Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 6. Философия ХIХ – ХХ веков



2018-07-06 378 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. Философия ХIХ – ХХ веков 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Немецкая классическая философия: гносеология и этика И. Канта, философская концепция Г. Гегеля.

2. Постклассическая европейская философия ХIХ–ХХвв.Иррационализм (Ф. Ницше), рационализм (К. Маркс), позитивизм и его исторические формы.

3. Современная западная философия ХХ в. Феноменология (Э. Гуссерль). Философия жизни (О. Шпенглер). Философская антропология (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен). Экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер). Прагматизм (Пирс). Психоанализ (З. Фрейд). Философская герменевтика (Г. Гадамер). Структурализм (К. Леви-Стросс). Постмодерн (Ж. Деррида, П. Рикер).

 

На идеях Просвещения выросла вся последующая европейская философская мысль. Наибольшее влияние идеи Просвещения оказали на немецкую классическую философию, основоположником которой явился И. Кант. И. Кант решил критически оценить возможности человеческого познания и на этой основе переработать всю философию. В результате появились работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». И. Кант делает предметом специального анализа процесс познания, познающего субъекта, тем самым совершая переворот в развитии философской мысли. Основными понятиями философии И. Канта являются: «вещь в себе», «априорный», «феномен», «ноумен». Гегель − вершина развития немецкой классической философии, оказавший влияние на развитие всей европейской философии. Гегелем были открыты основные законы диалектики, им исследовано более ста различных категорий. Впервые в истории Гегель создал теорию развития противоречия. Мышление по Гегелю − это не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего (абсолютная идея).

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалась в 40-х г. ХIХ в. Маркс и Энгельс создали учение о мире как результате практической деятельности людей. Они ввели критерий практики в теорию познания, создали материалистическую диалектику. Они сформулировали принцип материалистического понимания истории, разработали понятие общественно-экономической формации. Маркс и Энгельс показали, что в труде человек выражает свои собственные творческие способности, поэтому труд – это реализация свободы. В настоящее время кафедры марксистской философии существуют сегодня практически во всех крупных университетах Запада.

Время существования современней западной философии: с последней трети ХIХ в. по настоящее время. Каковы базовые ориентации современной западной философии? 1. В противовес установке философского классицизма на достижимость системного и завершенного знания о «мире – человеке», современная западная философия отбрасывает идею о возможности описания мира и человека. Определяющее значение приобретает иррационализм, провозглашающий примат неразумного начала. 2. Переосмысление классических онтологий и субъект-объектной схемы. Классическая философия мыслила субъекта-наблюдателя как не вносящего своего эффекта в процесс постижения мира. 3. Плюрализм современной западной философии. Современная западная философия являет собой эклетическое сочетание самых различных интеллектуальных школ. В целом эта философия ориентирована на уход от попыток систематизации мира.

В ХIХ в. возрастает роль науки в жизни общества и на основе этого возникает направление позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер) Основатели позитивизма − О. Конт и Г. Спенсер. Главные идеи позитивизма заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципах, как математика, физика. Из этого следовал вывод о том, что по мере развития конкретных наук отпадает необходимость в философии. Второй формой позитивизма был махизм. На основе философского поиска таких выдающихся физиков, как Э. Мах, В. Гейзенберг и других ученых, выстраивались концептуальные системы. Третьей формой позитивизма явился неопозитивизм, который сформировался в начале 20-х гг. ХХ в. почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Кризис позитивизма и падение его влияния приводит к возникновению постпозитивизма. Теорию роста научного знания выдвинул К. Поппер, идею парадигмы обосновал И. Кун, исследовательскую парадигму предложил Лакатос, эволюция научных теорий сформулирована Тулминым, тезис о несоизмеримости научных теорий обосновал Фейербенд.

Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартар. Г. Марсель, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет) обращается к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестоких испытаниях. Человек утверждает свое существование, выражающееся в состояниях страха, вины, стыда, отчаяния, переживания смерти. Человек заброшен в мир, свобода его ограничена, а негативные аспекты его опыта существенны. В 60-х гг. ХХ в. оформляется направление герменевтики. Герменевтика определяется как искусство понимания речи. Первый этап исторической эволюции герменевтики − искусство толкования воли богов. Развивался в античности и в средневековье. Второй этап − реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) – наиболее развита немецким мыслителем Ф. Шлейермахером (начало XIX в.). Цель работы герменевтика − вживание его во внутренний мир автора. Шлейермахер развил идею «герменевтического круга». Третий этап − деятельность Г.-Г. Гадамера, П. Рикера. Основной вопрос герменевтики, по Гадамеру, состоит в том, что значит понимание. Структурализм, как новый научный метод в гуманитарных науках и теория, возник в 30-е гг. ХХ в. Формирование философского направления связано с концепциями Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологией К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана, структуры познания М. Фуко и других. Структурализм − попытка выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в социуме на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических моделей, артефактов до искусства, философии, математики, литературы, архитектуры языка и т.д.

Постмодерн понимается как фаза западной культуры второй половины ХХ в., и как гибридное поле социологии, литературоведения, религиоведения, архитектуры, философии. Представители постмодерна − Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фуко и другие. Суть этих концепций состоит в критике всей классической и постклассической философии Запада. Главная идея − в критике разума, его возможностей. Постмодерн полностью отрицает установки классической философии. Полностью отвергаются идеи гуманизма, любые формы познания истории, все концепции исторического прогресса. Необходимо отказаться от дискурса (размышления) в языке. Язык должен содержать не понятия, а «симулякры» − знаки мгновенного эмоционального состояния людей, обозначающие сиюминутное отношение человека к данной ситуации. Надо стремиться к хаосу в языке, культуре в целом.

 

 



2018-07-06 378 Обсуждений (0)
ТЕМА 6. Философия ХIХ – ХХ веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 6. Философия ХIХ – ХХ веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)