Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.



2018-07-06 289 Обсуждений (0)
V. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон РФ «Об образовании» (ст.51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Вместе с тем, согласно резолюции Всероссийской конференции «Современный подросток» (Москва, 2001), важным фактором, негативно влияющим на здоровье учащихся, является модернизация системы образования, сопровождающаяся повышением учебных нагрузок, использованием педагогических технологий без учета возрастных психофизиологических особенностей и функциональных возможностей организма ребенка на разных этапах его онтогенеза. При этом реформа медицинского обслуживания населения не может считаться законченной, а система охраны здоровья детей и подростков нуждается в совершенствовании. При этом право человека на здоровье должно обеспечиваться не столько предоставлением ему доступной качественной медико-социальной помощи, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, сколько созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения.

Здоровье человека – это естественное психофизиологическое состояние организма человека, характеризующееся его правильной и нормальной деятельностью, отсутствием физических дефектов или болезней, обеспечивающее индивиду полное физическое, психическое и социальное благополучие (Иваненко В.А., Иваненко В.С., 2003).

Здоровье есть высшее первостепенное и неотчуждаемое благо и ценность человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение другие блага и ценности, поскольку нездоровый человек в той или иной мере ограничен в своей физиологической и социальной активности, в общении, обучении, трудовой деятельности и т.д. Огромная значимость здоровья как высшего и первостепенного блага обуславливает необходимость его охраны и защиты.

В 1948 году в Преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) были закреплены четыре основополагающих здравоохранительных императива (Устав ВОЗ):

· Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

· Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;

· Возможность пользоваться всеми последними достижениями в области охраны здоровья является одним из фундаментальных прав каждого человека;

· Государства несут ответственность за здоровье своих народов и обязаны принимать для его охраны необходимые социальные, правовые и медико-санитарные меры.

В этой связи, в настоящее время необходимо принимать срочные меры, решающие сформировавшийся комплекс проблем «образование и здоровье ребенка» (Баранов А.А. с соавт, 2004), по обеспечению в процессе образования условий для здорового гармоничного развития детей и подростков. Грамотное распределение учебной нагрузки, организация горячего питания обучающихся, ежегодные профилактические осмотры как обучающихся (воспитанников), так и педагогических работников образовательного учреждения, применение адекватных развитию обучающихся образовательных программ являются необходимыми мероприятиями в деле охраны здоровья детей.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» следует рассматривать, как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения не только в узком, но и в широком смысле слова. Эти подходы позволяют сформировать правильное понимание «взрослости», которое не ассоциируется с умением курить, употреблять алкоголь или наркотики.

Специалисты выделяют два взаимосвязанных направления в реализации этих подходов:

- когнитивно-оздоровительное, целью которого является разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс доступной всем системы знаний о здоровье, профилактики вредных привычек, употребления психоактивных веществ;

- оздоровительно-профилактическое, направленное на разработку комплекса мероприятий, содействующих сохранению и укреплению здоровья, развитию мотивации на здоровый образ жизни, созданию атмосферы негативного отношения к курению, алкоголизму, наркомании. Функциональным назначением данного направления является формирование у учащихся ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности, а так же комплексная диагностика, обеспечивающая исследование состояния здоровья школьников, выделение «группы риска». Для создания оптимальных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в процессе образования, специалисты считают обязательным широкое распространение и использование здоровьесберегающих педагогических технологий.

С этой целью необходимо:

· создание территориального банка моделей образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающие технологии; обработка и систематизация наблюдений за состоянием здоровья детей и их физическим развитием для создания модели школы здоровья и формирования единого здоровьесберегающего образовательного пространства;

· более четкий контроль соответствующих служб за безусловным выполнением санитарно-гигиенических нормативов; за учебной нагрузкой учащихся общеобразовательных школ для профилактики перегрузок у школьников;

· практиковать периодическое проведение тестирования или зачета на знание норм нового СанПиНа у руководителей и педагогов образовательных учреждений;

· продолжить работу по воспитанию у учащихся культуры здоровья и здорового образа жизни, для чего вести санитарно-гигиеническую и просветительскую работу, формировать у школьников культуру досуга и отдыха, формировать здоровьесберегающую культуру образовательного учреждения;

· в программах переподготовки и повышения квалификации работников образования расширить объем дисциплин в области инновационных идей и технологий по созданию здоровьесберегающей среды, возрастной психологии современных школьников;

· активнее использовать совместную работу школы и родительской общественности по созданию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях; совершенствовать формы проведения родительского всеобуча;

· принять меры по организации рационального питания школьников; обеспечить сбалансированное меню, санитарно-гигиеническую безопасность питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;

· обеспечить более качественное медицинское сопровождение детей в образовательных учреждениях (реализовать мероприятия по диспансерному наблюдению, лечению и оздоровлению детей; организовать проведение мониторинговых исследований в части оценки физического развития детей и подростков; провести выборочный анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений медицинским оборудованием, медперсоналом и разработать систему мер по улучшению сложившейся ситуации).

 

В литературе представлен опыт разработки и внедрения в России и за рубежом различных моделей учебных заведений, ориентированных на укрепление здоровья учащихся. Одно из направлений этих исследований связано с изучением роли воспитательных систем образовательных учреждений в сохранении здоровья учащихся. В качестве одного из признаков гуманистической воспитательной системы называется формирование здорового образа жизни, в котором преобладают гуманистические ценности.

Другое направление (Кучма В.Р., 2004) посвящено разработке концепции "школы здоровья", практическая реализация которой в сочетании с потенциалом гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения стала новым средством решения вопросов укрепления здоровья учащихся. «Школа здоровья» - это такое образовательное учреждение, где в процессе обучения и воспитания на основе новых технологий, в условиях, благоприятных для состояния здоровья детей и взрослых, осуществляется осознанное педагогами, медицинскими работниками и родителями формирование культуры здоровья, что происходит при активном участии самих детей. Основы деятельности «школы здоровья» составляют: развивающее обучение и воспитание, лечебная педагогика, здоровьесберегающие технологии, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, медико-педагогическая активность семьи. Принципы «школы здоровья», систематически реализуемые в практике образовательного учреждения, позволяют минимизировать определенную часть школьных факторов риска. Кроме того, используются прогрессивные идеи комплексного рассмотрения проблемы здоровья в рамках валеологического подхода к формированию здоровья как долговременного процесса развития личности учащихся. Актуальным является изучение положительного опыта и формирование научного понимания проблемы культуры здоровья и средств ее воспитания в процессе повышения квалификации всех специалистов, имеющих отношения к решению проблем здоровья детей и подростков.

В настоящее время в ведомственных нормативных документах активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников, в аспекте необходимости подготовки «специалистов по культуре здоровья» и создания школ, содействующих сохранению и укреплению здоровья.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



2018-07-06 289 Обсуждений (0)
V. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)