Формы организации специального обучения и коррекционно-педагогической помощи (основная, дополнительные, вспомогательные).(26)
1. Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
2. Основные виды форм организации обучения:
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и т. п. Индивидуальная форма целесообразна, когда: ✓ у ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения; ✓ ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия; ✓ ребенок обучается на дому. Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий — 20—30 минут. Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую.При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (обычно 3—5 чел.). Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия. Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости. Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Такая форма организации обучения обеспечивает общее продвижение обучающихся к определенному уровню образования. Вместе с тем при ее использовании недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.
3. Классно-урочная система — основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: ✓ постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); ✓ классирование (планирование) обучения; ✓ осуществление учебного процесса в виде уроков; ✓ постоянное чередование уроков; ✓ вариативность деятельности; ✓ педагогическое управление.
Урок – есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с классом, по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намеченных им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы (ФГОС 2 поколения). Требования к современному уроку: •учитывать дидактические принципы построения урока, воспитывающий и развивающий характер обучения; •учитывать специфические аспекты (специфическая готовность самого педагога к уроку) •учитывать особенности педагогического общения с учащимися; •соблюдать санитарно-гигиенические нормы и охранительный режим. Типы стандартных уроков: •изучение нового материала; •формирование и закрепление знаний; •обобщение и систематизация знаний; •проверка и оценка знаний; •комбинированный урок. Нестандартные: урок-игра, соревнование, сказка, диалог, экскурсия, практич. занятия. Структура урока: 1)Цель – определяется темой программного материала, может ставить на серию уроков; 2)Задачи – их формулировка зависит от типа урока; коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные; для педагога и для учащихся.
Этапы урока (определяется исходя из типа урока): 1)организация начала урока 2)проверка д/з (дифференцированное, исходя из особенностей и контингента класса) 3)подготовка к усвоению новых знаний (позволяет актуализировать имеющиеся знания и умения, правила и способы выполнения действий, для педагога – выявление пробелов в знаниях) 4)изучение нового материала 5)первичная проверка знаний (предлагается практические упражнения; словесная инструкция, словесная инструкция и частичный показ, словесная инструкция, частичный показ и обучающая помощь, сопряженная деятельность: рука в руке, прямая подсказка, вся деятельность педагога вместе с ребенком) 6)закрепление знаний 7)обобщение и систематизация знаний 8)корректировка знаний и умений 9)контроль и проверка знаний 10)д/з (как находят, прочитать: педагог-кто-то из учащихся-все шепотом, разбор примера на доске, запись в дневнике и проверка) 11)подведение итогов На уроке обязательно должна быть физминутка – для глаз, шеи. 4. Дополнительные формы организации педагогического процессав системе специального образования: ✓ экскурсии ✓ самоподготовка ✓ добавочные занятия и т. п. 5. Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии: ✓ факультативы ✓ кружки ✓ клубы по интересам и т. д.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1764)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |