Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие физических качеств легкоатлета.



2018-07-06 808 Обсуждений (0)
Развитие физических качеств легкоатлета. 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастной период от 11 до 17-18 лет характеризуется достижениями максимального развития большинства физических качеств – ловкости, гибкости, быстроты, силы, скоростно-силовых возможностей, а также большими изменениями выносливости.

Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под двигательными качествами понимается отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими, развития интеллектуальных и волевых качеств.

Старший школьный возраст благоприятен для физического воспитания, так как соответствует проявлениям многих сенситивных периодов развития физических качеств.

Одним из ранних является физическое качество гибкости – суставной подвижности. Данное физическое качество с возрастом изменяется. Это связанно с укреплением мышц, связок и сухожилий. В легкой атлетике гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой, для улучшения эластичности свойств мышц и амплитуду движений. В беге на 60, 100 и 200 метров – большая амплитуда, а следовательно и гибкость является главной частью техники беговых шагов.

Гибкость у спринтеров необходимо развивать не только в тазобедренных суставах, но и в плечевых. Так как отмашка рук с максимальной амплитудой так же является частью беговой техники. В беге на средние дистанции, гибкость в тазобедренных и плечевых суставах также нужна, но амплитуда движений не на столько большая как в спринтерском беге.

Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как быстрота реакции и скорости движений, сила, выносливости снижая экономичность работы организма.

Существуют две формы проявления гибкости: активная – это способность выполнять движения с большой амплитудой за счёт собственной активности соответствующих мышц, пассивная – способность к достижению максимально возможной подвижности в суставах под действием внешних растягивающих сил: усилий партнёра, внешнего отягощения, специальных приспособлений. Показатели активной гибкости выше показателей пассивной гибкости. Активная гибкость выполняется при выполнении различных упражнений, и поэтому на практике её значение выше, чем пассивной гибкости, которая отражает величину резерва для развития активной гибкости.

Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная гибкость увеличивается. Эластичность связок можно увеличить с помощью систематического упражнения.

Совершенствование гибкости, начинающееся в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжается в среднем и старшем школьном возрасте.

У подростков гибкость тем выше, чем больше длина частей тела. Наиболее высоких значений гибкость достигает к 15-летнему возрасту, после чего без дальнейшей тренировки начинает снижаться. У девочек гибкость выражена намного лучше, чем у мальчиков.

Гибкость необходимо развивать в подготовительной части тренировки. В это время многократно повторяющиеся специальные упражнения, в которых постепенно увеличивается амплитуда движений. Также упражнения на гибкость легкоатлеты применяют для хорошей эластичности мышц и связок (для предупреждения травматизма).

Средства развития гибкости:

1) различные упражнения на гибкость, на увеличение подвижности в суставах;

2) упражнение для барьериста, сидя, стоя, лежа, с барьером и на снарядах;

3) акробатические упражнения.

Благоприятный период развития ловкости отмечается с 6 до 15 лет. Ловкость- успешность выполнения новых движений и эффективность всей двигательной активности в целом.

Созревание нижнетеменных областей коры способствует улучшению межсенсорной интеграции и сенсомоторных взаимосвязей. Это физическое качество немыслимо без слаженной работы зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов и опорно-двигательного аппарата. В результате улучшается пространственная ориентация движений, телесная и предметная ловкость.

По мере созревания лобных областей коры больших полушарий развивается способность формированию новых движений в необычных условиях, улучшается анализ ситуации.

Ловкость легкоатлету необходима для произведения лучшего старта при мгновенной подаче сигнала. Особенно нужна ловкость при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки.

Для развития ловкости используют некоторые упражнения, предусматривающие выполнение движений с новыми, не выполнявшимися ранее элементами. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, максимально затрудняющих выполнение упражнения.

Быстрота – необходима во всех видах легкой атлетике. От быстроты отталкивания в прыжках, от скорости выпуска снаряда зависит результат на соревновании.

Быстрота реакции необходима в легкой атлетике в спринтерских упражнениях для максимально быстрого выполнения старта. Хорошо развитое, это качество позволит выиграть 0,1, а иногда 0,2 сек.

Существует утверждения, что быстрота – качество врожденное, что невозможно, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты. Основным средством развития быстроты являются скоростные упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью. Для развития частоты движений используется бег на месте с максимальной частотой, бег со старта из различных исходных положений, бег с максимальной скоростью на 30-60 метров, быстрый бег под уклон (до 20 градусов).

Сенситивный период развития качества силы приходится на 15-18 лет, когда в достаточной мере созревают функции дыхательной и сердечнососудистой систем, обеспечивающих работу аэробного характера.

Для взрослого нетренированного человека в возрасте 18-20 лет мышечная сила достигает максимальных значений. Сила кисти у мужчин составляет около 70-75% от массы тела, а у женщин примерно 50-60%.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий.

В процессе выполнения спортивных приемов можно поднимать, опускать, удерживать тяжелые грузы, мышцы, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются

Различают абсолютную и относительную силы действия. Относительная сила – отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета собственной массы тела.

В основе движений спринтера, стайера, прыгуна, и метателя лежат быстрота и сила, поэтому для развития силы нужно выполнять скоростно-силовые упражнения, команды выполняются в быстром темпе. Однако используются упражнения в медленном темпе, статические и динамические упражнения.

Без увеличения мышечной силы нет пути к высокому мастерству в спринте. Сила должна проявляться чрезвычайно быстро, создавая большую мощность работы в кратчайший промежуток времени. Но и в беге на средние дистанции тоже нужна определённая сила мышц, особенно при ускорении на дистанции и финишировании.

Развитие силы мышц происходит в первую очередь за счет приобретения умения владеть своими мышцами, быстро сокращать и напрягать их с большой силой.

В подготовке легкоатлетов в беге на короткие и длинные дистанции используются упражнения статического усилия. В ответ на это напряжение повышаются функциональные возможности нервных клеток, и легкоатлет сможет проявлять силу в ещё большей мере. Это связано с тем, что проявление силы в изометрическом режиме повышает возможность проявить её в динамической работе мышц.

Упражнения для развития силы у легкоатлета:

1) упражнение со штангой (приседания, подскоки, рывки);

2) метание набивных мячей, гири, ядра;

3) различные прыжковые упражнения;

4) парные силовые упражнения (приседания, упражнения с сопротивлением).

В первую очередь, выносливость зависит от деятельности коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех органов и систем.

Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного развития организма происходит неравномерно.

Различают общую и специально скоростную выносливость. Под общей выносливостью понимают способность человека выполнять длительную работу малой и средней интенсивности. Специальная выносливость выполнение специфической работы оптимальной интенсивности для его деятельности. В беге на средние дистанции специальная выносливость проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции. Общая выносливость достигается в кроссовых тренировках до 1,5-2 часов равномерного бега.

Специальная выносливость и тактика, важны для поддержания необходимой скорости, хотя их соотношение степени их важности изменяется от спринта до сверхдлинных дистанций.

Сила и выносливость у молодых спортсменов пока не полностью развиты. Поэтому упражнения и уровень нагрузки должны тщательно подбираться с учетом возможностей и требований отдельных спортсменов.

В возрасте от 15 до 17 лет темпы развития общей выносливости у юношей резко снижаются. В другие возрастные периоды наблюдаются средние темпы прироста.

Физиологической основой общей выносливости человека являются аэробные возможности — способность организма доставить и использовать кислород для энергопродукции при выполнении физической работы. Мерой аэробной выносливости считается МПК, определяется иными факторами транспорта кислорода и уровнем тканевого дыхания.

Во время аэробных тренировок мышцы начинают потреблять больше кислорода, поэтому сердечно-сосудистая система – сердце, легкие и кровеносные сосуды работают на много быстрее.

Аэробная нагрузка, направлена на работу большой группы мышц, достаточно длительное время тренировки и ритмичное повторение определенных движений.

Для повышения аэробных возможностей нужна правильная постановка дыхания. При умеренной физической нагрузке правильным будет редкое глубокое дыхание через нос. При напряженной тренировке, когда надо обеспечить максимальную лёгочную вентиляцию, необходимо частое достаточно глубокое дыхание через рот

При недостаточном снабжении организма кислородом мышечная деятельность происходит преимущественно в анаэробных условиях. Упражнения выполняются за счет энергии, запасенной в мышцах, и в отличие от аэробных упражнений не нуждаются в кислороде. Анаэробные упражнения – это кратковременные интенсивные тренировки, во время которых организм способен выполнять мышечную работу в условиях кислородной задолженности.

В спринтерском беге на100, 200, 400м особую роль играет скоростная выносливость. Надо бежать всю дистанцию с максимальной скоростью. Для успешного развития скоростной выносливости необходимо больше применять повторный бег на отрезках 100, 150, 200, 300, 500м в зимний период со средней скоростью, а весной – с максимальной.

Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное внимание во время тренировки с детьми. Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше, для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей

Применяются повторные отрезки переменный бег, интервальный бег.

Основными методами развития общей выносливости являются:

1) метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной интенсивности;

2) метод повторного интервального упражнения;

3) игровой метод;

4) метод круговой тренировки;

5) соревновательный метод.

Основная цель всех беговых видов заключается в том, чтобы набрать максимальную среднюю скорость и поддерживать ее на протяжении всей дистанции. Чтобы выполнить эту задачу в спринте, спортсмен должен сконцентрироваться на достижении и сохранении максимальной скорости. В барьерном беге задача такая же, но добавляется требование преодоления барьеров. В длинных дистанциях основная задача — распределение сил.

Скорость бега спортсмена определяется длиной и частотой шагов. Оптимальная длина шага в основном определяется физическими характеристиками спортсмена и усилием, которое он прилагает в каждом шаге. На это влияют сила самого спортсмена, мощность прилагаемого усилия и мобильность. Оптимальная частота шагов зависит от индивидуальной механики бега спортсмена, его техники и координации.

Основные упражнения и приемы должны выполняться на каждой тренировке, особенно у спринтеров. Они должны выполняться после общей разминки и активных упражнений на мобилизацию и занимать около 10 минут

Общее количество повторений для различных упражнений в отдельной тренировке должно быть от 15 до 35.

Контрольные нормативы по общефизической и специальной подготовленности

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развития и совершенствования всех физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является базой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде спорта. Основной целевой задачей физической подготовки школьников является общая физическая подготовка.

Два раза в год в начале (сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (апрель-май) учителя физической культуры принимают контрольные нормативы по 5 видам программы ОФП:

- прыжок в длину с места;

- поднимание туловища из положения лежа за 30 сек.;

- вис на высокой перекладине;

- гибкость из положения стоя;

- бег 1000 метров.

Целью физического воспитания школьников является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной деятельности.

Процесс повышения уровня физической подготовки и развития физических качеств не может существовать без систематического педагогического контроля.

Выполнение контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке проводится тренерами и учителями физической культуры для определения уровня развития физических качеств, спортсмена на различных этапах подготовки. Они позволяют выявить необходимые физические качества и способность спортсмена для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют генетически обусловленные способности, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества имеют огромное значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу относится быстрота, сила, антропометрические показатели (рост, вес), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, психические особенности спортсмена.

Контрольные испытания в системе отбора должны проводиться не только расчетом, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в будущем, проявления двигательного творчества, умения управлять своими движениями.

Тестирование проводилось с целью: определения уровня физической подготовленности и развития двигательных качеств, югошей 16-17 лет систематически занимающихся повышением уровня спортивного мастерства над юношами, не занимающимися в спортивных секциях. В качестве тестов для оценки физических качеств были избраны упражнения, рекомендованные различными группами ученых, для определения физической подготовленности спортсменов на основе анализа литературных источников.

Факторы, играющие важную роль в процессе оценки потенциальных талантов:

· Антропометрия:

Рост, вес, процент жировой массы, центр тяжести массы тела, пропорции отдельных частей тела

· Физические качества:

Скорость реакции и ее моторный компонент, выносливость, скоростная выносливость, сила, динамическая и статическая сила, гибкость, координация.

· Физиологические характеристики:

Аэробная и анаэробная емкость и мощность.

· Нервно-мышечные свойства:

Баланс, чувство темпа, чувство скольжения.

· Познавательные способности:

Тактическое мышление, способность к анализу, социальная адаптация.

· Психологические качества:

Концентрация, психическая стабильность, мотивация, адаптация к стрессу.

· Социальные характеристики:

Адаптация в коллективе, взаимоотношения в команде, отношения с тренером.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

Из выше прочитанной главы – исследование литературных данных, я могу выделить следующие основные составляющие воспитание будущих спортсменов. В нашем случае легкоатлетов. Итак, первое это физическое развитие. Для достижения больших результатов и достижений в спорте нужно с малого возраста уделить внимание физическому развитию будущего спортсмена. Во-вторых, дыхание это одно из важнейших сложных процессов, обеспечивающих потребление кислорода, который возрастает в среднем на 15-20 раз при физических нагрузках. Органам дыхание нужно уделить особое внимание и всяческое развитие, например регулярное плавание. Третья важная составляющая, данного вопроса, является правильное питание спортсмена. Растущему организму необходимо непрерывное поступление всех питательных веществ, которые расходуются у подростка занимающимся спортом. И, наконец, четвертое это нервная система спортсмена. Психологическое состояние влияет на результаты спортсмена, не смотря на его физическую подготовленность. Поэтому очень важно следить за нервной системой спортсмена.




2018-07-06 808 Обсуждений (0)
Развитие физических качеств легкоатлета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие физических качеств легкоатлета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)