Психологические защиты.
Психологическая защита - ситуативные действия и приемы, снижающие душевное напряжение, защищающие от душевной боли или других неприятных переживаний. Нередко сюда включают и внутренние действия, действия, защищающие личность не в конкретной ситуации, а от самого трудного и больного процесса жизни, защищающие личностное ядро, хотя тут точнее было бы говорить не о психологической, а личностной защите. Не нужно путать психологическую защиту с такой называемой психической самозащитой, где люди стараются закрыться от психических нападений, которые они чувствуют от окружающих. Это уже, видимо, область малой психиатрии. Психологические защиты очень разнообразны. Они могут быть межличностными и внутриличностными, осознанными и бессознательными, оперативными и привычными, управляемыми и механическими, здоровыми и невротическими. Они могут осуществляться как внутренние действия (например, в форме искаженного восприятия), так и в действия внешние, защитное поведение (например, предупреждающее повышение голоса или разрядка агрессивных импульсов на окружающих). Это может быть как мгновенный способ мысли (например, отрицание происходящего), так и длящийся годами способ жизни (например, гиперкомпенсация по Адлеру). Три основные разновидности психологических защит - это защиты разумные, проблемные и невротические. Разумные защиты используются здоровыми людьми в разумных целях, их можно рекомендовать и им стоит обучаться. Они настолько естественны и понятны, что их и к защитам обычно не относят. Если вы поняли, что этот человек - грубиян или немного психически нездоров, вы, скорее, чтобы не напрягать себе психику, прекратите с ним общение. Это психологическая защита и, одновременно, просто разумное поведение. Проблемные защиты - это гораздо интереснее. Это способы, которые используют и взрослые, и дети, и взрослые люди-дети, когда облегчают себе жизнь за счет окружающих, да и то, как правило, лишь на время и с последующим нарастанием собственных неприятностей. Самые элементарные защиты, которыми быстро учатся практически все дети - достойны того, чтобы мы их назвали. В первую очередь это игра в Несчастную Жертву, игры в Дурика, разыгрывание Маленького Ребенка и тренировка роли Ловчилы. Однако в психологической (точнее, психотерапевтической) среде основное внимание уделяется невротическим защитам. Список подобных защит включает много десятков названий и у каждого исследователя разные: тут вы можете посмотреть самые распространенные виды психологических защит единым списком. Похоже, что составлять подробные списки психологических защит можно так же бесконечно и бессмысленно, как составлять список всех способов детского вранья.
23. Понятие об эмоциях. Классификация эмоций.Эмоции –психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является ихсубъективность.В теории деятельности определяются как - отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна – отрицательные. Э. оказывают содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей.Эмоции – очень важный показатель и потому – ключ к разгадке неосознаваемых мотивов.Простейшая, базовая форма эмоции – так называемый тон эмоциональный ощущений – генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. Функции эмоций:- регуляторная функция эмоций и чувств (регулирует состояние организма)- отражательная функция чувств, кот. выражается в обобщенной оценке событий (влияние на поведение)- предынформационная функция (возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей)- побудительная функция (способствует определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности)- подкрепляющая функция (принимает участие в обучении, вызывая сильную эмоциональную окраску)- Переключательная функция (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).- приспособительная ф-я. (благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям).- коммуникативная функция чувств (мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям). Принято выделять «фундаментальные» следующие эмоции: Радость Удивление Страдание Гнев Отвращение Презрение Страх Стыд Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило тнесут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Выделяют несколько видов эмоциональных состояний: Настроение- длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Стресс - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |