Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 8 Использование потенциала Русской Православной Церкви для развития студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы



2018-06-29 387 Обсуждений (0)
Раздел 8 Использование потенциала Русской Православной Церкви для развития студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ткаченко А.В.

 

Русская Православная Церковь — старейшая общественная организация России, накопившая за несколько столетий своего существования большой опыт в построении управленческой деятельности. Церковная организация основана, с одной стороны, на жесткой иерархии, дисциплине и безукоснительном соблюдении традиций канонического права, с другой стороны — на самостоятельности, совести и инициативе простых священников, служащих на местах. В системе высшего профессионального образования должен действовать тот же принцип сочетания централизованного, четкого и эффективного управления, осуществляемого сверху, и основанного на творчестве и энтузиазме учащихся студенческого самоуправления, осуществляемого снизу в конкретных вузах. Поэтому представляется целесообразным перенесение церковного опыта на организацию студенческого самоуправления в системе высшего образования г. Москвы.

По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ 9-10 июня 2012 г., россияне признают отношения, сложившиеся между Русской Православной Церковью и государством, гармоничными: за то, что Церковь выстраивает свои отношения со светской властью так, как нужно, выступили 43% опрошенных против 19%, признающих влияние Церкви чрезмерным. Еще 23% респондентов считают вмешательство Церкви в государственные дела, включая образовательную полиику, недостаточным.[45] Это значит, что, во-первых, и духовенство, и правительство, и общество готовы к тесному взаимодействию Церкви и государства, а во-вторых, большинство россиян признают необходимость вмешательства Церкви в обсуждение и решение важных государственных вопросов.

В ходе опроса 22-23 января 2011 г. среди перемен, произошедших после интронизации патриарха Кирилла, россияне чаще всего указывали сближение Церкви с народом, повышение ее открытости, усиление ее взаимодействия с государством и повышение внимания православного духовенства к воспитанию и образованию. Полученные социологами данные свидетельствуют о резком увеличении числа россиян, считающих, что Церковь начала вести более активную общественную жизнь: если в 2010 г. 78% опрошенных говорили, что не ощущают перемен в деятельности церковного руководства, то в 2011 г. доля таких респондентов сократилась до 46%.1

Следовательно, можно признать непреложным фактом возможность более тесного влияния Церкви на систему светского образования. Это влияние необязательно должно быть прямым — через введение уроков Закона Божьего или посещение вузов священниками. Церковь способна оказывать влияние косвенно — своим примером и просветительской деятельностью. Для нашей темы особенно важна возможность заимствования системой высшего профессионального образования тех принципов церковного управления, которые можно было бы использовать при развитии студенческого самоуправления.

Использовать потенциал Русской Православной Церкви надо осторожно, так как проведенные ИПССО опросы показывают низкую степень воцерковленности даже тех студентов, которые, отвечая на вопросы анкет, называют себя православными верующими. Московские студенты легко идентифицируют себя с православной конфессией, но остаются духовно безграмотными, поскольку имеют смутные представления как о системе церковного управления, так и о христианском вероучении.[46]

Это не значит, что молодежь отвергает религиозную веру. Все люди во что-то верят, но большинство студентов желают верить не столько в антропоморфного Бога, сколько в Нечто абстрактное, от чего человек зависит. Выражаясь словами О. Вейгаса, современный молодой москвич «мирской в религии», а не «религиозный в миру».1 То есть большинство молодых людей (76%) готовы назвать себя православными, но не готовы следовать всем предписаниям Православия и выполнять все его обряды и указания Церкви. Происходит это потому, что, во-первых, молодежь плохо знает религиозную литературу, а во-вторых, религиозные ценности не всегда вписываются в современный образ жизни.2

Атеистов среди московской студенческой молодежи — всего 15%. Но большинство признавших себя православными на деле являются не христианами, а итсистами.[47] В западной социологии религии аморфные представления о Божестве объединяются под общим наименованием «итсизм». Итсизм — это неопределенная вера в то, что либо в земном мире, либо где-то в другом измерении есть некая Высшая Воля, от которой люди могут как-то зависеть. Можно сказать, что итсизм — это вера во что-то глобальное и высокое, но даже самому верующему неясно, во что.[48]

Иными словами, итсизм — это интуитивное признание того, что в мире есть что-то сверхзначимое, но не то, о чем говорят все классические религии.Поэтому вместо слова «итсизм» иногда употребляется термин «внеконфессиональная вера» с намеком на нежелание приверженцев итсизма доверять догматике всех известных конфессий. Слова «внеконфессиональная вера» указывают на одну из важнейших сторон этого распространяющегося явления, а имено — на догматическое несоответствие между итсизмом и традиционными религиями, и в первую очередь — христианством. Итсист не знает, не понимает или не признает церковные догмы и не доверяет православному духовенству, хотя время от времени заходит в храмы, чтобы обратиться к Высшей Субстанции. А это значит, что популярный в молодежной среде итсизм может стать серьезным препятствием на пути внедрения в студенческое самоуправление церковного опыта.

По сравнению с 2011 и 2012 гг., в 2010 г. доверие молодежи к духовенству было значительно выше.1 В критической оценке деятельности Православной Церкви нашли отражение три социальных факта: во-первых, общий кризис доверия в современном российском обществе2; во-вторых, господствующая десятилетиями светская система воспитания и образования; в-третьих, антицерковная политика многих СМИ, рассказывающих о том, как богатеет в наше кризисное время Церковь. Таким образом, в восприятии молодежи духовенство остается несколько странным, архаичным и чужеродным явлением, но при этом имеющим определенный авторитет.

Авторитет духовенства базируется на проповеди нравственных ценностей и на сильной церковной организации, вызывающей уважение даже у итсистов и атеистов. Доверие к духовенству падает тогда, когда люди сталкиваются с несоответствием поведения священнослужителя и тех ценностей, которые он проповедует. Настороженное отношение студенчества к православному духовенству можно преодолеть лишь наглядными примерами, когда слово священника не расходится с его делом.3

Но если за доверие к себе Русской Православной Церкви надо бороться, то авторитет у нее уже сложился. Сильная и древняя церковная организация перенесла все страшные гонения советской эпохи и, судя по приведенным выше данным опросов, продолжает влиять на разные стороны общественной жизни именно благодаря тому, что сохранила свою структуру. По словам Н.Е. Емельянова, «Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. … Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея... А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.»1 Но церковная организация была настолько крепкой, что она выстояла и сохранилась до наших дней.

Влияние Церкви как организации на общество происходит почти исключительно за счет ее стойкого авторитета, подкрепленного организационным единством. При этом необязательно воспринимать эту организацию как «тело Христово» — такое определение вряд ли устроит современных московских студентов, неискушенных в богословии. «Церковь — это Тело Христово. А значит, все мы есть не разрозненные и независимые тела, но принадлежим Телу Церкви и являемся его частями»2, — подобные утверждения могут отпугнуть и неверующих, и невоцерковленных верующих. Поэтому достаточно признать тот факт, что Русская Православная Церковь является одной из наиболее грамотно выстроенных социальных организаций не только в России, но и в мире. То, что ее не сломали гонения, является подтверждением успешного функционирования хорошо отлаженных внутренних механизмов управления. Поэтому Церковь может предоставить московским вузам бесценный опыт построения модели управления, способной выдержать длительное испытание временем.

Современная структура Русской Православной Церкви определена Уставом, принятым Архиерейским собором 16 августа 2000 года с поправками, принятыми в 2008 и 2011 гг. В Уставе Русская Православная Церковь названа «многонациональной Поместной Автокефальной», то есть независимой.1 Похожий Устав в рамках высшего учебного заведения может иметь орган студенческого самоуправления. Подобно церковному, студенческий Устав предназначается для внутреннего пользования и за пределами конкретного учебного заведения теряет свою юридическую силу. Но в этом Уставе важно подчеркнуть, что его положения обязаны соблюдаться как студентами, так и преподавателями и руководством вуза. В студенческом Уставе можно прописать, как это сделано в Уставе Церкви, что внутривузовское самоуправление не зависит от национальной или политической принадлежности его участников.

Высшими органами управления Русской Церковью являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод. Похожую систему можно ввести и в студенческом самоуправлении.

Так, Поместный Собор решает самые значимые управленческие вопросы и избирает патриарха. Созывается он раз в несколько лет, а именно в те сроки, которые определяются Архиерейским Собором, и входят в него архиереи, священники, монахи и даже миряне. Поместный Собор мог бы стать прообразом для Студенческого Собрания как главного органа студенческого самоуправления в вузе. Студенческое Собрание могло бы созываться раз в год для решения самых важных задач, вроде переизбрания председателя, заслушивания отчетов о проделанной работе и определения основных направлений дальнейшей деятельности студентов. Помимо учащихся разных курсов и факультетов, в него должны будут войти представители профессорско-преподавательского состава и иные сотрудники вуза.

В работе Архиерейского Собора участвуют только епископы, потому что он является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церковью. В рамках студенческого смоуправления тоже можно создать подобное звено управления — Студенческий Совет, состоящий из старост курсов, руководителей студенческого научного общества, театральной самодеятельности, художественной студии и т.п. Такой Совет должен собираться регулярно — например, раз в месяц — для решения текущих рабочих вопросов.

Священный Синод — это высший орган управления Церковью в период между Архиерейскими Соборами. В него входят патриарх и 9 постоянных и 5 временных епархиальных архиереев. Кроме того, в 2011 г. был создан исполнительный орган при патриархе — Высший Церковный Совет. Такой постоянно действующий орган уместно создать при председателе студенческого самоуправления, чтобы и студенты, и сотрудники вуза знали, к кому и куда обратиться для решения касающегося их неотложного вопроса. Можно назвать его Исполнительным Комитетом.

У Русской Православной Церкви можно позаимствовать также четкий принцип служебной иерархии, состоящей из архиереев (патриарха, митрополитов, епископов), высших клириков (священников и диаконов) и низших клириков (иподиаконов, чтецов и прочих церковнослужителей вплоть до продавцов в церковных лавках).1 Должностной порядок, дисциплину и четкое распределение полномочий и обязанностей всех членов церковной организации можно поставить в пример организаторам и участникам студенческого самоуправления. В данном случае вместо архиереев будут председатель и его заместители в Студенческом Совете и Исполнительном Комитете, вместо священников и диаконов — руководители отделений студенческого самоуправления и их помощники, а вместо низших клириков — простые студенты-активисты.

Наконец, полезно позаимствовать опыт Русской Православной Церкви в создании организационно-территориальной структуры.2 В подчинении Московскому патриархату находятся самоуправляемые Церкви (на Украине, в Прибалтике, в Молдавии и т.д.), экзархаты (наместничества в Белоруссии и других странах) и епархии. Основная административно-территориальная церковная единица — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом, архиепископом или митрополитом) и объединяющая находящиеся на подвластной ему территории приходские общины, которые, в свою очередь, объединяются в благочиния (группы приходов) и монастыри.

Низовая структурная единица церковной организации — приход, т.е. община православных христиан, состоящая из местного приходских священников и прихожан отдельных храмов. Управляет приходом назначенный епископом настоятель храма. Органами приходского управления являются возглавляемые храмовым настоятелем Приходское собрание (как законосовещательный орган), Приходской совет (как исполнительный орган) и Ревизионная комиссия (как котролирующий орган).1

Подобную приходским общинам структурную единицу логично создать и в рамках студенческого самоуправления. Только вместо прихода речь может идти о какой-нибудь студенческой студии, кружке, секции и т.п. низовых структурных отделениях, подотчетных Студенческому Совету. Роль прихожан в таком случае будут играть все рядовые студенты, прямо или косвенно участвующие в самоуправлении, а если брать шире, вместо мирян будут все студенты конкретного вуза.

Таким образом, следует признать возможность и целесообразность творческого использования организационного потенциала Русской Православной Церкви в деле создания и развития системы студенческого самоуправления в вузах Москвы. У Церкви есть достаточный опыт, влияние и авторитет, чтобы помочь учебным заведениям внедрить у себя структуру и принципы управления, подобные тем, что веками используются в церковной практике.

Российское общество готово к вмешательству Церкви в дела образования, но само это вмешательство должно осуществляться осторожно, не напрямую, а через подачу советов и примера того, как надо эффективно выстраивать все звенья управления. Поскольку большая часть московского студенчества, называя себя православной, очень далека от Церкви и фактически склоняется к итсизму, и работникам Департамента образования, и руководителям московских вузов, и православному духовенству не следует через систему самоуправления навязывать студентам с трудом воспринимаемое ими традиционное вероучение. Но видя нравственный пример в поведении церковнослужителей и оценив преимущества организационного единства Русской Православной Церкви, молодежь сама ощутит привязанность к православным ценностям и упростит Церкви задачу воцерковления всех желающих к ней присоединиться.

У Церкви студенческое самоуправление может позаимствовать уставные положения, принципы формирования и функционирования высших органов управления организацией, структуру внутреннего управления, принцип служебной иерархии, низовое самоуправление, дисциплину и четкое распределение должностных обязанностей и ответственности на всех управленческих уровнях. Поэтому вопрос об изучении и внедрении положительного опыта Русской Православной Церкви в студенческое самоуправление должен быть серьезно рассмотрен работниками системы высшего образования г. Москвы.




2018-06-29 387 Обсуждений (0)
Раздел 8 Использование потенциала Русской Православной Церкви для развития студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 8 Использование потенциала Русской Православной Церкви для развития студенческого самоуправления в учреждениях ВПО г. Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)