Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов, рефератов и презентаций



2018-07-06 316 Обсуждений (0)
Темы докладов, рефератов и презентаций 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Проблема страдания в философии буддизма.

2. Религиозный характер философии Древнего Востока.

3. Особенности древнекитайского философского мышления.

4. Образ «благородного мужа» в философском учении Конфуция.

5. Социально-этическое учение Конфуция.

6. Теория идеального государства в философии Платона.

7. Проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля.

8. Эпикур о счастье и смысле жизни человека.

9. Рациональные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

10. Философии эпохи Возрождения.

11. Особенности новой космологии (Н. Коперник, Дж. Бруно).

12. Сущность концепции «ученого незнания» Н. Кузанского.

13. Особенности пантеистической картины мира Дж. Бруно.

14. Образ государя в социально-политической теории Н. Макиавелли.

15. Особенность скептицизма М. Монтеня.

16. Критика Ф. Бэконом заблуждений разума.

17. Принцип сомнения в философии Р. Декарта.

18. Этика Б. Спинозы.

19. Учение Дж. Локка о государстве.

20. Монадология Г. В. Лейбница.

21. Космогонические идеи И. Канта.

22. Натурфилософия Шеллинга.

23. Субъективный идеализм И. Г. Фихте.

24. Идея свободы в социальной философии Гегеля.

25. Развитие К.Марксом диалектического учения.

26. Философия природы Ф. Энгельса.

27. Социологические изыскания Т.Парсонса.

28. Социология в России: основные этапы и идеи.

29. Н.Н. Михайловский как яркий представитель этико-субъективного направления в социологии.

30. Социологические идеи М. Ковалевского.

31. П.Б.Струве – представитель экономического направления русской социологии.

32. Теория «социальной стратификации» П.Сорокина.

Вопросы для самоконтроля:

1.Каковы предпосылки для возникновения социологии как науки?

2.Дайте определение «позитивизма» в трактовке О.Конта?

3.Объясните понимание «социальной эволюции» Г.Спенсером?

4.Что является предметом социологии М.Вебера?

5.Как вы понимаете термин общественной солидарности в социологии Э.Дюркгейма?

6. Почему Т. Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?

7. В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?

8. В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?

9. Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.

10. Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века?

11. В чем заключалась особенность развития русской социологической мысли?

12. Охарактеризуйте основную идею теории культурно-исторических типов Н.Данилевского.

13. Проанализируйте и сопоставьте многофакторную социологию М.Ковалевского и интегральную социологию П.Сорокина.

14. В чем заключается особенность психологического направления современной социологии? Назовите имена представителей этого направления.

Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Г. Зиммель;

2) О. Конт;

3) Г. Спенсер;

4) Ч. Кули.

2.. Центральным понятием «понимающей социологии» М.Вебера является:

1) социальный факт;

2) закон интеллектуальной эволюции;

3) социальное действие;

4) способ производства.

3. Суть позитивизма как социологического метода заключается в:

1) отрицании основных принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

3) утверждении первостепенного и исключительного значения со-циальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла.

4. О. Конт утверждает, что элементарной структурной единицей

общества является:

1) малая группа;

2) семья;

3) род;

4) личность.

5. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изуче-ния:

1) социальной статики;

2) социальной динамики;

3) социальной физики;

4) социометрии.

6. Эволюция, по Г. Спенсеру, — это:

1) синоним прогресса;

2) процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного

состояния в другое;

3) процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи;

4) интеграция материи с переходом из неопределенного состояния

в определенное.

7. Общество, по мнению Г.Спенсера, — это:

1) случайное скопление взаимодействующих между собой людей;

2) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой;

3) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия;

4) продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.

8. Э.Дюркгейму принадлежит:

1) теория общественного договора;

2) закон иерархии наук;

3) концепции механической и органической солидарности;

4) теория общественно-экономических формаций

9.Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:

1) Э.Дюркгейм;

2) К.Маркс;

3) М.Вебер;

4)Г.Спенсер

10.Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:

1)Г.Спенсер;

2)Э.Дюркгейм;

3) М.Вебер;

4)К.Маркс

11. Кто из социологов определил учение Дж.Мида как «символический интеракционизм»?

1) Г.Блумер

2) П.Сорокин

3) Г.Гарфинкель

4) И.Гофман

12. Соотнесите ниже приведенное суждение с одним из направлений развития социологической мысли: «Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например, предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами и т.д.».

1) структурный функционализм

2) теория конфликта

3) теория ролей

4) этнометодология

13. Положение о том, что общество – это система частей, объединенных в единое целое характерно для социологов, представителей:

1) структурного функционализма

2) драматургической социологии

3) феноменологической социологии

4) этнометодологии

14. Идею о том, что интерсубъективность является основополагающим свойством жизненного мира разделял

1) Р. Мертон

2) А. Шюц

3) Т. Парсонс

4) Р. Дарендорф

15. С точки зрения представителей структурного-функционализма, общество как система может функционировать только при выполнении функций адаптации, целеориентации, солидарности и способности к интеграции, к включению в систему новых поколений.

1) Верно

2) Неверно

16. С точки зрения представителей теории конфликта, человек живет в мире значимых объектов, где значения возникают в процессах (микропроцессах) социального взаимодействия: это процессы порождения социального мира значимыми символами.

1) Верно

2) Неверно

17. Верно ли, что теория социального обмена П. Блау предполагает учет только тех действий, которые обусловлены или зависят от вознаграждения, предоставляемого другими субъектами?

1) Да

2) Нет

18. Современный этап развития западной социологии характеризует:

А) господство одной «большой» теории – структурного функционализма

Б) господство марксистских подходов во всех отраслях социологии

В) дифференциация социологического знания, без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции

Г) взаимопроникновение идей и возникновение «гибридных» теорий

Д) полное отрицание значимости идей социологов-классиков

19. Назовите черты русского неопозитивизма:

1) номинализм

2) бихевиоризм

3) функционализм

5) эмпиризм

20. Акцент на изучении социального поведения и социальных структур как форм взаимодействия в обществе – это характерная черта:

1) позитивизма

2) антипозитивизма

3) эволюционизма

4) неопозитивизма

21. Как П.Л. Лавров определял социологию как науку?

1) как науку о солидарности сознательных особей (или о солидарных формах взаимодействия)

2) как науку о «духе»

3) как науку о «надорганической среде»

4) как науку о социальной стратификации

22. Прогресс – это «последовательная смена форм кооперации» или смена трех этапов «борьбы за индивидуальность». Кому принадлежит эта «формула» прогресса?

1) Н. Михайловскому

2) Н. Карееву

3) М. Ковалевскому

4) П.Сорокину

23. К каким наукам относили социологию антипозитивисты?

1) к идеографическим

2) к номотетическим

3) к философским

4) к естественным

24. Создателем теории социальной мобильности считают:

1) О.Конта

2) П. Сорокина

3) Л. Петражицкого

4) В. Ленина

25. Выстройте события в хронологическом порядке:

1) создание Русского социологического общества

2) основание Советской социологической ассоциации

3) опубликование впервые в России статей об О.Конте и его учении

4) публикация двухтомной работы П.Сорокина «Система социологии»

26. Укажите одну их социокультурных предпосылок возникновения социологии как самостоятельной науки в России:

1) возрождение старых культурных стандартов дореформенного времени

2) интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов

3) интеллектуальная потребность в ориентации на провиденционализм

4) возрастание роли религии в обществе

27. Чем, по мнению М.М.Ковалевского, должна заниматься «генетическая социология»?

1) исследовать становление и развитие отдельных социальных институтов в конкретный исторический период

2) исследовать общественную психологию, психологию народов, психологию масс

3) исследовать структуру социального целого по аналогии с биологическим организмом

4) исследовать цивилизацию

28. Кто из российских социологов, признавая значение экономического, биологического и других материальных факторов в развитии общества, отстаивал главенствующую роль нравственно-психологического фактора?

1) Н.Кареев

2) М.Ковалевский

3) Г.Плеханов

4) Л.Мечников

Задание: . Ниже приведены суждения, некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет». Заполните таблицу:

Высказывание Ответ
Открытые социологией законы К. Маркс призывал преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, как следует пра­вильно и разумно строить свои взаимоотношения  
О.Конт дал имя социологии и изучал общество раньше К.Маркса  
Для М. Вебера отдельный индивид – почти ничто, а точнее абстракция. Общество же есть высшая реальность.  
М.Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а другие классики социологии – за реформистский  
К.Маркс предлагал опираться на социальные факты и предлагал изучать их статистически  
Понятие «консенсус» ввел в научный оборот социологии Э. Дюркгейм  
По Э. Дюркгейму, солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одного общества или социальной группы  
Идеальный тип – метод исследования Э. Дюркгейма  
Изучение мотивов поведения игнорировали О.Конт, К.Маркс Э.Дюркгейм  
Э. Дюркгейм утверждал, что люди склонны к сотрудничеству от рождения  

 

2.Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие
высказывания. Заполните таблицу:

Высказывание Автор

 

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»  
«Спрашивать, какова функция разделения труда, — зна­чит исследовать, какой потребности оно соответствует»  
«Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родо­вые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименова­ниями — теологическая, метафизическая и научная»  
«Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующи­ми лицами смыслу соотносится с действием других лю­дей и ориентируется на него»  

Список литературы:

1. Бачинин В.А. История западной социологии. – СПб.: Лань, 2002.

2. Воронцов А.В. История социологии XIX-начало XX века. Ч.1. – Москва: ВЛАДОС, 2005.

3. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологию. – М.: Кн. дом "Университет", 2001.

4. Громов И.А. Западная социология. – СПб.: Изд-во ДНК, 2003.

5. Давыдов Ю.Н. Очерки по истории теоретической социологии 19 -начала 20 вв. – М.: Наука, 1994.

6. Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. – М.: Магистр, 1997.

7. Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии XIX – начало XX века. Ч.2. Русская социолгия. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 477 с.

Тема № 3. Социологическое понимание категории «общество». Социальная стратификация и социальная мобильность. (дневная форма обучения – 4 ч., заочная - 1 ч).

Цель занятия – рассмотреть общество как сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему; выделить основные виды социальной структуры, научиться анализировать социальную структуру общества, определять иерархию и соподчинение социальных слоев и групп, видеть перспективы социальных перемещений.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Основные подходы к изучению общества:

а) теория социальной системы Т. Парсонса;

б) структурно-функциональный анализ Р. Мертона;

в) постфункционализм Н. Лумана.

2. Общество как система. Понятие и основные характеристики.

3. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества.

4. Развитие общества. Понятие эволюции, прогресса и модернизации.

5. Гражданское общество: его признаки та основания.

6. Понятие социальной структуры общества.

7. Виды социальной структуры современного российского общества.

8. Социальный статус и социальные роли личности.

9. Понятие социальной стратификации.

10. Понятие социальной мобильности.



2018-07-06 316 Обсуждений (0)
Темы докладов, рефератов и презентаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов, рефератов и презентаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)