Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управленческое общение.



2018-07-06 501 Обсуждений (0)
Управленческое общение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Управленческое общение — это прежде всего деловое общение, преследующее цель взаимоизменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах, как объектов, так и субъектов управления. В процессе управленческого общения руководитель получает и отдает распоряжения или указания; дает или получает советы, рекомендации; оценивает работу подчиненных и т.п.

Многообразие стилей управленческого общения можно подразделить на два вида: директивное общение и демократическое.

Директивное общение ориентируется на оказание прямого психологического воздействия на объект управления для достижения целей руководства. В его основу кладутся административно-правовые нормы, реализуемые посредством приказов, распоряжений, указаний, требований предоставления отчетов, выполнения необходимых действий.

Демократическое общение обычно осуществляется с помощью рекомендаций, советов и просьб. Оно включает в себя служебно-товарищеские отношения и дружеские, в основе которых лежат не столько административно-правовые, сколько морально-психологические нормы.

Особенностью управленческого общения являются нормы его реализации. Это различные совещания и заседания, деловые беседы и переговоры, выдача и разъяснение заданий подчиненным, отчеты перед начальством и т.п. При этом для специалистов очень важными представляются умение точно выражать свои мысли, умение слушать и умение убеждать словом.

Слушание в управленческом общении может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство руководителя в речь собеседника при максимальной сосредоточенности над ней. При этом рекомендуется внимательно молчать, демонстрируя понимание, доброжелательность и поддержку.

Рефлексивное слушание происходит при активной обратной связи с говорящим. Оно позволяет устранять психологические барьеры, искажения информации, уточнять содержание и смысл высказываний. Основными приемами рефлексивного слушания являются: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование основных мыслей и чувств говорящего.


 

40. Конфликты в межличностных отношениях. Управление конфликтами.Межличностные конфликтыэто конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Бесконфликтность это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп Конфликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой конфликт способствует прогрессивным изменениям.Классификация конфликтов. Конфликты - явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально. В зависимости от основания выделяют следующие виды конфликтов>По источникам и причинам возникновения (объективные и субъективные; деловые и личностные).>По коммуникативной направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные).>По составу конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые).>По функциональной значимости (конструктивные и деструктивные).>По формам столкновения (открытые и скрытые).>По масштабам и продолжительности (общие и локальные; кратковременные и затяжные).> По способам урегулирования (антагонистические и компромиссные).Управление конфликтами должно учитывать особенности их протекания. Выделяют пять способов разрешения спорных ситуаций, каждый их которых может использоваться в разных обстоятельствах. 1. Избегание. Этот способ основан на прекращении общения. Человек либо физически уходит, либо переводит разговор на другую тему, стараясь отвлечь внимание оппонента от болезненной темы. Используется, если сам предмет конфликта не так важен, и им можно пожертвовать ради сохранения хороших отношений. Иногда это единственный способ прекратить ссору в случае сильной эмоциональной вспышки одного из оппонентов. 2. Приспособление. Этот способ предполагает полное или частичное принятие одной из спорящих сторон требований другой стороны. Иногда человек может лишь сделать вид, что согласен с условиями, чтобы получить передышку. Такой способ применим в случае, если один из оппонентов сильнее другого, или же обладает властью..3. «Война до последнего патрона». Эту стратегию сложно назвать способом разрешения конфликта. Скорее, это образ поведения в спорной ситуации, когда предмет разногласий необычайно важен для обеих сторон, и они не могут пойти на уступки. В этом случае управление конфликтами осуществляется третьей стороной, или же спорщики расходятся, оставаясь при своем мнении.. 4. Компромисс. Данная стратегия предполагает взаимные уступки. Она может использоваться, если участники конфликта не захвачены эмоционально и могут аргументировать свою точку зрения. Один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий. 5. Сотрудничество. В этом случае обе стороны должны осознать, что вовлечены в одно общее дело, и уже исходя из этого, разрешить противоречия. Здесь очень важно умение анализировать причины своих поступков. Оба оппонента должны попытаться понять друг друга и перестать воспринимать противоположную сторону как врага. В этом случае будет достигнуто полное взаимопонимание.


 

41. Социально-психологический климат группы.Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.Факторы микросреды -это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:1. объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.2. субъективные - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.Характеристики благоприятного социально-психологического климата:1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:1. В коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к мнению остальных.2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

42. Психологическая совместимость.Психологическая совместимость – совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров. Психологическая совместимость основана на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений и желаний брачных партнеров. Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, требования к сотрудничеству – все это в какой-то мере входит в понятие психологической совместимости. Она прежде всего предполагает, что другой человек по крайней мере не вызывает отрицательных эмоций при общении, сотрудничестве, кооперации. Психологическая совместимость – интегральная психологическая категория, потому что она синтезирует целый ряд качеств, свойств характера, темперамента, ума человека, его взгляды. Понятие психологической совместимости включает в себя и способность к психологической адаптации к другому человеку. Возможно, психологическая совместимость связана с готовностью личности идти на многие уступки в целях достижения определенных целей и результатов совместной деятельности. При анализе супружеских взаимоотношений на первый план выступают те качества и свойства характера супругов, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в семье и являются провоцирующими условиями конфликтов и ссор. Такими чертами характера, как правило, являются сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность, эмоциональная холодность.

Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, бюджета, а также религиозные и политические различии могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни. Из-за чего же бывают конфликты в семейных отношениях?• нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность); • биологическая несовместимость; • неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.; • несовместимость интересов и потребностей; • различные педагогические позиции по отношению к ребенку; • наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

Очень часто в практике можно встретить семьи которые просто не умеют уступать в самых мелочных бытовых вещах , либо члены семьи не хотят слышать друг друга и их позицию в каких либо вопросах .


 

43. Педагогика: предмет,объект, задачи, функции.Объектом педагогики (а это область действительности, которую исследует данная наука) принято считать «явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества» (В.А. Сластенин, В.П. Каширин.)37. Таким явлением действительности признано образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, который имеет место и осуществляется в семье, образовательных, культурно – воспитательных учреждениях.Осмысление таких важных с методологической, научной точки зрения категорий, как объект и предмет педагогики, позволяет сделать вывод: педагогика исследует сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образовательного процесса, разрабатывает технологию его организации, формы и методы педагогической деятельности.Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод о том, что педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.Педагогическая наука осуществляет ряд функций, среди которых ученые выделяют три, свойственных именно педагогике: теоретическая, прогностическая, практическая (или преобразовательная) функции. Теоретическая функция – состоит в изучении и анализе теоретических аспектов педагогики. Прогностическая функция – связана с прогнозированием развития педагогических явлений и ситуаций, с обоснованным предвидением результатов педагогической деятельности. Практическая (или преобразовательная) функция – связана с реализацией фундаментальных теоретических положений педагогической науки на практике. Следует отметить, что приведенный выше перечень функций педагогики не является единственным, окончательным и варьируется в ряде учебных пособий, дополняя функции ссылкой на уровни их реализации. Это нормальное явление, ибо педагогика – это наука, постоянно развивающаяся.Современная педагогическая наука ставит перед собой следующие задачи:разработка цели и задач воспитания; их конкретизация применительно к конкретным социальным условиям;выявление закономерностей формирования личности; разработка на их основе принципов воспитания и обучения; разработка содержания воспитания и образования;разработка содержания воспитания и образования;вооружение педагогов знаниями педагогической теории и технологий воспитания и обучения;обобщениеи внедрение в школьную практику передового педагогического опыта.

Воспитаниеявляется одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание − целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования и развития личности воспитанника. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».39

Обучение– целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации).

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе (В.А. Сластенин).


 



2018-07-06 501 Обсуждений (0)
Управленческое общение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управленческое общение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)