 360 и более песен в ранее существующей, не трансформированной временем традиции, - реальный факт, объясняемый потребностью символической интерпретации каждого значимого факта традиционной культуры казымских хантов.

Одним из способов упорядочивания столь огромного «звукового текста» медвежьих игрищ является такая структурная единица обряда, как жанр. Каждый жанр по своей стилистике и лек семе объединяет множество песен.

Жанровая схема обряда казымских хантов представляет собой иерархическую структуру, выстроенную этносом в следующей последовательности: в течение одного дня (суток) обряда должны быть исполнены песни такой жанровой принадлежности, как;

алаyар (песня-пробуждение); блок S. 2;

кайtяyар (усл. перевод «призывная песня»); блок S.1;

kуyfkтуп ар (песня-представление) блоки Р.1, Р.2;

ущъхуkьар (шуточная песня), блок Р.1;

рахты ар (назидательная песня), блоки Р.1, Р.2;

печар ар (песня печорских), блок S.1;

пупихот ар (медвежьего дома песня), блок S.2;

якты ар (песня-танец) - все блоки;

тарнfyар (богатырская песня), блок S.2 ;

ktyх ар (песня духа), блок S.2;

монщ ар (песня-сказка), блок S.1;

миш ар (песня миш), блок S.2;

вtн ар (великая песня), блок S.1;.

поякты ар (песня-поклонение), блоки S.1, S.2;

ерн ар (песня, усыпляющая медведя), блок Р.2 ,

Замечу, что названия блоков S.1, S.2, Р.1 и Р.2 соответствуют рубрикациям приведенной схемы в приложении «игра» и характеризуют музыкальный стиль песен внутри каждой жанровой группы, приближенный к сакральному либо профанно-игровому интонированию.

Так, блоки S.1 и Р.1 (песни жанровых групп с индексом 1) связаны с узко-объемными звукорядами (средний амбитус - кварта); преимущественно секундовыми и терцовыми мелодическими ходами; особой ролью трихордовой интонации в амбитусе кварты. Напевы указанных жанровых групп преимущественно одно строчные; длина мелостроки совпадает с границами стиха (слоговая норма - 6-12 слогов), стихотворная строка в среднем включает 4 слова. Ритмическая сторона мелодии несколько аморфна, мало индивидуализирована. Процессы интонационного варьирования по большей части не характерны для напевов данной группы. В значительно большей мере здесь проявляется интенсивное ладовое развитие, связанное со сменой опор на небольших участках формы (в рамках напева). Весьма часто при интонировании долгих звуков используются различные виды вибрато и глиссандо.

Примеры профанно-игрового интонирования сосредоточены в блоках S.2 и Р.2 (песни жанровых групп с индексом 2). Эти напевы связаны с широко-объемными звукорядами и, соответственно, большей возможностью комбинирования и сопряжении тонов напева, что придает мелодическую выразительность и особую индивидуальность этим мелодиям.

Амбитус напевов связан со средним объемом в пределах октавы. Характерным моментом является наличие вариантных преобразований как мелодического, так и ритмического ряда мелодической формулы на протяжении песни. Кроме того, форма напевов достаточно развернута: преобладают двух- и трехстрочные мелодические формулы. Например, Миш ар «Лев кутуп ики эви ар»(«Песня дочери бога Средней Сосьвы») - блок S. 2 - демонстрирует принципы профанно-игрового музицирования именно в ракурсе индивидуализации верховных богов. Так, особая напевность мелодии контрастирует торжественно-отстраненной манере исполнения мелодий блока S. 1 - вспомним звучание «призывной песни». Также отмечу, что из принципиально бесконечного множества песен одного жанра медвежьего праздника их отбор производится для каждого проводимого игрища специально (с учетом календарного, цикла и других регламентирующих норм культуры). Таким образом, «текст звукового полотна» каждогомедвежьего игрища формируется каждый раз по-новому из некоего безграничного «текста» как питательной среды культуры этноса, основанного на мифо-ритуальных законах мироздания казымских хантов. Таким образом, форма всего обряда не имеет строго закрепленного порядка следования песен: обязательным является воспроизведение одной и той же жанровой схемы в каждый день обряда. Целостность композиции и звукового полотна медвежьих игрищ достигается за счет весомой однородности музыкальных характеристик напевов блоков S.1, S.2, Р.1 и Р.2 в интонационной ткани всего обряда.

Таким образом, музыкальный пласт текста медвежьих игрищ представляет собой систему, упорядоченную, прежде всего в парадигматическом отношении.

В заключение отмечу, что в песнях медвежьих игрищ казымских хантов развернута поистине грандиозная картина мироздания. Исследование взаимосвязи мифоритуальной и песенной традиции позволяет раскрыть еще более сложный и многогранный мир хантыйской культуры.


Приложение № 1

«Игрища»

 

Сакральное (S) (=) Профанное (Р)
Мир богов   Мир людей
  (=)  
  (>)       (<)  
S   Р   S   Р
(1)   (1)   (2)   (2)
Поклонение верховному богу   Индивидуализациябогов   Экспозиция богов   Представлениемира людей
             
Большиесвященные песни   Священные песни снижено ранга   Песни обязательной программы   Песни необязательной программы
             
Антропоморфныйтип иконографии   Зоо-, орнитоморфный тип иконографии   Наличие символичекого божественного атрибута   Наличие гротеска в костюме и атрибутике
             

 

 

 

Аполлоническое начало И Дионисийское начало
     
         

 


Нотные примеры



2018-07-06 1123 Обсуждений (0)
Хантыйский танец «Куринька». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хантыйский танец «Куринька».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1123)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)