Раздел 10. Технология мониторирования состояния студенческого самоуправления в учреждениях высшего профессионального образования города Москвы
Доц. Львова С.В. В настоящее время самоуправление в ученических коллективах разных уровней (к которым в самом широком значении этого слова относятся и студенческие коллективы высших образовательных учреждений) вышло на новый виток своего развития, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, изменилась государственная политика в отношении системы образования вообще и высшего в частности; во-вторых, обострился интерес со стороны государственных органов к организации, качеству и результативности воспитательной работы в вузах, что отражается в ряде официальных документов; в-третьих, наблюдается повышение деятельностной активности студентов в отношении своей жизни в период обучения в вузе; в-пятых, отмечается увеличение количества педагогов образовательных учреждений (и в том числе преподавателей вузов), проявляющих заинтересованность в жизни учащихся, к числу которых мы относим и студентов; и, наконец, владение навыками управления и самоуправления для сегодняшних выпускников образовательных учреждений разных уровней становится одним из необходимых условий их успешной самореализации в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Актуальность проблемы также определяется и рядом противоречий между: - всё возрастающей потребностью общества в профессионально ориентированных специалистах, обладающих организаторскими способностями, и преимущественно исполнительской позицией студентов вузов в организации своей жизни и деятельности в период обучения; -назревшей необходимостью продуктивного взаимодействия администрации вуза и студентов в организации учебно-воспитательного процесса в вузе и использованием для решения этой проблемы организационных форм, построенных на основе субъект-субъектных отношений. - между необходимостью решения задачи оценки развития студенческого самоуправления и отсутствием научно обоснованных критериев для этого и инструментария для их применения. В соответствии с выявленными противоречиями проблема исследования состоит в необходимости разработки технологий исследования организации студенческого самоуправления в вузе, которое выступает в качестве одного из средств профессионального становления личности специалиста. Одним из актуальных вопросов является процедура оценки развития студенческого самоуправления: какие критерии и показатели могут быть выделены для этого, какой подобран инструментарий. На данный момент широко известны результаты научных исследований, посвященных оценке качества образования В.А. Болотов; А, М Новиков, оценки развития школьного самоуправления М.И Рожков, однако научно — методические знания об оценке развития студенческого самоуправления являются недостаточными, можно сказать, что данная проблема является малоизученной. Нахождение знания о критериях и инструментарии оценки развития студенческого самоуправления необходимо. С практической точки зрения это позволит узнать в каком состоянии находится студенческое самоуправление, происходит ли его развитие или наоборот спад, оказывать своевременное влияние на процесс развития, выявить эффективность принятых решений. Исследовательская проблема состоит в нахождении научно обоснованного знания о разработке критериев оценки развития студенческого самоуправления вузе и инструментария их применения. Студенческое самоуправление – это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с «функциональным» образованием, метод самовоспитания действительной самостоятельности, активности, стремления к лидерству, что отвечает современным требованиям рынка труда. Эффективность функционирования данной системы видится в степени сформированности профессионально значимых личностных качеств, соотнесенности полученных результатов с целями и прошлыми достижениями. К ее диагностированию привлекаются преподаватели, кураторы групп, директора институтов, их заместители. Для оценки эффективности используются как мониторинг – многолетнее исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода, так и экспресс-методики. На основе определенных концептуальных принципов нами предлагается технология диагностирования эффективности студенческого самоуправления, в которой применяются следующие критерии и показатели: · Критерий «самоактуализация личности студента» предполагает выявление таких показателей, как: 1) стремление к познанию, проявление и реализация способностей; 2) креативность личности студента, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности; 3) выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения; 4) наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях; 5) способность к рефлексии. · Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса участием в деятельности по самоуправлению» определяется по показателям степени участия студентов в студенческом самоуправлении и удовлетворенности преподавателей вуза участием в педагогическом самоуправлении. · Критерий «удовлетворенность субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью в институте» оценивается по показателям комфортности, защищенности личности студента, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности, по степени удовлетворенности преподавателей содержанием, организацией и условиями трудовой, педагогической деятельности, взаимоотношениями в студенческом сообществе, а также по уровню удовлетворенности родителей результатами обучения и воспитания своего сына или дочери в студенческом коллективе. В настоящее время известно значительное количество диагностических методик, которые используются в исследовательской и практической деятельности педагогов. Блок методик, в результате применения которых можно получить наиболее достоверные результаты по оценке студенческого самоуправления включает в себя: · тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», определяющий нравственную направленность личности; · методику С.М. Петровой, показывающую направленность развития личности; · методику А.А. Андреева, замеряющую степень удовлетворенности обучаемых жизнедеятельностью в образовательном учреждении; · методику Е.Н. Степанова – для исследования удовлетворенности педагогов, родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении; · методику М.И. Рожкова, определяющая уровень развития самоуправления в образовательном учреждении; · методику И.А. Зимней, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, оценивающую место и роль управления и самоуправления в воспитательной деятельности образовательного учреждения. 1. Тест "Размышляем о жизненном опыте" - составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой. Цель: выявить нравственную воспитанность студентов. Ход проведения. 1. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву "ю"- юноша, "д"- девушка). 2. Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов 3. Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности , искренности, откровенности. 4. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. 5. Студентам предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *. Студентам объясняется, что изучается жизненный опыт Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных студентами в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу участвовавших в исследовании. Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключается. Показателем, свидетельствующим о нравственной достаточной воспитанности студентов и сформированности ориентации на "другого человека", является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа 1. Сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30. Графа 2. Сосчитать* на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28. Графа 3. Сосчитать* на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистичной позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа 1. Сосчитать* на вопросы 2,3,5,7,8,12,13,16,18,20,22,23,24,31. Графа 2. Сосчитать* на вопросы 1,4,6,9,11,19,27,29,30. Графа 3. Сосчитать* на вопросы 14,15. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивым, импульсивном поведении, является количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |