Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские основы специальной педагогики



2018-07-06 3603 Обсуждений (0)
Философские основы специальной педагогики 4.67 из 5.00 3 оценки




Одним из источников пед науки является философия, которая служит своеобразной эффективной и продуктивной силой этого развития и одновременно базовой составляющей педагогики. Взаимосвязь специальной педагогики и философии в научной литературе освещена в работах – многих известных людей. По их мнению эта взаимосвязь является длитетельной и эффективной, т.к. философские базовые знания и новаторские мысли способствовали появлению педагогических идей и теорий в отношении детей с ОВЗ, определяли направления педагогических исследований и являлись её методологической основой.

Ещё до периода развития античной философии, в Др.Китае известный философ Конфуций говорил о том, что «нужно кормить и содержать вдов, осиротевших, дефективных». «Книга обрядов» - все дефектные люди должны получать спецальную заботу.

В развитии истории философмм выделяются след периоды: Античная философия; философия Средневековья; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; современная философия.

Философия Античности (6в до н.э. – 6в н.э.) – представляет собой совокупность учений Др.Греции и Др.Рима. Это период зарождения философии как таковой. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Зарождение этики как философского учения о морали. Однако, взгляды большинства известных далеки от морально-этических. Так, древнегреческий философ Платон высказывал, что больной человек бесполезен для себя и для общества, но допускал возможность дружественного отношения с человеком, имеющим недостатки. В основе платоновской концепции воспитания лежит идея различения и отбора детей по их способностям, поэтому в этой концепция осуществленно философское осмысление диагностики. Аристотель предлагал принять закон, на основании которого «ни одного калеки-ребенка кормить не следует».

Философия Средневековья (5 в.н.э. – 14в.н.э.) – тесно связана с теологией, в которой Бог превращается в единственный предмет философского познания. В средневековой философии аномалии человечека развития воспринимались сквозь призму религиозное мировоззрение: католицизм – демонологич. отнош., ислам – забота, православие – ореол святости. В средние века Августин Аврелий связывал отклонение с пороком и наказанием за грехопадение и неповиновение. Врожденное уродство и слабоумие (УО) по его мнению не соотносились с положением о том, что всякое человеческое существо сотворено по образу и подобно Божьему. Историки считают, что влияние мыслей и взглядов Августина господствовало в Зап. Европ. философии вплоть до 13в., в период Средневековья аномальные лица не рассматривались как равные, как полноценные граждане государства, даже не рассматривалась мысль о необходимости обучения аномальных детей.

Философия эпохи Возрождения (14в.н.э. – нач.17в.) – в эту эпоху наблюдалось усиление борьбы прогрессивных сил общества с «религиозным невежеством». В поле зрения в этот период попадают лица с ОВЗ. Но как правило те, которые имеют ярко-выраженные нарушения в развитии: нарушение слуха, зрения и УО. Франческо Петрарке принадлежат призывы к гуманному отношению к аномальным детям. Эразм Роттердамский в открытую в трактате «Похвала глупости» говорит о том, что многие из власть имущих глупее, чем общепризнанные «дураки». В это время лица с ОВЗ начинают привлекать внимание философов, а только потом врачей (Эскироль), литераторов и педагогов (Я.А. Коменский). Возможно, что философы и педагоги уже в тот период могли достичь определенных успехов в вопросах обучения, воспитания детей с ОВЗ. Однако исторические сведений о подобных исторических экспериментов на сегодняшний день практически нет.

Философия Нового времени (18в.-19 в)– период становления и развития науки, идеалом общества становится человек как разумное существо. Рационалисты – Декарт, Спиноза и эмпиристы – Локк, Юм, оперируют в своих суждениях терминами «разум» и «рассудок». Локк говорит о том, что разумная способность формируется лишь в процессе жизни. Опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. ДенИ ДидрОв 1749г. пишет «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», в которой он описал особенности человеческого ощущений, показал, что интеллектуальные идеи и нравственные понятия человека тесно связаны с телом и состоянием органов чувств. И.Кант построил классификацию слабостей и болезней души. Обосновал необходимость государственной благотворительной помощи бедным, инвалидам, больным. Он считал, что одна из обязанностей чел по отношению к «другим» - долг благотворения, состоит в посильной помощи людям и бескорыстном содействии их счастью. В эпоху Нового времени с развитием философских взглядов, анализ отклоняющегося развития, становится более последовательным и перестраивается с умозрит. теории на систематизацию опытных данных. Более того, фил. взгляды привели к тому, что в конце 18-19в.врачи, педагоги и общественные деятели убеждались в необходимости организации спец. учреждении для лиц с ОВЗ. Первые специальные учреждения появились в конце 18 нач.19в.

Современная Философия (нач.20в. по наст. время) – большой интерес для философов представляет , касающийся различий N и патологии в человеческом развитии. С одной стороны, все чаще звучат призывы к формированию новой культурной нормы, т.е. уважение к различиям между людьми (толерантное отношение). Именно на современном этапе важным шагом стало внедрение инклюзивного образования (к.90х 20в). Благодаря идеям Мюррея, Маслоу, спецальная педагогика отказалась от теории «потолка», согласно которой не все дети способны к обучению, и в образованных системах начинается открытие спец классов для детей с ОВЗ. С другой стороны, настоящее время далеко от ясности понимания человека. «Человек стал скопищем стыда и позора» (Гваттари), «больным зверем» (Шеллер). На фоне гуманизации общества появляются необходимость принятия чел с отклонения как равного. Станислоав Петрович Гурин развивает идею маргинальной антропологии, которое изучает пограничные феномены человека бытия, пограничные состояния. Возможен другой подход к соотношению N и патологии. Патология как иная N. Т.о., современные философы и педагоги всё чаще обращаются к переосмыслению, уточнению основополагающих положений, обращаются к разработке философских проблем гуманистич. педагогики, идеи которого вобрала в себя специальная педагогика, а общие усилия специалистов разных обл. д.б. направлены на поиск инновационных подходов в технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ для более успешной их социолизации и интеграции.

 


 



2018-07-06 3603 Обсуждений (0)
Философские основы специальной педагогики 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Философские основы специальной педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)