Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Массовые и групповые общности



2018-07-06 415 Обсуждений (0)
Массовые и групповые общности 0.00 из 5.00 0 оценок




Массовые общности — это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся:толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их форма­ми коллективного поведения общности, а точнее, массо­вого поведения.

Толпа — это относительно кратковременное скопле­ние (объединение) большого количества людей в про­странстве, допускающем непосредственный контакт, объ­единенных одним и тем же внешним стимулом и эмоци­ональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более слож­ной.

Толпа — это не простая агрегация индивидов, а нечто большее, так как пространственное объединение приво­дит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. К взаимообмену, естественно, неявному, ведет простое осо­знание присутствия вокруг других людей, основанное на лицевой мимике, жестах, позах и т.д.

Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и им­пульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.

По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа.

Я.Щепаньский, классифицируя толпы, выделил сле­дующие четыре их типа — «агрессивные, убегающие, толпы потребителей и экспрессивные или демонстрирую­щие. Агрессивная толпа выступает в трех разных видах: толпа линчующая, то есть охотящаяся на одного человека; терроризирующая, известная по погромам и другим актам террора, направленного против определенной категории лиц или групп; борющаяся, которая выступает во время волнений, стачек, когда атакованная демонстрация или собрание начинает спонтанно обороняться неорганизо­ванным образом. Толпа, спасающаяся бегством, тоже вы­ступает в двух видах: паники, охватывающей собрание или неорганизованную публику, например, паника в театре, в котором вспыхнул пожар, или паника во время землетрясения, когда большое число лиц слепо бросается бежать, направляемое только страхом и чувством самосо­хранения; другой вид убегающей толпы — это паника организованного бегства отряда солдат или другой офор­мленной и высокоорганизованной группы, объятой пани­ческим страхом. Толпа потребителей — это та, которая штурмует магазины, штурмует банки во время кризисов, добиваясь возвращения вкладов, грабит магазины во время голода и смуты и т.п. Наконец, экспрессивная толпа — это такая, которая выражает свои взгляды, объ­единяясь для того, чтобы криком выразить одобрение или протест, чтобы хвалить или осуждать какие-либо меро­приятия власти, учреждения и т.д.» [312. С. 195].

Известный американский социолог Г.Блумер выделяет четыре типа толпы: случайную толпу, обусловленную толпу, действующую толпу и экспрессивную толпу [см.: 18. С. 177]. Российские социологи приводят другие клас­сификации толп в зависимости от способа их образования и характера поведения [см.: 306. С.289-290; 136. С.412; 300. С.36; 287. С.198-199, 250. С.370]. Опираясь на данные классификации, можно выделить следующие наиболее важные для настоящего времени типы толп: случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак), экспрессивная толпа, паническая (убегающая, спасающаяся) и действую­щая толпа.

Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) — такой толпе свойственна наиболее неопределенная струк­тура. Объединить в ней людей может как незначительная цель, так и бесцельное времяпровождение. Подобного рода толпа может образоваться по поводу самых различ­ных событий. Дорожно-транспортное происшествие, по­имка правонарушителя, появление знаменитости, недо­вольство действиями проходящего человека и т.д. могут привести к образованию случайной толпы на улице. Время существования таких толп незначительно, как только элемент зрелищности ликвидирован, толпа зевак расходится. Эмоциональная включенность индивидов в случайную толпу очень слаба, поэтому в любой момент они свободно могут отделить себя от нее. Но в некоторых случаях, если условия изменяются, случайная толпа может структурироваться и проявить большую сплочен­ность.

Экспрессивная толпа, как отмечает Г.Блумер, «не имеет никакой цели — ее порывы и эмоции растрачива­ются не более чем в экспрессивных (ярко выражающих чувства, переживания, настроение. — Н.С.) действиях, обычно в ничем не сдерживаемых физических движени­ях, дающих снятие напряжения и не имеющих никакой другой цели» [18. С. 181]. Для снятия возникшего в толпе напряжения и возбуждения осуществляются разного рода физические движения, которые могут принимать форму танцев, плача, крика, смеха. Благодаря этим физическим движениям «индивид, который находился в состоянии напряжения, дискомфорта и, возможно, тревоги, внезап­но получает полную разрядку и испытывает радость и полноту жизни, приходящие с подобным облегчением» [18. С. 182]. В таких толпах обычно индивиды совместно выражают какое-либо чувство и общее отношение к како­му-либо неординарному событию: радость (танцы), горе (участие в похоронах какой-нибудь знаменитости), про­тест (перед зданием местной администрации) и т.д. В экспрессивном движении экспрессивная толпа разряжает свое напряжение, при этом данное движение имеет тен­денцию становиться ритмичным. Посредством римического выражения напряжения формируется единство толпы.

Крайней формой экспрессивной толпы является экс­татическая толпа (один из видов аффективного психи­ческого расстройства). Экстатическая толпа — это толпа, которая, находясь в состоянии общего экстаза, доводит себя до исступления в своих совместных действи­ях, очень часто состояние общего экстаза приводит к непредсказуемым (как правило, разрушительным) дейст­виям и последствиям (например, действия поклоников рок-музыки на концерте своих кумиров).

Паническая (убегающая, спасающаяся) толпа это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого ис­точника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Паника не возникает только в том случае, когда есть достаточно надежные выходы из создавшейся кризисной ситуации или выхода нет вообще. Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая ста­дия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кри­зисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответ­ствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности» [цит. по: 229. С.131].

Паника является особой ситуацией, где происходит усиление воздействия через заражение. Паника, как отме­чает Ю.А.Шерковин, — это «эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях» [306. С.293]. Непосредственным поводом к возникновению паники всегда является появление како­го-то известия, которое способно вызвать своеобразный шок.

Очень трудно проводить исследование паники, это связано с тем, что ее нельзя непосредственно наблюдать. Результаты включенного наблюдения за паникой всегда будут искаженными, т.к. наблюдатель, хотел бы он этого или нет, будет подвержен воздействию со стороны наблю­даемых [см.: 306. С.294]. Все исследования базируются на описаниях, сделанных после пика паники. На основе имеющихся описаний ученые выделили основные циклы, характерные для всего процесса паники в целом. Знание этих циклов, а также понимание психологического меха­низма паники, в частности, заражения, как бессознатель­ного принятия определенных образцов поведения очень важно для прекращения паники. Это возможно, если в ситуации паники находится также человек, способный внести элемент рациональности в ситуацию паники, за­хватить руководство в этой ситуации, Т.е. предложить образец поведения, который способствовал бы восстанов­лению нормального эмоционального состояния толпы. Надежной гарантией против всякой стихийности в массо­вом поведении является своевременное донесение до людей достоверной информации о разного рода событиях посредством официальных каналов коммуникации [см.: 306. С.295-299].

Действующая толпа — «это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами по­ведения» [287. С. 199]. Отличительным признаком данного типа толпы является наличие цели, на которую направле­на ее деятельность [см.: 18. С.177]. Понятие «действую­щая» подразумевает под собой весь комплекс возможных действий толпы, а именно общностей с экстремальными типами поведения. При исследовании социальных про­цессов ученые основное внимание уделяют изучению именно действующих толп.

Действующая толпа в свою очередь делится на следую­щие важные формы — сборище, восставшая (повстанчес­кая) толпа, борющаяся толпа, стяжательная толпа (толпа потребителей).

Сборище — это «эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям» [287. С. 199]. Обычно сборище имеет агрессивно настроенного лидера, требующего строгого подчинения от всех своих членов. Все действия сборища носят кратковременный характер и направлены непосредственно на какой-то определенный объект. После достижения задуманной цели сборище (на­пример, линчующая толпа) быстро распадается, и входив­шие в него люди в обыденной жизни могут совершенно ничем не напоминать члена жестоко действующего сбо­рища.

Восставшая (повстанческая) толпа «это насильст­венный и деструктивный коллективный взрыв» [287. С. 199]. Ее поведение при восстаниях, в отличие от сбори­ща, менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. В основном действия восставшей толпы непредсказуемы, так как она в наибольшей степе­ни подвержена различным случайным влияниям извне. Она может состоять из нескольких групп, имеющих свои собственные цели, но в критический момент объединяю­щихся и действующих однонаправленно.

Борющаяся толпа - это спонтанно обороняющаяся неорганизованным образом толпа (демонстрация или со­брание), атакованная во время акций гражданского непо­виновения, разного рода волнений или выступлений.

Стяжательная толпа - это толпа, которая вступила в неупорядоченный непосредственный конфликт за обла­дание какими-либо ценностями (например, разгром мага­зинов во время военных действий или стихийных бедст­вий).

Следует отметить, что данная классификация весьма условна. Между эти толпами нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга.

Разница между перечисленными типами и видами толп относительна. Во всех перечисленных формах толп можно выделить много общих и сходных явлений. В первую очередь это психические явления. Всем формам толп свойствен факт деиндивидуализации, то есть частич­ное исчезновение у членов толпы их индивидуальных черт личности. Что вызывает сильную склонность к под­ражанию поведению других людей и увеличивает чувство солидарности со всей толпой. Происходит ослабление важности общепринятых этических и юридических норм, создается сильное ощущение правомерности совершае­мых действий и поступков. Также созданный толпой эмо­циональный настрой ведет к возвеличиванию своей соб­ственной силы и уменьшает ощущение ответственности за совершаемые поступки.

Данные явления приводят к тому, что человек, нахо­дящийся в толпе, находится как бы под влиянием внуше­ния. Сила данной «внушаемости» зависит от ряда факто­ров: от стимулов, вызывающих реакцию толпы, от кон­кретной общественно-исторической ситуации, а также от индивидуальных особенностей членов толпы.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных мас­совых общностях, достаточно традиционны, это — зара­жение, внушение и подражание [см.: 192. С.257-280; 9. С.175-183]. Изучению этих механизмов уделяли внимание различные ученые, и социологи, и социальные психологи, и медики, и педагоги и т.д.

Заражение особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей (массовые психозы, ре­лигиозные экстазы и т.п.). Феномен заражения известен уже давно и имеет многообразные проявления, начиная от массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, религиозного экстаза, вплоть до массового поли­тически окрашенного психоза (например, фашизм) [см.: 192. С.257-258]. Массовому психозу могут быть подверже­ны целые народы.

Б.Д.Парыгин под заражением понимает «бессозна­тельную, невольную подверженность индивида опреде­ленным психическим состояниям» [192. С.258]. В данном случае на индивида никто не оказывает организованного преднамеренного давления. Просто индивид бессозна­тельно усваивает образцы чьего-то поведения, полностью подчиняется ему. Происходит передача определенного эмоционального заряда или психического настроя, кото­рое, особенно в больших открытых аудиториях, усилива­ется путем многократного отражения по моделям обыч­ной цепной реакции, Т.е. происходит «реакция зараже­ния».

При этом эффект заразительности, на что в свое время справедливо указывал уже Н.К.Михайловский, зависит не только от силы эмоционального заряда, но и наличия факта непосредственного контакта между людьми. По этому поводу в своей статье «Еще о толпе» (1893) он писал следующее: «Когда в театре раздается зловещий крик «Пожар!», то происходит паника, часто далеко не соответ­ствующая степени опасности. Это зависит от того, что внезапность крика, как и всякая внезапность, на некото­рое время ошеломляет людей, ослабляет деятельность со­знания, вследствие чего опять-таки запираются все окна и двери и открытой остается одна форточка, в которую страшными глазами смотрит представление опасности. Но эффект еще усиливается тем обстоятельством, что каждый из моноидеизированных (сосредоточивших вни­мание на одном всепоглащающем пункте, по Бреду. — С.Н.) видит вокруг себя испуганные лица и жесты отчая­ния, вследствие чего волнение каждого, если не арифме­тически точно помножается на число взволнованных, то во всяком случае значительно возрастает. Здесь происхо­дит как бы взаимная гипнотизация... Таким образом, вся­кая толпа, всякое сборище уже заключает в себе нечто, благоприятное для проявления бессознательного подра­жания, под тем, однако, условием, деятельность сознания была чем-нибудь подавлена» [172, стб.439].

Поэтому, как указывает Б.Д.Парыгин: «Секрет эмоци­онального воздействия в условиях непосредственного контакта заключается в самом механизме социально-пси­хологического заражения. Последний в основном сводит­ся к эффекту многократного взаимного усиления эмоци­ональных воздействий общающихся между собой людей. При этом сила нарастания накала страстей, создающая психический фон заражения, находится в прямой про­порциональной зависимости от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора» [192. С.259].

Многие политические лидеры используют знания ме­ханизма заражения в свой практике. Например, в фашистской пропаганде была разработана особая концеп­ция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения, Т.е. доведения до состояния экстаза. После этого ситуа­ция развивалась по законам заражения.

Феномен заражения может иметь место как в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (раз­личные стихийные бедствия и т.п.), так и в массовых сознательных социальных действиях (митинги, манифес­тации и т.п.). Изучение различных форм психического заражения, проявляющихся в массовых социальных дви­жениях, особенно в периоды нестабильности общества, является одной из задач социальной психологии.

Внушение — это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже «целенаправленное, неар­гументированное воздействие одного человека на другого или на группу» [9. С. 178]. Таким образом, внушение пред­ставляет собой процесс передачи информации, основан­ный на ее некритическом восприятии.

В научной литературе до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о соотношении внушения и заражения. Одни авторы считают, что внушение так же, как и подра­жание, является одним из видов заражения, а другие приводят ряд отличий внушения от заражения [см.: 192. С.263-265].

В процессе изучения внушения как социально-психо­логического явления учеными установлены некоторые за­кономерности относительно того, в каких ситуациях и при каких обстоятельствах эффект внушения повышается. Эффект внушения зависит от возраста — дети легче под­даются внушению, чем взрослые. Утомленные, физически ослабленные люди в большей мере внушаемы, чем люди, обладающие хорошим самочувствием и здоровые. Решаю­щим условием эффективности внушения выступает авто­ритет человека, осуществляющего внушение (суггестор).

Я.Щепаньский выделяет следующие условия, способ­ствующие лучшей внушаемости:

1. Предварительно существующие устойчивые уста­новки, убеждения (так, например, против ненавистных групп или институтов легко возникает терроризирующая толпа).

2. Убеждения и склонности, соответствующие лозун­гам, которые подталкивают толпу к действию.

3. Молодой возраст и отсутствие социального опыта, в связи с чем очень часто демонстрирующие толпы состоят из молодежи.

4. Низкий уровень интеллекта и отсутствие элемента интеллектуализма в психике.

5. Непривычность к анализу своих поступков, отсутст­вие сильной воли и выработанных взглядов [см.: 312. С.196].

Исследования внушения очень важны для таких сфер, как пропаганда и реклама. Метод внушения в ходе пропа­гандистского воздействия выступает как метод своеобраз­ного психопрограммирования аудитории, другими слова­ми, относится к методам манипулятивного воздействия. Наиболее широко данный метод применяется в области рекламы. Для этого специально разработана особая кон­цепция «имиджа». В данном случае под имиджем понима­ется специфический «образ» воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещается и акцент делается только на определенные, выгодные для рекламо­дателя стороны объекта. Благодаря этому достигается ил­люзорное отображение того или иного объекта, явления. В настоящее время создание имиджа начинает широко использоваться не только в рекламе, но и в политике (например, во время избирательных кампаний).

Подражание — один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с зараже­нием и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведе­ния другого человека или психических состояний масс, а «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстри­руемого поведения» [9. С. 181]. В свое время разработкой идей о роли подражания в обществе занимались Н.К.Ми­хайловский и Г.Тард, ими была выведена так называемая теория подражания.

Толпа оказывает на человека мимолетное влияние, хотя иногда созданное ею настроение удерживается у человека довольно долго. Если новые стимулы, воздействующие на толпу, приведут к созданию новых эмоций, то тогда связь, объединяющая до этого толпу, подвергнется распаду. Например, если толпу демонстрантов поливать водой, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, толпа распадется. Привести к распаду толпы может и влияние других чувств, устремлений (голод, чувство юмора и т.д.), возбуждений, направленных к иным целям, чем первоначальные.

Знание таких психических механизмов, с одной сторо­ны, помогает преодолевать или психически обезоружи­вать толпы, а с другой стороны, знание механизмов, объ­единяющих толпы, может быть использовано для возбуж­дения их и манипулирования ими.

Публика — это «формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контак­те; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию» [250. С.283]. Другое, более крат­кое, определение приводит Г.М.Андреева — «кратковре­менное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем» [9. С.173]. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собра­нием людей.

Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведе­ние индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в те­атре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной [см.: 312. С.197-199]. Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не со­бранную, не объединенную публику, установки и стрем­ления которой все же поляризованы в одном направле­нии, — поляризованной массой [см.: 312. С.194].

Собранная (собравшаяся) публика — это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересу­ющихся одним и тем же предметом. Основой обособле­ния публики будет выступать общий интерес или поляри­зация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагирова­нию определенным образом.

Так, в собрании людей, произошедшем после воздей­ствия на всех одних и тех же стимулов (фильм, лекция, футбольный матч), образуются определенные сходные или общие реакции, переживания и устойчивые ориента­ции. Но так как публика остается массовым собранием людей, то в ней продолжают действовать законы массы. В публике могут возникнут психические явления, свойст­венные толпе: общее эмоциональное напряжение, утрачи­вание рефлексивности, ощущение единства и солидар­ности. Поэтому порой даже незначительный инцидент легко может превратить некоторые виды публики в агрес­сивную или экспрессивную толпу. Например, во время спортивных зрелищ часто аморфная[47] публика превращается в неуправляемую, терроризирующую толпу, устраивающую беспорядки и вандализм (драки, битье стекол и др.).

Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бы­вает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся. Последняя выступает в двух разных видах: публика, со­бравшаяся отдыхать, развлечься (например, в кино, теат­ре, цирке и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (например, на лекции, собрании, выставке и т.д.) [см.: 312. С.197]. Обычно публику в замкнутых поме­щениях называют аудиторией (например, в лекционных залах).

Аудитория (от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при ми­нимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодейст­вии их друг с другом» [250. С.26]. Таким образом, аудито­рия может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудито­рия той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д. [см.: 318. С.65].

С.С.Фролов подчеркивает, что аудитория — это «со­циальная общность людей, объединенная взаимодействи­ем с коммуникатором — индивидом или группой, владе­ющими информацией и доводящими ее до этой общнос­ти» [287. С.196]. Исходя из этого, характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимо­действие и слабая обратная связь аудитории с коммуника­тором, особенно если аудитория большая. Величина (объем) аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации

Аудитория представляет собой сложное и неоднород­ное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают ин­формацию из-за различия личных качеств и различия культурных норм и ценностей, присущих каждому инди­виду в отдельности. Поэтому, если одна часть аудитории будет стараться любыми способами ставить барьер на пути усвоения информации, не соответствующей ее куль­турным стереотипам либо кажущейся не важной для нее на данный момент времени и т.д., то другая часть этой же аудитории будет живо воспринимать ту же самую инфор­мацию. Таким образом, для любой аудитории свойствен­но деление на отдельные общности, индивиды которых начинают взаимно общаться и обмениваться мнениями о полученной информации. Подобные общности называ­ются социальными кругами, и в них составляется общее мнение относительно какого-либо события [см.: 287. С.197].

Взаимодействие аудитории с коммуникатором может осуществляться как непосредственно (например, слуша­ние лекции, уличного оратора и т.д.), так и опосредован­но, анонимно (например, слушание радиопередач, чтение газет и т.д.).

Таким образом, наряду с собранной публикой, выде­ляется и несобранная публика.Несобранная публика это «поляризованная масса», то есть большое количество людей, на которых воздействуют одни и те же стимулы в одном направлении мышления и интересов и которые хотя и живут не вместе, все же ведут себя одинаково. При этом под одинаковым поведением понимается не только одинаковое отношение к таким вопросам, как мода, обо­жание какого-нибудь артиста и т.п., но также к вопросам социально более важным — политика, идеология, рели­гии и т.п. Несобранная публика является готовой основой для образования различного рода мод, некритического восприятия определенной информации, восприятия идеологии, а также возникновения разных общественных движений. Примером являются читатели одного и того же журнала, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепрограмм и т.д.

Для несобранной публики не характерны психологичес­кие явления, свойственные толпе и собранной публике.

Масса - это «аморфная совокупность людей с мини­мальным уровнем групповой интеграции и организации» [250. С.169].

Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:

1) члены массы могут занимать разное общественное положение и происходить из различных слоев общества, это могут быть представители разных классов, профессий, имеющих разный культурный уровень и материальное со­стояние;

2) масса представляет собой анонимную группу, она состоит из анонимных индивидов;

3) члены массы не имеют возможности общаться друг с другом и взаимодействовать, разве только что ограни­ченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;

4) масса имеет очень рыхлую организацию, поэтому не способна действовать так же согласованно, как толпа [см.: 18. С.184].

Г.Блумер отмечает, что у массы «нет никакой социаль­ной организации, никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, ни­какой организованной группы установок, никакой струк­туры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение» [18. С.185].

Несмотря на то, что массовое поведение это не согла­сованное действие множества индивидов, а лишь сово­купность индивидуальных линий поведения, оно может оказывать значительное влияние на общество. Если инди­видуальные линии сходятся, то масса становится могуще­ственной силой. Например, сдвиги в избирательных инте­ресах масс могут привести к краху одной политической партии и возвышению другой, что очень актуально в настоящее время для России.

В отличие от толпы, всегда сиюминутного образова­ния, масса, в некоторых случаях, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (например, митинг, демонстрация, ма­нифестация), может быть в некоторой степени организо­ванной. В этом случае большую роль играют организато­ры. Но, в отличие от организаторов толп, обычно выдви­гаемых непосредственно в момент начала действия, организаторы масс известны заранее, это лидеры тех ор­ганизованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии. Поэтому в данном случае в действиях массы заранее продуманы и более четки не только конечные цели, но и тактика поведения индивидов.

Несмотря на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только суще­ствовать, но и сталкиваться различные интересы. Органи­зация массового поведения приводит к созданию соци­альных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное «мы-сознание» [18. С.186].

Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.) [см.: 250. С.62]. Соци­альное движение — это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» [9. С.183]. Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.

П.Штомпка в своей книге «Социология социальных изменений» (М., 1996) выделил следующие основные компоненты социальных движений: «1. Коллективность людей, действующих совместно. 2. Единство в отношении цели коллективных дейст­вий, а именно — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.

3. Коллективность относительно диффузна[48], с низким уровнем формальной организации.

4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы» [309. С.339].

Суммируя сказанное, он предлагает под социальными движениями подразумевать «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе» [309. С.339].

Классик изучения данного направления Г.Блумер в своей известной работе «Коллективное поведение» (Collective Behavior) считает, что можно выделять следующие типы социальных движений:общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир),спе­цифические социальные движения (это прежде всего разно­го рода реформистские и революционные движения),экс­прессивные социальные движения (религиозные движения и мода),возрожденческие и националистические движения, а такжепространственные движения (движения кочевни­ков, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции) [см.: 18, с.195-214]. Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов со­циальных движений.

Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П.Штомпка [см.: 309. С.345-349]. Исходя из данной клас­сификации, социальные движения подразделяются:

По масштабам предполагаемых изменений: нарефор­мистские социальные движения относительно ограни­ченные по своим целям и не ориентированные на преоб­разование основных институциональных структур, Т.е. направленные на преобразования внутри общества (на­пример, движение за права животных, движение против абортов)радикальные социальные движения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затронуть ос­новы социальной организации, в конечном результате они приводят к преобразованию самого общества (напри­мер, за национальное освобождение в колониальных странах). Крайней формой выступают революционные движения, направленные на тотальное изменение обще­ства (например, коммунистическое движение);

по качеству предполагаемых изменений: напрогрес­сивные обращены в будущее, стремятся сформировать общество, которое раньше не существовало, внедрить новый образ жизни, создать новые институты, ввести новые законы (например, движение за освобождение женщин);«консервативные» или«ретро-активные» — об­ращены в прошлое, выступают за возрождение старых традиций, стремятся восстановить образ жизни, институ­ты, законы и верования, которые раньше уже существова­ли, но по каким-то причинам или были забыты, или отброшены в ходе истории (например, монархические движения, выступающие за восстановление монархичес­кого строя, экологическое движение, разного рода рели­гиозные движения);

по отношению к целям предполагаемых изменений: на первые — направлены на изменение социальных структур. Они могут принимать две формы: во-первых, это социополитические движения («национальные социальные движения»), выступающие за изменения в политике и экономике, за сдвиги в стратификационных и классовых структурах, во-вторых, это «социокультурные движения», выступающие за изменения убеждений, ценностей, норм, символики (например, хиппи, панки);вторые — на изме­нение личности, также могут принимать две формы: во-первых, это разного рода религиозные и мистические движения, борющиеся за спасение своих членов, общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения, движение «Белые одежды»); во-вто­рых, движения, призывающие к самосовершенствованию, душевному и физическому комфорту;

по «вектору» изменений: на положительный «вектор» имеет большинство социальных движений, в которые люди объединяются для того, чтобы ввести в свою жизнь что-то новое; отрицательный «вектор» имеют движения, выступающие против современности (например, движе­ния, возрождающие этнические или национальные осо­бенности). Особо следует отметить альтернативные дви­жения, Т.е. симметричные пары социальных движений, свойственные современным обществам (например, пра­вые и левые, сионисты и антисемиты);

по времени возникновения на«старые социальные движения», характерные для раннего периода современ­ной эпохи, в основном на первое место выдвигавшие экономические интересы и требования (например, рабо­чее движение, фермерское движение);«новыесоциальные движения», которые начали возникать в последние десятилетия (например, движение за мир, феминистское дви­жение, экологическое движение). Новым движениям ха­рактерны следующие черты: их внимание сосредоточено на новых темах и интересах, находящих свое выражение в обеспокоенности по поводу качества жизни, их волнуют культурные проблемы, права личности; их членами явля­ются представители разных классов и слоев, в основном преобладают люди, относящиеся к среднему классу, обра­зованные и имеющие высокий уровень сознательности; они чаще всего децентрализованы и не имеют жесткой иерархической организации;

- по «логике» действия, или основе стратегии: первым характерна «инструментальная» логика, они стремятся за­воевать политическую власть, чтобы с ее помощью произ­вести предполагаемые изменения в законах, институтах и организациях общества; вторым -«экспрессивная» логика, они стремятся добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для



2018-07-06 415 Обсуждений (0)
Массовые и групповые общности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Массовые и групповые общности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)