Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическое развитие детей старшего школьного возраста.



2018-07-06 696 Обсуждений (0)
Физическое развитие детей старшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в умеренном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах.

В костной ткани продолжается процесс окостенения большой части скелета, который в основном полностью завершается в юношеском возрасте, резкое увеличение длины тела. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается.

В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигается гармоничные пропорции. Гармоничное развитие отмечается у 85-95% школьников. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц левой и правой половины тела. Именно в этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

Типы мышечных волокон:

1) В каждой мышце находятся разные типы мышечных волокон:

- Быстрые волокна

- Медленные волокна

2) У каждого индивида разные количества медленных и быстрых волокон

3) Комбинация быстрых и медленных волокон:

- Закладывается при рождении за счет наследственности

- Определяет те виды легкой атлетики, которые подходят ребенку

- Могут меняться за счет тренировки.

Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у юношей к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к 25-летнему возрасту.

У девушек наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, чем у юношей, туловище относительно длиннее, а ноги короче, заметно отстает в развитии плечевой пояс, плечи у них уже, а таз шире, центр тяжести расположен ниже. Легкие, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция, жизненная емкость легких, и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. Поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются, гораздо ниже.

Величина объема сердца у 15-17 летних юношей равняется в среднем 720 мл., на 10—15% больше по объему и массе, чем у девушек, пульс реже на 6—8 ударов в минуту, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и высокое кровяное давление. У девушек усиленная дифференцировка сердечной мышц происходит примерно 2 годами раньше. Они дышат чаще и не так глубоко, как юноши, жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. Линейные размеры сердца к 15-17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Для укрепления сердечнососудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, регулярность и систематичность занятий физическими упражнениями.

В возрасте 8-18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон и с окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Показатели мышечной силы у девушек меньше, так как мышцы тоньше. В них много прослоек жировой ткани. Прирост массы тела у девушек больше чем прирост мышечной силы. Однако, уступая юношам в силе, девушки превосходят их в точности и координации движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения.

В среднем школьном возрасте завершается формирование у подростка присущего ему морфотипа: астеник – с узкими пропорциями тела, гиперстеник – с широкими пропорциями тела и промежуточный тип мезоморф.

Необходимо постоянно следить за формированием правильной осанки и развитием мышечного корсета, избегать длительного использования асимметричных поз и односторонних упражнений, чрезмерных отягощений. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к функциональным нарушениям осанки.

Качества двигательной деятельности и уровень физического развития организма зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.

 

 

Особенности дыхания.

Дыханием называется процесс, обеспечивающий потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма. Этот процесс осуществляется путем сложного взаимодействия систем дыхания, кровообращения и крови.

При физической нагрузке потребление кислорода возрастают в среднем в 15—20 раз. Одновременно усиливается вентиляция и ткани организма получают необходимое количество кислорода, а из организма выводится углекислый газ.

Показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др. Различают внешнее и внутриклеточное дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы. В возрасте 15-17 лет в результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых юношей, происходит замедление кругооборота крови. Время кругооборота крови в среднем школьном возрасте —19 с, а у старших школьников достигает взрослых значений —20-23 с.

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела увеличивается потребность в кислороде и органы дыхания работают напряженно. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, более продолжительнее становится выдох, снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки.

Максимальная легочная вентиляция в 15-17 лет составляет 61 литр в минуту. У спортсменов закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких выше, чем у детей, не занимающихся спортом.

Вместе с ростом работоспособности у спортсменов увеличивается способность к максимальному потреблению кислорода. Под влиянием систематических занятий спортом аэробная производительность заметно повышается, особенно у девочек занимающихся спортом.

К 15-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается. Однако возможности дыхательной системы даже в юношеском возрасте оказываются все еще ниже, чем у взрослого человека. В 17-летнем возрасте реакции дыхания на нагрузки еще менее экономичны, недостаточна выносливость дыхательных мышц.

Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18 лет, в мужском – в возрасте 19-20 лет.

Рекомендации по дыханию при занятиях спортом:

а) дыхание необходимо осуществлять через нос, и только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную языком и нёбом. При таком дыхании воздух очищается от пыли, увлажняется и согревается, прежде поступить в полость легких, что позволяет повышать эффективность дыхания и сохранять дыхательный путь здоровым;

б) при выполнении физических упражнений необходимо регулировать дыхание:

- во всех случаях выпрямления тела делать вдох;

- при сгибании тела делать выдох;

- избегать частых задержек дыхания и натуживания, что приводит к застою венозной крови в периферических сосудах;

- при циклических движениях ритм дыхания приспосабливать к ритму движения с акцентом на выдохе.

Наиболее эффективно функцию дыхания развивают физические циклические упражнения с включением в работу большого количества мышечных групп в условиях чистого воздуха (плавание, бег).

 

 



2018-07-06 696 Обсуждений (0)
Физическое развитие детей старшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физическое развитие детей старшего школьного возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (696)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)