Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 10. Технология мониторирования состояния студенческого самоуправления в учреждениях высшего профессионального образования города Москвы



2018-06-29 409 Обсуждений (0)
Раздел 10. Технология мониторирования состояния студенческого самоуправления в учреждениях высшего профессионального образования города Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок




Доц. Львова С.В.

В настоящее время самоуправление в ученических коллективах разных уровней (к которым в самом широком значении этого слова относятся и студенческие коллективы высших образовательных учреждений) вышло на новый виток своего развития, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, изменилась государственная политика в отношении системы образования вообще и высшего в частности; во-вторых, обострился интерес со стороны государственных органов к организации, качеству и результативности воспитательной работы в вузах, что отражается в ряде официальных документов; в-третьих, наблюдается повышение деятельностной активности студентов в отношении своей жизни в период обучения в вузе; в-пятых, отмечается увеличение количества педагогов образовательных учреждений (и в том числе преподавателей вузов), проявляющих заинтересованность в жизни учащихся, к числу которых мы относим и студентов; и, наконец, владение навыками управления и самоуправления для сегодняшних выпускников образовательных учреждений разных уровней становится одним из необходимых условий их успешной самореализации в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы также определяется и рядом противоречий между:

- всё возрастающей потребностью общества в профессионально ориентированных специалистах, обладающих организаторскими способностями, и преимущественно исполнительской позицией студентов вузов в организации своей жизни и деятельности в период обучения;

-назревшей необходимостью продуктивного взаимодействия администрации вуза и студентов в организации учебно-воспитательного процесса в вузе и использованием для решения этой проблемы организационных форм, построенных на основе субъект-субъектных отношений.

- между необходимостью решения задачи оценки развития студенческого самоуправления и отсутствием научно обоснованных критериев для этого и инструментария для их применения.

В соответствии с выявленными противоречиями проблема исследования состоит в необходимости разработки технологий исследования организации студенческого самоуправления в вузе, которое выступает в качестве одного из средств профессионального становления личности специалиста.

Одним из актуальных вопросов является процедура оценки развития студенческого самоуправления: какие критерии и показатели могут быть выделены для этого, какой подобран инструментарий.

На данный момент широко известны результаты научных исследований, посвященных оценке качества образования В.А. Болотов; А, М Новиков, оценки развития школьного самоуправления М.И Рожков, однако научно — методические знания об оценке развития студенческого самоуправления являются недостаточными, можно сказать, что данная проблема является малоизученной.

Нахождение знания о критериях и инструментарии оценки развития студенческого самоуправления необходимо. С практической точки зрения это позволит узнать в каком состоянии находится студенческое самоуправление, происходит ли его развитие или наоборот спад, оказывать своевременное влияние на процесс развития, выявить эффективность принятых решений.

Исследовательская проблема состоит в нахождении научно обоснованного знания о разработке критериев оценки развития студенческого самоуправления вузе и инструментария их применения.

Студенческое самоуправление – это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с «функциональным» образованием, метод самовоспитания действительной самостоятельности, активности, стремления к лидерству, что отвечает современным требованиям рынка труда. Эффективность функционирования данной системы видится в степени сформированности профессионально значимых личностных качеств, соотнесенности полученных результатов с целями и прошлыми достижениями. К ее диагностированию привлекаются преподаватели, кураторы групп, директора институтов, их заместители. Для оценки эффективности используются как мониторинг – многолетнее исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода, так и экспресс-методики.

На основе определенных концептуальных принципов нами предлагается технология диагностирования эффективности студенческого самоуправления, в которой применяются следующие критерии и показатели:

· Критерий «самоактуализация личности студента» предполагает выявление таких показателей, как: 1) стремление к познанию, проявление и реализация способностей; 2) креативность личности студента, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности; 3) выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения; 4) наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; 5) способность к рефлексии.

· Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса участием в деятельности по самоуправлению» определяется по показателям степени участия студентов в студенческом самоуправлении и удовлетворенности преподавателей вуза участием в педагогическом самоуправлении.

· Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью в институте» оценивается по показателям комфортности, защищенности личности студента, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности, по степени удовлетворенности преподавателей содержанием, организацией и условиями трудовой, педагогической деятельности, взаимоотношениями в студенческом сообществе, а также по уровню удовлетворенности родителей результатами обучения и воспитания своего сына или дочери в студенческом коллективе.

В настоящее время известно значительное количество диагностических методик, которые используются в исследовательской и практической деятельности педагогов. Блок методик, в результате применения которых можно получить наиболее достоверные результаты по оценке студенческого самоуправления включает в себя:

· тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», определяющий нравственную направленность личности;

· методику С.М. Петровой, показывающую направленность развития личности;

· методику А.А. Андреева, замеряющую степень удовлетворенности обучаемых жизнедеятельностью в образовательном учреждении;

· методику Е.Н. Степанова – для исследования удовлетворенности педагогов, родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении;

· методику М.И. Рожкова, определяющая уровень развития самоуправления в образовательном учреждении;

· методику И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, оценивающую место и роль управления и самоуправления в воспитательной деятельности образовательного учреждения.

1. Тест "Размышляем о жизненном опыте" - составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой.

Цель: выявить нравственную воспитанность студентов.

Ход проведения.

1. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву "ю"- юноша, "д"- девушка).

2. Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов

3. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности , искренности, откровенности.

4. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

5. Студентам предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

Студентам объясняется, что изучается жизненный опыт

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных студентами в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу участвовавших в исследовании.

Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключается.

Показателем, свидетельствующим о нравственной достаточной воспитанности студентов и сформированности ориентации на "другого человека", является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа 1. Сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.

Графа 2. Сосчитать* на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.

Графа 3. Сосчитать* на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистичной позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа 1. Сосчитать* на вопросы 2,3,5,7,8,12,13,16,18,20,22,23,24,31.

Графа 2. Сосчитать* на вопросы 1,4,6,9,11,19,27,29,30.

Графа 3. Сосчитать* на вопросы 14,15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивым, импульсивном поведении, является количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.



2018-06-29 409 Обсуждений (0)
Раздел 10. Технология мониторирования состояния студенческого самоуправления в учреждениях высшего профессионального образования города Москвы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 10. Технология мониторирования состояния студенческого самоуправления в учреждениях высшего профессионального образования города Москвы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)