Темы докладов, рефератов и презентаций
1. Семья и брак как социальные институты 2. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. 3. Социология семьи в системе социологических дисциплин. 4. Социальный статус мужчин и женщин в современной России. 5. Причины разводов в прошлом и настоящем. 6. Функции семьи (специфические и неспецифические). 7. Социально-экономические факторы репродуктивного поведения. 8. Общая и семейная социализация. 9. Типология семейных структур. 10. Моногамная семья: кризис или трансформация? 11. Социальные функции молодежного сленга. 12. Студенчество как особая социальная группа. Вопросы для самоконтроля: 1. Современные социологические подходы к изучению положения женщин в обществе и семье. 2. Стабильность брака, факторы прочности семейно-брачных отно-шений. 3. Эмансипация женщин и деформация традиционных основ жизне-деятельности семьи. 4. Социальные и психологические причины конфликтов в семье. 5. Социальная динамика развода, его социальные последствия. 6. Социальные проблемы насилия в семье. 7. Проблема кризиса современной семьи: причины и следствия. 8. Особенности проявления глобального кризиса семьи в России. 9. Цели и задачи государственной семейной политики на современ-ном этапе. 10. Региональная модель семейной политики. Самоконтроль по тестовым заданиям: 1. В чём специфика семьи как социального института? 1) - является второстепенным социальным институтом; 2) - важнейшим институтом общества; 3) - семья - своеобразная микромодель общества. 2. Что является основанием семьи? 1) - брак; 2)- кровное родство; 3) - общность быта; 4) - усыновление; 5) - взаимная ответственность за воспитание детей; 6) - отношения защиты и взаимопомощи; 7) - просто совместное проживание под одной крышей. 3. Семейные отношения регулируются только юридическими нормами? 1) - да; 2) - нет, есть ещё обычаи и традиции. 4. Какие типы семей существуют? 1) нуклеарные (простые); 2) расширенные (сложные); 3) моногамные; 4) - полигамные (многоженство, женщина имеет несколько супругов); 5) - экзогамные (запрещающие брак с родственниками); 6) – эндогамные (разрешающие брак с людьми одной и той же группы); 7) - однообразные. 5. Какому типу семьи присуща следующая ценность: интерес к проблемам бизнеса? 1) - общественный; 2) - индивидуалистический. 6. Какому типу семьи присуща следующая ценность: жизнь на заработную плату? 1) - общественный; 2) - индивидуалистический. 7. Как исторически эволюционировала семья? 1) - от полигамной к моногамной; 2) - от эндогамной к экзогамной; 3) - от патриархальной к элитарно-демократической; 4) – от индивидуалистической к общественной. 8. Из какого типа семей чаще всего формируются неблагополучные семьи? 1) - с общественной ориентацией; 2) - индивидуалистической ориентацией. 9. Могут ли ценности неблагополучных семей через неформальные группы подростков транслироваться в другие семьи? 1) - да; 2) - нет. 10. Является ли семья единственным источником социализации личности? 1) - да; 2) - нет. 11. Какие функции выполняет семья? 1) - репродуктивную; 2) - сексуальную; 3) - воспитательную; 4) - экономическую; 5) - досуговую; 6) - социально-статусную; 7) - развлекательную. 12. Какова роль эмоциональных контактов в семье? 1) - огромная: дети, недополучившие материнской и отцовской ласки, нежности, понимания, имеют более низкий уровень интеллектуального развития; 2) - на фоне социально-экономического фактора незначительная. 13. Какие типичные ошибки в воспитании детей встречаются в процессе семейной жизни? 1) - слепая родительская любовь с абсолютной верой в правильность поступков своих детей; 2) - окрики, брань, побои в воспитании. 14. Какие три диспозиции внутреннего мира ребёнка выделяют социальные психологи? 1) - я сам; 2) - давайте больше; 3) - кто-то другой, но не я; 4) - догоняйте меня. 15. Какая из нижеперечисленных установок доминирует в молодёжной среде? 1) - я сам; 2) - давайте больше; 3) - кто-то другой, но не я; 4) - догоняйте меня. 16. Какие ценности, по мнению социальных психологов, нужно в первую очередь использовать в воспитании детей? 1) - любовь; 2) - свобода; 3) - жёсткость. 17. Эротика (секс) и любовь - это одно и то же? 1) - да; 2) - нет. 18. Что прежде всего влияет на такой важный показатель, как конфликтность в семье? 1) - уровень материального благосостояния; 2) - культура отношений между членами семьи; 3) - любовь; 19. Может ли существовать взаимопонимание между поколениями? 1) - нет; 2) - может и существует. 20. Какие три вида репродуктивной ориентации выделяют специалисты? 1) - идеальная; 2) - желаемая; 3) - ожидаемая; 4) - проворная. 21. Должно ли государство вмешиваться в процесс регулирования условий влияющих на жизнь семьи? 1) - да; 2) - нет. 22. Перечислите меры предпринимаемые государством по отношению к семье. 1) - предоставление семейных пособий на детей; 2) - медицинское обслуживание будущих матерей в период беременности и рождения ребёнка; 3) – оплата декретных отпусков; 4) - предоставление родительского отпуска; 5) - наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста; 6) - предоставление льгот неполным семьям. 23. Имеют ли место в современной социологической литературе попытки построить систематическую теорию семьи? 1) - да; 2) - нет. 24. Происходят и произойдут ли изменения и даже утрата отдельных функций семьи, по мнению Н.Смелзера и Э.Гидденса? 1) - функция воспроизведения людей будет осуществляться незамужними женщинами; 2) - функцию социализации всё больше и больше будут осуществлять внешние по отношению к семье организации; 3) - функции семьи будут оставаться без изменения. 25. Какие конкретно показатели характеризуют кризисные явления в семье? 1) - рост числа разводов и неполных семей; 2) - появление новых (нетрадиционных) форм сожительства: в частности однополые браки; 3) - уменьшение числа браков; 4) - падение уровня рождаемости; 5) -уменьшение общего количества мужчин и женщин. 26. Находят ли выражение в средствах массой информации кризисные явления в семье? 1) - да; 2) - нет. 27. Каков в целом прогноз специалистов по поводу будущности семьи? 1) - семья отомрёт как изживший себя институт общества; 2) - семья как социальный институт незыблема, несмотря на имеющие здесь место кризисные явления. 28. Какие функции семьи особенно прочны, по мнению экспертов? 1) - репродуктивная; 2) - воспитательная; 3) - сексуальная. 29. Какие проблемы в развитии семьи требуют сегодня научного (в частности социологического) анализа с целью выработки рекомендаций по их решению? 1) - рост числа разводов и неполных семей; 2) - падение уровня рождаемости в развитых странах; 3) - нерегулирование деторождения в развивающихся странах; 4) - более эффективное использование воспитательных функций; 5) - совмещение профессиональных и семейных ролей; 6) - распределение лидерства и обязанностей. Задание:. . В приведенной таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.
Список литературы: 1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: ИНФРА-М, 2005. 2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996. 3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 тт. Т.10: Гендер. Брак. Семья.- М.: ИНФРА-М, 2006.-Разделы Ш и 1У. 4. Социология: Учебник для вузов./ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 2-ое изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- Гл. 13. 5. Социология семьи: Учебник./ Под ред. проф. А.И. Антонова.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2005. Вопросы к экзамену по дисциплине «Социология» 1.Объект, предмет и функции социологии 2.Уровни социологического знания 3.Междисциплинарные связи социологии (социология и социальная философия, социология и история, социология и психология, социология и естественнонаучное знание и т.д.) 4.Значение социологии для подготовки современного специалиста 5.Становление социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер). 6.Вклад Э Дюркгейма в развитие социологии 7.Сущность понимающей социология М. Вебера. 8.Вклад П. Сорокина в развитие социологии. 9.Развития социологии в России. 10. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф). 11. Микросоциологческие теории (Д. Мид, Г. Гарфинкель). 12. Развитие социологии в России в XIX – ХХ веках 13. Основные направления развития современной социологии 14. Понятие «общество». Сущность общества. 15. Сущность и характеристики социальных институтов. Роль социальных институтов в жизни общества 16. Процесс институционализации 17. Социальная структура общества 18. Социальные общности как формы организации жизни индивидов 19. Социальная группа. Виды социальных групп 20. Социальные организации: понятие, классификация 21. Социальные движения: понятие, типология 22. Социальная дифференциация: понятие, виды, функции 23. Социальная стратификация: понятие, функции, виды 24. Социальная мобильность: понятие, характеристики, типология 25. Роль общественного мнения как социального института в разных типах обществ 26. Культура как предмет социологического анализа 27. Массовая культура как объект социологического исследования 28. Субкультура: понятие, классификация. Молодежные субкультуры. 29. Ценности и их роль в интеграции и дифференциации общества 30. Личность как объект и субъект социальных отношений 31. Социальный статус личности 32. Социализация личности: понятие, этапы 33. Семья как социальный институт 34. Девиантное поведение: понятие, типология, социальные последствия, пути минимизации 35. Социальные изменения: понятие, виды 36. Глобализация как феномен современного общества. Культурные и социальные процессы в эпоху глобализации 37. Социологическое исследование: виды и классификация 38. Программа социологического исследования 39. Выборка: понятие, классификация, роль в обеспечении достоверности данных 40. Методы сбора информации в социологии
Список рекомендуемой литературы Основная литература
1. Борцов Ю. С. Социология : учеб. пособие / Ю. С. Борцов. – М. : Инфра-М, 2012. – 351 с. 2. Волков Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. – М. : Феникс, 2012. – 667 с. 3. Глотов М.Б. Общая социология : учеб. пособие для вузов / М. Б. Глотов. – М. : Academia, 2010. – 400 с. 4. Дмитриев А. В. Общая социология : учебник / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. – М. : Инфра-М, 2011 – 304 с. 5. Добреньков В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2012. – 624 с. 6. Кравченко А. И. Социология : учебник для бакалавров/ А. И. Кравченко. – М. : Юрайт, 2012. – 525 с. 7. Страданченков А. С. Социология. Общий курс : учебник / А. С. Страданченков, Н. В. Багдасарова, В. И. Кандауров. – М. : Инфра-М, 2011. – 332 с.
Дополнительная литература 8. Агапов П. В. Русская социология: учеб. пособие / П. В. Агапов, В. В. Афанасьев. – М. : Канон + , 2010. – 351 с. 9. Афанасьев В. В. Западная социология XX века: учеб. пособие для вузов / В. В. Афанасьев. – М. : Канон+ , 2010. – 288 с. 10. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2009. – 537 с. 11. Зборовский Г. Е. История социологии : учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. – М. : Гардарики , 2007. – 608 с. 12. Кравченко А. И. Социология : учебник для студентов вузов / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2008. – 512 с. 13. Немировский В. Г. Социология : учебник / В. Г. Немировский. – М. : Проспект, 2010. – 544 с. 14. Социология социальной сферы : учеб. пособие для вузов / отв. ред. М. М. Акулич. – М. : Гардарики, 2007. – 238 с. 15. Фролов С. С. Социология : учебник / С. С. Фролов. – М. : Гардарики, 2007. – 344 с. 16. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества : учебник / П. Штомпка. – М. : Логос, 2010. – 664 с. 17. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : учеб. пособие / В. А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с. Приложение Образец оформления титульного листа
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |