Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русской ржи от меня поклон,



2018-07-06 1893 Обсуждений (0)
Русской ржи от меня поклон, 0.00 из 5.00 0 оценок




Полю, где баба застится... Друг!

Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце...

Ты в погудке дождей и бед —

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку — на весь тот свет!

Здесь мои — обе заняты.

Стихотворение посвящено Б. Пастернаку, остававшемуся в России. У него, у русских полей и дождей она ищет опоры в своём изгнанничестве, у них просит руки: «Дай мне руку на весь тот свет!»

Тема любви в лирике.

«Каждый стих – дитя любви…».

Она была рождена любить. И вся её жизнь была освящена любовью к мужу – Сергею Яковлевичу Эфрону. Но оставаясь верной ему, Марина Ивановна всегда была ещё в кого-нибудь влюблена. Недолгое, но сильное чувство вызывало к жизни бессмертные строки, и в поэзии Цветаевой перед нами раскрывается своеобразная энциклопедия человеческих чувств, даруемых любовью.

Любовь у Цветаевой всегда трагична и всегда в разлуке. Поэтому сквозными образами в её творчестве становятся поезда и корабли:

Я вижу мачты корабля,
И вы – на палубе…
Вы – в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…

Корабль и поезд символизируют собой расстояние и разлуку.
Увозят милых корабли…
Уводит их дорога белая.

Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо» (1914).

Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.

 

Стихотворение посвящено мужу М.И. Цветаевой, Сергею Яковлевичу Эфрону.

Сестра Марины, Ася Цветаева, писала о том, что никогда Марина не была так счастлива и красива, никогда не сияли так её зелёные глаза, как в пору любви, в начале семейной жизни с Сергеем.

В годы Первой мировой войны, не попав на фронт из-за болезни лёгких, С.Я. Эфрон работал братом милосердия в санитарном поезде, перевозившем в тыл раненых солдат и офицеров. Во время Граж­данской войны сражался в рядах белогвардейцев и затем эмигрировал. Весной 1922 года М.И. Цветаева с десятилетней дочерью Ариадной приехала к мужу в Прагу.

Живя за границей (в Чехии, затем во Франции), оба тосковали по России. Возвращение на родину оказалось роковым. Предполагала ли это Цветаева? Да. И всё же вслед за дочерью и мужем, вернувшимися в 1937 году, она с четырнадцатилетним сыном, вопреки советам и предостережениям друзей и знакомых (в том числе И.А. Бунина), в 1939 году приезжает в Россию.

В том же году мужа и дочь арестовали. Марина больше их никогда не увидит. Сергей Яковлевич погиб в заключении.

 

«Рас-стояние: версты, мили…».

Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

 

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

 

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

 

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

 

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

24 марта 1925

Стихотворение посвящено Б. Пастернаку. По жанру - своеобразное посланиеиздалека близкому человеку. Но можно определить характер стихотворения как обращение, признание, исповедь, плач.Недаром И. Бродский, превозносивший Цветаеву, писал:

«Однако строки эти написаны не слабым, а измученным, страдающим человеком. Вокруг Марины - вакуум. Душа ее тянется к родственной душе. Но свидание невозможно. Разрыв, оторванность от любимого человека, разъединенность с духовным двойником в стихотворении блестяще переданы с помощью тире и переноса. Как разрывают сросшееся, так и поэтесса разрывает слова».

 


Тест.

Прокрасться

 

А может, лучшая победа

Над временем и тяготеньем –

Пройти, чтоб не оставить следа,

Пройти, чтоб не оставить тени

На стенах...

Может быть – отказом

Взять? Вычеркнуться из зеркал?

Так: Лермонтовым по Кавказу

Прокрасться, не встревожив скал.

А может -- лучшая потеха

Перстом Себастиана Баха

Органного не тронуть эха?

Распасться, не оставив праха

На урну...

Может быть – обманом

Взять? Выписаться из широт?

Так: Временем как океаном

Прокрасться, не встревожив вод...

14 мая 1923

Марина Цветаева

B8 К какому роду литературы относится это произведение?

B9 Многие строки в этом стихотворении построены похоже: «Пройти, чтобне оставить следа, // Пройти, чтоб не оставить тени…»; «Может быть – отказом // Взять? Вычеркнуться из зеркал?» и «Может быть – обманом // Взять? Выписаться из широт?»; «Прокрасться, не встревожив скал», «Распасться, не оставив праха», «Прокрасться, не

встревожив вод…» Как называется такое сходное построение разных

предложений?

Ответ:

B10 В стихотворении есть несколько предложений, границы которых не совпадают с границами строк, что помогает поэту в создании особого ритма (напр. «Может быть – отказом // взять?»). Как называется такое несовпадение границ стиха с границей предложения?

Ответ:

B11 Какой художественный прием, позволяющий сблизить, сопоставить различные предметы и явления, употреблен в словах «временем как океаном прокрасться» и «Лермонтовым по Кавказу прокрасться…»?

Ответ:

B12 В строчках «Может быть, отказом // Взять? Вычеркнуться из зеркал?» повторяются определенные фонетически близкие звуки, отчего создается впечатление действия, производимого с усилием, с напряжением. Как называется такой прием?

Ответ:

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3 Как вы понимаете смысл названия стихотворения? Отвечая на этот

вопрос, обратите внимание на синтаксис, знаки препинания и на то, в

каких формах стоит в стихотворении глагол.

C4 Какие стихотворения, в которых возникает тема посмертной славы и

посмертного значения поэта, вы знаете и в чем их отличие от этого

стихотворения?

Эти два вопроса связаны между собой, один является продолжением другого.

Традиционно в поэзии рассматривается вопрос посмертного значения поэта,

отношения к нему потомков, мифологизации великих поэтов прошлого. Цветаева

ставит вопрос совсем по-другому: не правильнее ли прожить жизнь так, чтобы не

оставить после себя ни малейшего следа? Победить время и пространство не

традиционным путем – попав в вечность, – а не оставить во времени ни

малейшего отпечатка, ускользнуть из координат, не дать себя поймать.

Нужно подчеркнуть, что это – вопрос, а не ответ. Не принятое решение, не

декларация о намерениях, а как бы минутная мечта, набросок, раздумье: «А что

если…» Об этом свидетельствуют многие черты стихотворения: в нем нет

действующего лица, лирического героя, зато много неполных предложений; все

глаголы (за исключением вводных слов) стоят в безличных формах

(неопределенная форма или деепричастие); предложения заканчиваются или

вопросительным знаком или многоточием.

Говоря о стихотворениях других поэтов, уместно вспомнить череду

«Памятников» – от Державина до Бродского, включая «Юбилейное» Маяковского

(в котором возникают и тема вечности – «У меня, да и у вас, в запасе вечность»,

«после смерти нам стоять почти что рядом», – и тема «хрестоматийного глянца»,

которого поэт хотел бы избежать). Впрочем, темы, о которых говорится в вопросе,

присутствуют в большинстве стихотворений «о поэте и поэзии», изучаемых в

школе, так что у учащихся не должно возникнуть сложностей с подбором

примеров.

Тест.

Из цикла «Поэт»

 

Что же мне делать, слепцу и пасынку,

В мире, где каждый и отч и зряч,

Где по анафемам, как по насыпям —

Страсти! где насморком

Назван — плач!

Что же мне делать, ребром и промыслом

Певчей! — как провод! загар! Сибирь!

По наважденьям своим — как пo мосту!

С их невесомостью

В мире гирь.

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший — сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?!

22 апреля 1923

Марина Цветаева

B8 В начале каждой строфы этого стихотворения повторяется одна и та же группа слов («что же мне делать»). Как называется такой прием?

Ответ:

B9 Выпишите из первой и последней строфы четыре существительных, которыми поэт определяет самого себя (выписывайте слова в порядке их следования в тексте, ставя их в именительный падеж)

Ответ:

B10 Какой художественный прием, позволяющий сблизить, сопоставить различные явления и предметы, употребляется в строчках: « Где по анафемам, как по насыпям — //?Страсти!»; « Певчей! — как провод! загар! Сибирь!»; «Где вдохновенье хранят, как в термосе!»

Ответ:

B11 Стихотворение построено на противопоставлении поэта всему остальному миру. Как называется такое контрастное противопоставление двух образов?

Ответ:

B12 Конфликт между поэтом и окружающим миром преувеличен, доведен до крайности. Как называется такое художественное преувеличение?

Ответ:

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3 Цветаева считала себя поэтом-романтиком. Какие черты романтической поэзии вы видите в этом стихотворении?

C4 Чем похоже это стихотворение на другие известные вам стихотворения

на тему «поэт и толпа» и чем оно от них отличается?

Для романтической лирики характерены мотивы неудовлетворенности

повседневностью, неприятия окружающего мира, разлада с действительностью,

которые мы видим в этом стихотворении. Должны быть названы и уже

упомянутые в вопросах В6 и В7 антитезы и гиперболы (примеры которых

содержатся в стихотворении в изобилии), так как преувеличение конфликта,

поляризация явлений как раз и создает те крайние полюса, между которыми

возникают сильные эмоции, составляющие неотъемлемую часть романической

поэзии. Нужно отметить и интонации вскрика или плача, и обилие

восклицательных знаков.

В стихотворении Пушкина «Поэт и толпа» тоже есть противопоставление

«вдохновенного поэта» и «бессмысленного народа», «тупой черни». Пушкинская

«толпа» не понимает поэта, но и поэт не принимает толпу, хочет отмежеваться от

нее. В «Поэте и гражданине» Некрасова утверждается, что поэт должен быть

прежде всего «полезным», должен жертвовать собой во имя общественной пользы,

а если он не станет этого делать, Муза отвернется от него.

Можно вспомнить здесь и стихотворения Лермонтова «Журналист, писатель и

читатель» (писатель не хочет открываться неблагодарной и злой толпе) и «Смерть

поэта» («свет, завистливый и душный», сначала губит поэта, а потом лицемерно

оплакивает его), и стихотворение Маяковского «Нате!» (толпа груба и

омерзительна, она топчет «бабочку поэтиного сердца», но поэт находит способ

отомстить ей).

У Цветаевой же в роли «толпы» – весь окружающий мир. Ее поэт страдает от

разлада с этим миром, переживает его как трагедию.

Тест.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  Родина О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь — Рок, что повсюду, через всю Даль — всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя! М. И. Цветаева, 1932  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 К какой тематической разновидности лирики относится это стихотворение?
  Ответ:
   
B9 Укажите художественное средство, которое предполагает одинаковое начало смежных строк стихотворения.
  Ответ:
   
В10 Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых гласных звуков (на плахе распрь моих земля")?
  Ответ:
   
B11 В стихотворении много противопоставлений, характерных для поэтики М. И. Цветаевой (чужбина - родина; даль - близь).Укажите термин, которым обозначается этот прием.
  Ответ:
   
B12 Каким размером написано стихотворение М. И. Цветаевой?
B8   патриотическая  
B9   анафора или единоначатие  
B10   ассонанс  
B11   антитеза или контраст  
B12   ямб    
             

С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

Тест.

Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

 

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

 

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —

 

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

 

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

 

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

 

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне все — равно,

И, может быть, всего равнее —

 

Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

 

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!

 

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если на дороге — куст

Встает, особенно - рябина...

(М.И. Цветаева)

 

В8. Назовите художественный приём, использованный встроках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи», при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением.

В9. Выпишите из 1 строки последней строфы ключевые слова, с помощью которых передано состояние души лирической героини.

В10. Укажите термин, которым в поэзии обозначают созву­чие в конце стихотворных строк.

В11. В словосочетаниях «язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействие. Как называется такой приём?

В12. Как называются новые слова, созданные писателем и служащие как выразительное средство в определённом контексте, но не вливающиеся как правило в общелитературную лекси­ку: «глотатель», «доилец»?

Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.

СЗ. Как вы понимаете основную мысль стихотворения М.И. Цветаевой?

В стихотворении постоянно повторяются слова: “всё равно”, “всё едино”. “Всё равно”, “где брести”, “быть вытесненной в себя”, “где не ужиться”, “где унижаться”. Все равны, ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к чему нет привязанности, нет веры: “Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст”. Нет родины: “Тоска по родине! Давно разоблачённая морока!” В стихотворении есть своеобразные повторы. Мы видим в тексте целое родовое гнездо однокоренных слов слову “родина”: родным (роднее — форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна). В произведении им противопоставлены контекстуальные антонимы: родина — “госпиталь или казарма”, родной язык — “безразлично — на каком непонимаемой быть встречным!”, “роднее бывшее — всего” — “всего равнее”. А в словах “душа, родившаяся где-то” звучит глобальная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родной землёй вовсе не осталось следа:

Так край меня не уберёг
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперёк!
Родимого пятна не сыщет!

Сердце болит из-за отрешённости от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь. Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Семь восклицательных знаков — свидетельство экспрессивности речи. В стихотворении на десять четверостиший — семнадцать тире. Их постановка связана со смысловым выделением слов и словосочетаний, эти знаки по-своему связаны с экспрессивностью поэтического монолога. Тире — любимый знак М.И. Цветаевой, он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке. Нельзя поверить в равнодушие героини, если читаешь, что называется, “по нотам” ( “знаки-ноты”).

В смысловом отношении значимо и многоточие. Особенно ощутима его роль в конце предложения.

Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина...

Это многоточие красноречиво и однозначно: героиня навеки связана с родной землёй, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности. Сравнения, изобилующие в произведении, рождают варианты одной мысли: непреодолимо одиночество, неизбывна разорванность героини с родной землёй: “дом... как госпиталь или казарма”, “...ощетиниваться пленным львом”, “камчатским медведём без льдины”, “бревно, оставшееся от аллеи”.

С.Рассадин отмечает, что стихотворение «Тоска по родине» хватает за душу, как немногие. Особое значение исследователь придаёт двум последним строкам. На протяжении 38 строк утверждалась привычная отторженность, а последние 2 строки полностью перевернули стихотворение, и тоска по родине, объявленная “разоблачённой морокой”, становится живой неизбывной болью. С.Рассадин пишет: “Приходит в голову мысль — странная, если не выразиться резче: а если, не приведи Бог, сердце остановилось на 38-й строке... что тогда мы сказали бы об этих стихах?”

Смирение М.И. Цветаевой с горечью отрешённости и бездомности?

Что позволяет утверждать: для М.И. Цветаевой “родина” и “рябина” — семантически близкие понятия? Во многих произведениях М.И. Цветаевой понятия “родина” и “рябина” слиты воедино. Аллегорическая связь обозначена в стихотворении «Рябину рубили...», в нём есть поэтические строки, также скрепляющие это единство:

Сивилла! Зачем моему
Ребёнку — такая судьбина?
Ведь русская доля ему...
И век ей: Россия, рябина...

Россия, судьбина, родина, Марина — этот смысловой ряд смыкается понятием “рябина”. Соотношение “родина–рябина” укладывается в формулу синекдохи. Мы понимаем, что нет темы больнее, чем тема России, нет единства прочнее, чем единство с духовностью, культурой своего народа. М.И. Цветаева в письме (1930) восклицает: “Как Вы глубоко правы — так любить Россию! Старую, новую, красную, белую — всю! Вместила же Россия — всё... Наша обязанность, вернее, обязанность нашей любви — её всю вместить”.



2018-07-06 1893 Обсуждений (0)
Русской ржи от меня поклон, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русской ржи от меня поклон,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)