Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальное взаимодействие



2018-07-06 432 Обсуждений (0)
Социальное взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальное взаимодействие это систематически ус­тойчивое выполнение каких-то действий, которые на­правлены на партнера для того, чтобы вызвать определен­ную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, кото­рая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

Схематично это можно представить следующим обра­зом: А воздействует на Б, чтобы вызвать какую-то реак­цию, которая, в свою очередь, вызывает определенное ответное действие А. Таким образом, взаимодействие — это система действий по крайней мере двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен дейст­виями), а социальное действие, в отличие от него, это действие одного индивида или группы, цель которых из­менить только поведение, взгляды другого индивида или группы.

Социальное взаимодействие имеет две стороны: объек­тивную и субъективную.Объективная сторона это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обу­словливают и контролируют содержание и характер взаи­модействия между этими людьми.Субъективная сторона социального взаимодействия — это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.

Таким образом, социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:

- индивид или социальные группы, совершающие оп­ределенные действия;

- изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

- влияние перемен на других индивидов данной соци­альной общности или общества; - обратная реакция этих индивидов. Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. Также выделяются взаимодействия, возникшие в результате субъективных намерений А действовать именно на Б, и взаимодействия, возникшие в результате совместного участия в сложных системах (экономических, политических), в данном слу­чае А не имеет никаких непосредственных намерений относительно Б, но, так как их связывает сеть объектив­ных зависимостей, то каждое действие А будет вызывать реакцию Б и т.д., хотя они могут и не осознавать того, что между ними происходит взаимодействие. Например, ми­нистр обороны объявляет начало военных действий в каком- либо регионе, он воздействует на всех своих сол­дат, а также и на тех, об индивидуальном существовании которых он даже не знает.

При рассмотрении понятия «взаимодействие» необхо­димо также остановиться на рассмотрении взаимодейст­вий, возникающих на основе определенной системы зави­симостей, которые существуют между индивидами вне зависимости от того, осознают ли индивиды их наличие или нет. Подробное изучение такого рода взаимодействий дает возможность исследовать структуры и процессы, воз­никающие в результате действия индивидов.

Социальная зависимость, возникающая между людь­ми, может быть структурно-функциональной и интенциональной [см.: 312. С.102].

Структурно-функциональная зависимость возникает в том случае, если А и Б действуют в рамках одной и той же структуры, в этом случае зависимость А от Б проявляется в том, что А, начиная действовать, должен считаться с существованием Б, Т.е. само существованиеБ, его права

и обязанности ставят определенные рамки начинаниям А.

Интенциональная зависимость когда Б не только имеет какие-то непосредственные намерения по отноше­нию к А, но и располагает, и это является обязательным условием, возможностями реализовать эти намерения, Т.е. зависимость А от Б возникает потому, что Б имеет возможность непосредственно навязать А определенный способ поведения.

Чеслав Знамеровский в связи с этим приводит следую­щее определение социальной зависимости: «Б зависит от А, когда А имеет возможность совершить какой-либо поступок, который создает положение вещей, затрагиваю­щее Б, причем какое-то положение вещей, касающееся одного Б, состояние ли это тела или души этого Б» [312. С. 103]. То есть Б зависит от А с точки зрения какого-то предмета, ценности, которые имеют большую важность для Б, но зависят от А.

Данное определение охватывает и структурно-функци­ональные зависимости, зависимости, включенные в эко­номические и политические системы, и интенциональные (преднамеренные) зависимости, которые вытекают из су­ществующих моральных или установленными обычаями норм, регулирующих социальные отношения.

Рассмотрение зависимости очень важно для социоло­гии, так как ее анализ позволяет определить основу уста­новления законов. На основе социальных взаимодейст­вий между субъектами зарождаются социальные отноше­ния, то есть устанавливаются относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальны­ми группами.

Социальные отношения

Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость явля­ется только элементом социальных отношений, она пол­ностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения — это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае «отношение» употребля­ется как равнозначное «соотношение». Или подчеркива­ется, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более слож­ным будет очень часто употребляемое выражение «произ­водственные отношения». В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основан­ного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отно­шений выделяют два следующих наиболее важных его значения [см.: 312. С.100]. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, Т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во вто­ром случае — это сознательное и субъективно направлен­ное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одно­го от другого. Пример — отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или на­мерению поддерживать данные отношения, а за счет ин­ституциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предпри­ятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

- связующее их звено, которым может быть какой-ни­будь предмет, интерес, общая ценность, создающие осно­ву отношения;

- определенная система обязанностей и долженствова­ний или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Благодаря отношениям люди объединяются в различ­ные совокупности. Произвольные же действия и взаимо­действия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследовате­ля к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущ­ностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механиз­мом социального контроля.

Социальный контроль

Социальный контроль, что же он из себя представля­ет? Как относится социальный контроль к социальной связи? Для того чтобы это понять, зададим себе ряд вопросов. Почему при встрече знакомые кланяются и улыбаются друг другу, к праздникам посылают поздрави­тельные открытки? Почему родители отправляют своих детей, достигнувших определенного возраста, в школу, а люди не ходят на работу босиком? Ряд подобных вопро­сов можно продолжать и дальше. Все их можно сформу­лировать следующим образом. Почему ежедневно люди одинаково выполняют свои функции, а некоторые функ­ции даже переходят из поколения в поколение?

Благодаря данной повторяемости осуществляется не­прерывность и стабильность развития общественной жизни. Она дает возможность заранее предвидеть реакции людей на ваше поведение, этим способствует взаимному приспособлению людей друг к другу, так как каждый уже знает, что он может ожидать от другого. Например, води­тель, сидящий за рулем машины, знает, что встречные машины будут держаться правой стороны, а если кто-ни­будь выедет ему навстречу и врежется в его машину, то за это можно требовать его наказания.

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и дав­ления (вплоть до физического), систему выражения, ко­торые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль — это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря норматив­ному (правовому, моральному и т.д.) регулированию по­ведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются не­обходимые условия для устойчивости социальной систе­мы, он способствует сохранению социальной стабильнос­ти, а также, одновременно с этим, позитивным изменени­ям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, при­носящие вред обществу, а необходимые для его дальней­шего развития — поощрять.

Реализация социального контроля начинается в про­цессе социализации, в это время индивид начинает усва­ивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самокон­троль, и он принимает различные социальные роли, кото­рые накладывают на него необходимость выполнения ро­левых требований и ожиданий.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка это устойчивый способ поведения в опре­деленных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встреча­ет отрицательной реакции со стороны группы.

У каждого индивида могут быть свои привычки, на­пример, рано вставать, делать утром зарядку, носить оп­ределенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправлен­ного воспитания. Со временем многие привычки перерас­тают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в ре­зультате приобретения навыков и устанавливаются тради­циями. Некоторые привычки есть не что иное, как пере­житки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негатив­ным санкциям. Если же поведение индивида соответству­ет принятым в группе привычкам, то оно встречает при­знание.

Обычай стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосред­ственно связан с определенным принуждением для при­знания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразуме­вается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функци­онирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для прак­тического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относить­ся к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внут­реннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, ис­пользуя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

В докапиталистическом обществе обычай являлся ос­новным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и

культурный опыт человечества от поколения к поколе­нию, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

К обычаям относятся и религиозные обряды, и граж­данские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохрани­лись еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакцион­ные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессив­ные гражданские обряды и обычаи.

Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общест­венной жизни, стимулируя для этого желательное поведе­ние и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за неже­лательные действия) и позитивными (поощрение за жела­тельные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регу­лирования. Их смысл заключается в том, что они высту­пают в качестве внешнего стимула, побуждающего инди­вида к определенному поведению или определенному от­ношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными.Фор­мальные санкции это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) про­цедурой.

Неформальные (диффузные) санкции это уже спон­танная, эмоционально окрашенная реакция неформаль­ных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следую­щие санкции:

- правовые санкции — это система наказаний и поощ­рений, разработанных и предусмотренных законом;

- этические санкции — это система порицаний, выго­воров и побуждений, опирающихся на моральные прин­ципы;

- сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

- религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований опреде­ленной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запре­щениям данной религии [см.: 312. С.115].

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведе­ния и отношения к индивиду, а юридические, политичес­кие, экономические санкции — через деятельность различ­ных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встреча­ются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекра­щение дружеских отношений, отказ подать руку, различ­ные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значе­ние, так как после них уже следуют важные обществен­ные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреж­дают, что ожидает индивида за совершение антиобщест­венных поступков.

Неформальные позитивные санкции это реакция не­посредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и при­знания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции это реакция фор­мальных институтов, осуществляемая специально вы­бранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противополож­ным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распростра­нению конформизма, а страх быть наказанным за сравни­тельно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избе­жать разоблачения. Эффективность тех или иных соци­альных санкций должна определяться конкретно-истори­чески, в связи с определенным общественно-экономичес­ким строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления послед­ствий и для применения как для общества, так и для личности.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и пове­дения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению за­конности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделя­ют прокурорский надзор и судебный надзор. Под проку­рорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учрежде­ниями и другими общественными организациями, долж­ностными лицами и гражданами. А судебный надзор — это процессуальная деятельность судов по проверке обо­снованности и законности вынесенных приговоров, ре­шений, определений и постановлений судов.

В 1882 г. в России был законодательно учрежден поли­цейский надзор. Это была административная мера, используемая в борьбе с освободительным движением с начала XIX в. Полицейский надзор мог быть гласным и негласным, временным и пожизненным. Например, под­надзорный не имел права менять место жительства, со­стоять на государственной и общественной службе и т.д.

Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким обра­зом, неформальная система надзора — это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Нефор­мальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в вы­полнении профессиональной работы и т.п.

Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные кон­такты, взаимодействия и отношения совершались в уста­новленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную «интер­претацию».

Социальные институты

Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Отношения имеют место до тех пор, пока партнеры выполняют свои взаимные обязанности. Поэтому для группы как целого важно, все ли индивиды выполняют свои обязанности, как они их выполняют и устойчивы ли они. Для того чтобы гарантировать устойчивость социальных отноше­ний, от чего зависит существование группы или общества как целого, создана своеобразная система учреждений, которые контролируют поведение членов групп и общест­ва. Особенно важная роль в этих системах «социального контроля» принадлежит социальным институтам. Благо­даря социальным институтам закрепляются и воспроизво­дятся особо важные для общества социальные отноше­ния. Социальные институты так же, как и социальные организации, о которых речь пойдет чуть дальше, высту­пают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.

Как уже отмечалось выше, взаимодействия как тип социальных связей могут выступать в различных формах. Но особая роль отводится взаимодействиям, которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных индиви­дуальных и общественных потребностей. В современном обществе каждому человеку, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности, приходится входить в многочис­ленные контакты и социальные отношения, создавать средства для удовлетворения потребностей, выполняя какую-нибудь работу для получения этих средств, в ходе чего воздействовать на других людей и реагировать на их действия. Человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услуга­ми городского транспорта, посещает театры и кинотеат­ры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью ми­лицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывает­ся включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благодаря социальным ин­ститутам обеспечивается стабильность и надежность взаи­модействия членов общества, социальной группы или об­щности как целостности в важнейших сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, так как они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодей­ствия и делают их обязательными для всех членов соци­альной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость поведения человека. Благодаря социаль­ным институтам люди также имеют все основания наде­яться не только на то, что та или иная их потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что постав­ленная цель будет решена на качественно высоком уровне.

Утвержденные, устойчивые, регулярные, упорядочен­ные социальные взаимодействия в социальных институ­тах — прямая противоположность случайных, спонтан­ных, хаотичных, спорадичных и неорганизованных связей между людьми и социальными группами. Например, об­разование как социальный институт имеет принципиаль­ные преимущества и отличается от спорадических, случайных социальных связей по поводу передачи знаний такими чертами, как «а) постоянное и глубокое взаимо­действие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое определе­ние функций, прав и обязанностей, обеспечивающих вы­сокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламента­ция и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой деятельности (профессионализация) и т.д. и т.п.» [189. С.131].

Социальные институты возникли в связи с объектив­ной потребностью общества в специальном регулирова­нии в сферах социальных отношений и социальной дея­тельности.



2018-07-06 432 Обсуждений (0)
Социальное взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальное взаимодействие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)