Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права и обязанности участников образовательного процесса в реализации Концепции образования ХХ1 века и национального проекта «Образование».



2018-07-06 291 Обсуждений (0)
Права и обязанности участников образовательного процесса в реализации Концепции образования ХХ1 века и национального проекта «Образование». 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная группа населения, связанная с образованием, - одна из самых многочисленных: в России около 20 миллионов учащихся средних учебных заведений, плюс учителя и родители. Триада - семья - ученик - школа - основные участники образовательного процесса. Культура договорных отношений между участниками образовательного процесса может со временем повлиять и на уровень терпимости в обществе, а также дать отработанные механизмы правового взаимодействия власти и общества, власти и гражданина, граждан друг с другом. Как можно регламентировать, защитить их права, обязанности и ответственность? Права и обязанности обучающихся в образовательном учреждении регулируются Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, которые разрабатываются самостоятельно образовательным учреждением на основании Закона РФ "Об образовании" и «Типового положения об образовательном учреждении».

Обучающиеся в образовательном учреждении имеют право: - на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного); - на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения, на получение дополнительных (в том числе платных образовательных услуг; - на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения; - на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободу выражения собственных взглядов и убеждений; - добровольное приобщение к труду, не предусмотренному образовательной программой; - добровольное вступление в общественные организации; - защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учреждения.

Обучающиеся обязаны: - выполнять устав образовательного учреждения; - добровольно учиться; - бережно относиться к имуществу учреждения; - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения; - соблюдать дисциплину.

Закон "Об образовании" предполагает, что каждая школа разрабатывает свой Устав. В соответствии со статьей 13 данного закона, Устав регламентирует деятельность учебного заведения и отношения, преимущественно, с вышестоящими организациями. Есть и специальный пункт в этой статье, который обязывает школу разработать "Права и обязанности участников образовательного процесса". На практике Устав нередко - неработающий документ, своего рода "невидимка" и для учителей, и для родителей, и для учеников. Его не знают, не читают. Деятельность школы непроницаема, что воздвигает стену непонимания между всеми участниками образовательного процесса. Незнание правил совместной деятельности чревато большим количеством конфликтов и не правовыми способами их разрешения.

Многие современные школы уже пришли к необходимости, так или иначе, регулировать отношения между всеми участниками. И, наряду с Уставами, появились школьные конституции, билли о правах, положения о приеме в профилирующие классы и даже сборники законов школы. Эти документы, будучи разнообразными по содержанию и структуре, отражают новую тенденцию в образовании и обществе: потребность в правовых (договорных и партнерских) отношениях между взрослыми и детьми, учителем и учеником, семьей и школой. Раздел Устава образовательного учреждения, посвященный правам и обязанностям участников образовательного процесса (Закон РФ "Об образовании", статья 13), необходимо выделить особо и сделать его доступным и известным для всех участников образовательного процесса в данном учебном заведении. Закрепленные в этом разделе правила должны выражать основные нравственно-правовые принципы гражданского общества, а также базовые демократические ценности. В этом разделе должны быть закреплены, как формальные процедуры работы школы (прием в школу, в профилирующие классы и исключение из них, порядок предоставления платных образовательных услуг, формы учета и контроля спонсорских средств учителями и родителями и т.д.), так и нормы взаимоотношений между участниками образовательного процесса (способы разрешения внутри школьных конфликтов, системы санкций за нарушения кодекса и т.д.). Очень важно, чтобы была программа внедрения этих правил в практику школьной жизни, механизмы их применения, популяризации среди учителей, учеников и родителей, что будет способствовать гармонизации личных и коллективных интересов, формированию правовой культуры каждого, и созданию в школе устойчивой доброжелательной педагогической среды. Очень важны возможные последствия этого внедрения.

Ученикужизнь в школе на основе договорных урегулированных отношений поможет снять препятствия психологического характера и сделает образовательный процесс более успешным. Здесь возможен и еще один результат - устойчивая самодисциплина в учебных и внеучебных ситуациях. Кроме того, отношения с позиций признания прав личности позволят ученику накапливать положительный опыт для будущей самостоятельной жизни: решать проблемы, уважая друг друга.

Учителю и администраторусозданные условия помогут выстроить открытые отношения с участниками образовательного процесса, что со временем приведет к росту авторитета администрации и педагогического коллектива и откроет новые возможности сотрудничества и взаимодействия; снимет многие ежедневные вопросы, с которыми обращаются родители или ученики; поможет снять многие потенциально конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса, снизить уровень взаимного недоверия между школой и родителями.

Общество может получить опыт реального влияния на административные структуры, которые, все в большей мере, вынуждены будут учитывать интересы общества; в свою очередь такая позиция власти ведет к росту ее авторитета у сообщества и облегчает принятие социально значимых решений и их реализацию (Королькова Е.с соавт., 2004).

Концепция образования ХХ1 века предлагает новые цели, содержание и технологии образования, позволяющие состыковать программы всех уровней от начального, общего до послевузовского. На базе Концепции и в ходе реализации национального проекта «Образование »оказывается возможным совместить такие вещи, как повышение качества образования соответственно требованиям нового времени и условий, и сократить время освоения учебных программ за счет использования современных технологий и организации обучения. Создаются возможности комплексного решения проблем «здоровье-образование»; уменьшаются перегрузки (за счет рациональности содержания и технологий обучения), стрессы, вызываемые экзаменами (путем замены сосредоточенного контроля распределением по модулям), обеспечиваются комфортные режимы обучения (введением психодиагностики и профориентации в качестве обязательного составляющего элемента образования и реализацией индивидуальных траекторий обучения).

Модернизация российского образования предполагает, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» (из «Концепции модернизации российского образования»).

Список использованной литературы

1. Акчулпанова А.А. Идеал образованности и цели образования./ Материалы научно-практической конференции Традиции и инновации в социальной педагогики. Самара, 2004, с. 3-5.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Москва, 2003, с.153-155.

3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Как надо заботиться о здоровье детей в школе: суждения учащихся старших классов и учителей. Валеология, 2001, №1, с. 7-11.

4. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб., Юридический центр Пресс, 2003, 402С.

5. Касьяненко В.В., Мусина И.А., Биглова И.Р., Сатарова Г.Я., Ханнанова Д.Н. Современная организация оздоровления школьников. Сборник научных работ. Проблемы развития и охраны здоровья детей подросткового возраста./Под ред. А.Г.Муталова. Уфа, 2003, с. 79-82.

6. Королькова Е., Семина Л., Суворова Н.Права и обязанности участников образования. Разработки Института "Открытое общество".2004.

7. Короткова М.О., Насыбуллина Г.М., Липанова Л.Л. Результаты изучения образа жизни и гигиенических знаний выпускников общеобразовательных школ г.Екатеринбурга и их родителей.// Материалы международного конгресса. Москва, 2004.Ч.П., С.94-96.

8. Косницкая Е.А., Лучанинова В.Н. Использование метода компьютерной дермографии для оценки адаптационных реакций первоклассников. // Материалы международного конгресса. Москва, 2004.Ч.П., С.96 - 98.

9. Кучма В.Р., Минько Н.Г., Сухарева Л.М. Основные управляемые факторы, формирующие здоровье обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Москва, 2004. Сборник аналитических материалов и научных разработок, выпуск 38, с. 3 – 6.

10. Сарагоса Ф.Н. Завтра всегда поздно. М., 1989. С.133.

11. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения //Информационно-правовая система «Гарант».

12. Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001. С.203.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ).

 

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

 

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

 

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

 

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ на уроках с элементами письма для обучающихся I ступени.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

 

Приложение 2.

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

 

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

 

 

Приложение 3.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому основные предметы для обучающихся I ступени должны быть в расписании на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах, что представлено в таблице 4.

Дополнением к таблице Сивкова И.Г. могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов.

 

Таблица 4.

Бальная оценка трудности предметов (по Сивкову И.Г., 1975)

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений)  
Иностранный язык
Физика, химия
История
Родной язык, литература
Естествознание, география
Физкультура
Труд
Черчение
Рисование
Пение

 

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9 - 11 классов. Для обучающихся в 5 - 8 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

 



2018-07-06 291 Обсуждений (0)
Права и обязанности участников образовательного процесса в реализации Концепции образования ХХ1 века и национального проекта «Образование». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права и обязанности участников образовательного процесса в реализации Концепции образования ХХ1 века и национального проекта «Образование».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)