Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стихотворение из цикла «Стол».



2018-07-06 812 Обсуждений (0)
Стихотворение из цикла «Стол». 0.00 из 5.00 0 оценок




Марина Цветаева.

«Мировое началось во мгле кочевье…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», Мой письменный верный стол!», Цикл «Стихи о Москве» («Облака — вокруг...», "Из рук моих – нерукотворный град…, "Москва! Какой огромный…"), "Красною кистью…","Рассвет на рельсах", «Русской ржи от меня поклон», «Я с вызовом ношу его кольцо!», «Прокрасться…», «Родина» ( «О, неподатливый язык!»), Из цикла «Поэт»(«Что же мне делать, слепцу и пасынку…»), «Тоска по родине!».

 

М. Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Свою судьбу она предсказала сама, и очень рано:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Май 1913

Сегодня её поэзия, как и было предугадано, стала частью нашей духовной жизни.

 

Художественный мир Цветаевой.

Мне и до ныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

В этих словах – формула её жизни: жить в полную силу, ощущая жар жизни и её горечь.

Пылающая, горькая рябина стала символом её судьбы - тоже горькой, пылающей творчеством и уходящей на долгие годы в зиму забвения.

Как поэт-романтик она разделила быт и бытиё, противопоставила мир и мечту. Уже в юношеских стихах она разделила «Я» и «ОНИ», уже здесь лирическая героиня противостоит миру. В стихотворении «Вы идущие мимо меня» (1913) излюбленный её приём контраста подчёркивает это противостояние: “Одна из всех — за всех — противу всех!”

Плоти – плоть, духу – дух,

Плоти – хлеб, духу – весть,

Плоти – червь, духу – вдох,

Семь венцов, семь небес.

Основной её приём – антитеза. Она шла своим путём: мимо политики, вне социальности, создавала лишь то, что на все времена, то, что неизбывно, вечно, что дарит нам седьмое небо – Эверест души. Почти не затронув трагической истории 20 века, она раскрыла трагедию мироощущения человека в кризисном мире. Ей нужен был мир, где «всё сбывается», где торжествует дух, любовь и верность, где все вести – «благие». Такой мир существовал в мечте, в поэзии. Сходное ощущал и Борис Пастернак с его знаменитыми стихами: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?». А реальный мир взрывался революцией и гражданской войной, где для Цветаевой не было «белых» и «красных» - были лишь люди, погибающие в братоубийственной войне, равно достойные сострадания:

Все рядком лежат -

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал,

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал,

Смерть побелила.

…И справа, и слева,

И сзади, и прямо

И красный, и белый:

-Мама!

 

Подход Цветаевой к раскрытию темы белой гвардии предвосхищает гуманистический пафос, которым будут наполнены создававшиеся в середине 20-х годов «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Катастрофическое революционное движение мира она воспринимает как «мировое кочевье» «во мгле»:

Мировое началось во мгле кочевье:

Это бродят по ночной земле — деревья,

Это бродят золотым вином — гроздья,

Это странствуют из дома в дом — звезды,

Это реки начинают путь — вспять!

И мне хочется к тебе на грудь — спать.

14 января 1917

В стихотворении нет биографического, исторического контекста, раскрывается «строй души», дано личностное восприятие совершающихся в мире перемен, душевная драма поэта и человека 20 века. Оценка революции дана как нарушение естественных норм жизни («реки начинают путь — вспять!»)

Всё стронулось с места во мгле: деревья, звёзды, реки. Мир потерял устойчивость.

Душа не принимает «кочевья» и стремится к защищённости от внешнего мира, в круг покоя – истинных человеческих ценностей – на родную «грудь», в «круг любви».

Все средства языка, художественные приёмы, используемые Цветаевой, служат выражению романтического восприятия мира, противопоставлению «Я» и «МИР». Что порождает такое противостояние? Трагедию одиночества, но и верность себе.

Всё стихотворение представляет собою гиперболизированную метафору, отражающую масштабы катастрофы.

Анафора (единоначатие), градация, синтаксический параллелизм усиливают и распространяют основную мысль, заключённую в ключевом слове «кочевье».

 

Характерный для Цветаевой приём антитезы призван подчеркнуть драматизм конфликта личности с миром и выражен контекстным антонимом («бродят» - «спать»).

Тире как словораздел выделяет те понятия, которые изначально не подлежат «кочевью» по воле человека.

Особенности поэтики.

Автобиографичность.

Смешение стихий( речевой, эмоциональной).

Контрастность .

Многомерность образов.

Цветовая и предметная символика.

Ёмкость словоформы (неологизмы).

Звукопись.

Диалогичность формы.

Глубинная связь с народным творчеством.


«Я не люблю, когда стихи льются, люблю, когда рвутся».

Трагедийно-романтическое восприятие мира требовало и особого художественного воплощения идеи разорванного пространства века и души. «Я не люблю, когда стихи льются, люблю, когда рвутся» (Цветаева). И она «разрывала» свои стихи, используя различные приёмы словоразделатире и внутристиховые паузы. Безглагольностьи ожидание глагола, заменённого тире и паузой. Отсюда – особое напряжение, особый ритм, афористичность, торжественность, приподнятость речи.

«Пишу сушью», - говорила Цветаева, объясняя минимальное число используемых тропов.

 

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

23 мая 1920.

 

Кто герои этого стихотворения?

Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди.

Первая группа объединена понятиями «статичность, несвобода, смерть», вторая – «движение, многообразие, свобода, жизнь». Для Цветаевой любовь статичная, неразвивающаяся равносильно смерти; любовь многообразная, постоянно обновляющаяся – единственно возможный жизненный путь.

Антитеза на уровне морфологии.

Слова, описывающие обыкновенных людей – существительные, Марину – глаголы и

глагольные формы, существительные обозначают не предметы, а действия

– измена, полёт.

Цикл «Деревья».

В мир деревьев она идёт «спастись от рёва рыночного!»

Деревья сопричастны её поэзии, творчеству, одаривают стволом её стол – место, где создаются стихи. Этому месту тоже посвящён цикл стихотворений «Стол».

Само искусство Цветаева называла «ответвлением природы».

Себя она, подобно Есенину, ощущает деревом:

Я знаю: не сердце во мне – сердцевина

На всём протяженье ствола.

Дерево для неё – символ духа, неба; земля – символ хлеба:

Земля – ради хлеба,

Дерево – ради неба.

Высота дерева для неё – высота человеческого духа. «И дерево себя перерастало», - пишет Цветаева, уподобляя ему неизменный рост своей души.

«Поступь легкая моя…»

Поступь легкая моя,

- Чистой совести примета

- Поступь легкая моя,

Песня звонкая моя –

Бог меня одну поставил

Посреди большого света. –

Ты не женщина, а птица,

Посему - летай и пой.

1 ноября 1918

Она ощущала себя птицей, населяющей лес, петь – её назначение:

Природный мир – единственный – дарует её душе гармонию, восстанавливает силы, приносит отдохновение:

И лягу тихо, смежу ресницы…

и будут сниться деревья, птицы.

(«А всё же спорить и петь устанет…»)

Она уходила в лес, чтобы «уходить» свою тоску.

Природа дарит не только покой, но и творческое вдохновение – «тишину между молчанием и речью». Здесь рождаются стихи, книга природы тождественна книге стихов:

Мне сад был тетрадью,

Тетрадь была садом.

Два дерева за окном, тянущиеся друг к другу, учат её любви как основному закону жизни:

Таков закон: одно к другому

Закон один: одно к другому.

Человек крайностей и контрастов, она влюблена в сосны, потому что в них «север и юг в одном».

Всю жизнь она мечтала о саде (стихотворение «Сад»),он нужен ей как дар, как покой, как «тот свет», «одинокий, как сама», куда отпускается душа.

За этот ад,

За этот бред,

Пошли мне сад

На старость лет.

На старость лет,

На старость бед:

Рабочих - лет,

Горбатых - лет...

…Прохладный сад...

Для беглеца

Мне сад пошли:

Без ни-лица,

Без ни-души!

…Сад - одинокий, как сама.

(Но около и Сам не стань!) –

Сад, одинокий, как ты Сам.

Такой мне сад на старость лет... –

Тот сад?

А может быть - тот свет?

На старость лет моих пошли –

На отпущение души.

Ей свойственно романтическое представление о творчестве как бурном порыве: «Состояние творчества есть состояние наваждения». Поэт и его дело воплощались у неё сначала в образах «лёгкого огня», несгорающей птицы Феникс; поэзия – в образах кометы, «взрыва» и «взлома». Писать стихи, по Цветаевой, это всё равно что «вскрыть жилы», из которых хлещет «жизнь и стих». Но творчество для неё не только стихия, но и труд, ремесло:

Я знаю, что Венера – дело рук,

Ремесленник, и знаю ремесло!

И она умела работать «до седьмого пота». О таком труде она говорит в стихах цикла «Стол», в стихотворениях, посвящённых Пушкину.

Стихотворение из цикла «Стол».

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что ствол
Отдав мне, чтоб стать — столом,
Остался — живым стволом!

С листвы молодой игрой
Над бровью, с живой корой,
С слезами живой смолы,
С корнями до дна земли!

Здесь всего восемь строчек, и они посвящены теме поэт и поэзия, поэт и мир вокруг него.

В этом стихотворении письменный стол становится полноправным героем, живым существом. Стихотворение начинается с обращения к столу, который является адресатом стихотворения (вспомним пушкинское «К чернильнице»). Но стол не просто письменный — он верный. К кому так можно обратиться? В первом четверостишии в сильную позицию конца строки поставлены рифмующиеся “стол – ствол — столом – стволом”. Очевидно, это не случайное повторение. Так обозначается тесная связь живого дерева с письменным столом, ставшим другом, помощником и опорой для поэта.

Эпитет “живой” в восьми строчках повторяется три раза. Наверное, это тоже неслучайно. Стол Цветаевой — получеловек, полудерево — “с листвы молодой игрой”. Это живое существо — оно живёт вместе с листвою, стволом, смолою, корнями, доходящими до самого дна земли. Письменный стол оказывается частью живой природы, тесно связанной с поэтом. Ведь речь здесь идёт не только о столе, а о внутреннем мире поэта.

Если проанализировать другие стихотворения цикла, то стол приобретёт новые черты. Это чудо, за которое поэтесса благодарит Бога — небесного Столяра. “Поэт — устойчив: // Всё — стол ему, всё — престол!” — так поэт становится монархом, который правит в им творимом мире... Так расширяются рамки одного сопоставления, которое помогает нам, читателям, понять мир поэта, приблизиться к его мироощущению.

Цикл «Стихи о Москве»

Цикл «Стихи к сыну»

«Русской ржи от меня поклон…»

«Тоска по Родине»

«Рассвет на рельсах»

«Лучина».

Дом, деревья, Москва – корни её любви к Родине, питавшие её всегда

Цикл «Стихи о Москве» - это лирический дневник, в котором каждое стихотворение помечено точной датой.

Три первые стихотворения написаны в один день и описывают три прогулки по Москве: утреннюю, вечернюю и ночную.

Первое стихотворение «Облака — вокруг...» дневное, светлое, обращенное к дочери. Откуда-то с высоты — с Воробьевых гор или с Кремлевского холма — она показывает маленькой Але Москву и завещает этот «дивный» и «мирный град» дочери и ее будущим детям:
Облака — вокруг,

Купола — вокруг,

Надо всей Москвой —

Сколько хватит рук! —

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

Будет твой черед:

Тоже — дочери

Передашь Москву

С нежной горечью...

«Облака" и "купола вокруг" образуют нераздельную целостность: купола рукотворных соборов и церквей в творческом воображении поэта переносятся в сферу надмирного, небесного. Город выступает у них как органическое единство рукотворного и природного, реального и надмирного (иногда сказочного), торжественного и житейски-обыденного.

Потому и в следующем стихотворении цикла ("Из рук моих – нерукотворный град…") Москва прямо именуется "нерукотворным градом", который именно в силу этого чудесного свойства свободен от реальных масштабов и может легко быть переданным из одних рук в другие. Марина Цветаева дарит Москву поэту Осипу Мандельштаму:

Из рук моих — нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат...

Вместе с ним она как бы обходит весь город: через Иверскую часовню на Красную площадь и через Спасские ворота — в Кремль, на свой любимый «пятисоборный несравненный круг» — Соборную площадь. Лейтмотивом всех стихотворений, объединяющих их в цикл, становится колокольный звон. Образ колокола разрастается в метафору: это и «гром», «смех», и «дождь», и «колокольное семихолмие», и «колокольная земля» В этом «колокольном» единстве достигается тождество поэта и Руси.

Если из “Стихов о Москве” 1916 года выписать определения Москвы, получится следующая картина: дивный град, мирный град, нерукотворный град, город сорока сороков, отвергнутый Петром, привольное колокольное семихолмие, странноприимный дом. Москва – “странноприимный дом”, приют и пристанище для всех бездомных на Руси. Отношение Цветаевой к Москве как к дому, в котором она – хозяйка, принимающая гостей или дарящая (передающая) свои владения, характерно вообще для её стихов о Москве.

"Москва! Какой огромный…"

В стихотворении три героя: Москва (ты) – мы – я. “Всяк на Руси бездомный. // Мы все к тебе придём...”. Из целого “мы” выделяется в финале индивидуальное “я” – образ лирического героя, целующего святую Московскую землю. Москва предстаёт перед читателем одновременно как благословенная земля (И льётся аллилуйя на смуглые поля) и женщина (Я в грудь тебя целую). Итак, Москва – странноприимный дом, место, где исцеляются все раны, сердце Руси, женщина, благословенная земля. Москва зовёт к себе, зов её слышен издалека, и на него откликнется “всяк на Руси”.

Цвета Москвы в восприятии Марины Цветаевой – цвета русской иконописи: синий, золотой, красный – червонные купола, багряные облака, дорожка чёрная, синева, синева подмосковных рощ, церковки золотоглавые, червонное сердце, красная кисть рябины. Яркая, красочная картина!

"Красною кистью…"

В стихотворении "Красной кистью…" (1916) рождение героини "вписано" в яркий – звучный и красочный – мир города, хранящего христианскую традицию почитания святых (день Иоанна Богослова), а в горении московской "жаркой" и "горькой" рябины предугадывается страстный дух героини и ее трагическая судьба.

 

В эмигрантской поэзии Цветаевой образ Москвы как бы отступает в даль "сирого морока" ("В сиром воздухе загробном…", 1922), но на самом деле боль об утраченном городе уходит глубоко вовнутрь, лишь изредка прорываясь в лирическом голосе.

В стихотворении "Рассвет на рельсах" (1922) образ "Москвы за шпалами" становится сердцевиной "восстанавливаемой" в памяти России, а в более позднем "Доме" (1931) собирательный образ дома, впитавшего в себя воспоминания о Трехпрудном, Тарусе, становится зеркалом душевной жизни лирической героини, мучительно переживающей "бездомье".

Отлучение от Родины, по Цветаевой, для русского смертельно. Трагизм тоски по Родине усиливается и тем, что тоскует поэт по несбывшемуся, ибо «той России нету, как и той меня». Жизнь в эмиграции она оценивает как «новое сиротство – жизнь без России».

Уезжая из Праги во Францию, она как бы второй раз попрощалась – уже издалека – с родиной, поклонилась ей в стихотворении «Русской ржи от меня поклон».



2018-07-06 812 Обсуждений (0)
Стихотворение из цикла «Стол». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стихотворение из цикла «Стол».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)