Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доклады и рефераты для самостоятельной работы



2018-07-06 413 Обсуждений (0)
Доклады и рефераты для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Общественное мнение как регулятор социально-политических процессов.
  2. Система ценностей, формирующих базу гражданского согласия и демократической политической культуры в белорусском обществе.
  3. Типы политической культуры.
  4. Особенности политической социализации молодёжи.
  5. Ценности современного белорусского общества.
  6. Историко-культурное и духовное наследие белорусского народа.
  7. Влияние западной и восточной культур на систему ценностей белорусов.
  8. Особенности национальной и культурной самоидентификации белорусов.
  9. Взаимодействие общественных объединений и избирательных комиссий как фактор идеологического обеспечения избирательных компаний.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

 

Белорусский народ – носитель и субъект формирования идеологии государства.

Система органов государственной власти, обеспечивающих формирование и развитие идеологии белорусского государства.

Специализированные научно-исследовательские и информационно-пропагандистские учреждения (институты и центры) как необходимое звено в механизме государственной идеологии.

Информационная политика Республики Беларусь.

Учреждения национальной системы образования и профессиональной подготовки как составные звенья идеологического механизма белорусского государства.

Право и обязанность органов государственного управления направлять и контролировать идеологическую деятельность учреждений образования.

Литература

 

1. Конституция Республики Беларусь. Мн., 2006.

2. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. // Советская Белоруссия. 2003. 29 марта.

3. Послания Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь (1998 – 2008 гг.).

4. Избирательный кодекс Республики Беларусь.

5. Шинкарёв В.В., Вартанова Л.В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь. Мн., 2003.

6. Шинкарёв В.В. Основы идеологии белорусского государства. Мн., 2004. (второе изд. 2005 г.).

7. Шинкарев В.В. Идеология и государственность //Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. 2002. № 6.

8. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. Мн., 2004.

9. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003.

10. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь. Мн., 2003.

Модуль 4

 

Государственные институты

И идеологические процессы

Ключевые термины и понятия для усвоения

Эффективное государство, правовое государство, государственная власть, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, государственные институты, правовая основа идеологии, экономическая основа идеологии, политическая основа идеологии, президент, парламент, правительство, идеология устойчивого развития, разделение функций сфер государсвенной власти, система государственного развития, политический процесс, свобода, события, явления,идеологическая институционализация, политический авангард, политический институт, политический строй, централизм, институт президенства, институт гражданства, механизм государства, функции государства, парламентская республика, президентская республика.

 

Идеологические процессы в сфере государственного

Строительства

Жизненная, научная идеология – это не декларация, а идейная система, лежащая в основе деятельности государства, качественная характеристика механизма реализации его стратегических задач. В системе государства важная роль отводится политическим институтам, регулирующим то или иное направление государственной деятельности.

В условиях Беларуси государственные структуры относятся к числу наиболее устойчивых социальных образований и являются действенным средством влияния на общественные процессы. Мировой опыт убеждает, что в любом государстве любой переходный период всегда требует сильной власти. Причем власть эта должна базироваться прежде всего на прочной правовой основе, на четкости, конкретной определенности политических и социально – экономических целей, которых она должна достичь.

Важно уйти от укоренившегося в сознании многих взгляда на государство и государственную власть как исключительно средство и механизм принуждения и господства. Упор должен делаться на социальное и политико – юридическое раскрепощение широких масс и реальную возможность овладения государственной властью их представителями в противовес власти в руках привилегированного высшего социального слоя. Народовластие следует теснейшим образом увязывать с идеей приоритета прав и свобод человека, гарантия реализации которых является высшей ценностью и целью общества и государства.

Ориентируясь на конкретные политические и экономические устои государства, вырабатывая и предлагая определенные принципы его организации и обеспечивая их содержательное наполнение, идеология основной упор должна делать на консолидацию усилий различных классов, слоев и групп населения во имя осуществления значимых целей и одновременно на совершенствование управления делами всего общества, на достижение в итоге общественного блага.

Идеология ограничивает возможность принятия государственными органами произвольных решений. Понятно, что это многим руководителям не нравится. Они не хотят связывать себя официальными идеологическими узами, стремятся решать вопросы так, как подсказывает им своя собственная интуиция, без особого напряжения и мобилизации своих мыслительных возможностей.

В свою очередь, общество и граждане, являясь социальной базой идеологии, остро нуждаются в ясных и устойчивых идеологических установках, поскольку те открывают им более широкие возможности контроля над государством, сопоставления практических результатов своей деятельности с долговременными его целями, дают им действенный рычаг влияния на механизм государственной власти в духе демократических принципов.

Нередки еще суждения, которые сводятся к тому, что наличие в государстве Конституции делает нецелесообразным иметь какую-либо идеологию данного государства. Это глубокое заблуждение. Каждая Конституция, заложенные в ней требования и нормы сами по себе не могут быть реализованы. Они требуют особого механизма воплощения их в жизнь. Идеология призвана придать этому механизму отточенность и настроить его на требуемый режим работы. Она является качественной, побудительной составляющей механизма реализации любого закона, в том числе и Основного закона государства.

Провозглашая определенную идеологию, государство принимает на себя дополнительные обязательства перед гражданами следовать в русле соответсвующих обстоятельств. Возводя на официальный уровень многие идеологические постулаты, оно обязано подчиняться их требованиям и ориентирует на это все действующие в нем политические партии, общественные объединения и движения, трудовые коллективы и всех граждан.

Идеология государства обычно вырабатывается и предлагается определенным кругом специально подготовленных людей: политиков, ученых, творческих интеллигентов и т.д. В условиях, когда эта часть общества проявляет медлительность и недостаточную настроенность, государственная власть в силу сложившихся обстоятельств бывает вынуждена выполнять роль не только руководителя, но и духовного, идеологического наставника.

В условиях Беларуси в идеологической работе еще определенное время будет преобладать позиция политиков и практиков, и государство здесь будет играть весомую роль. Это аксиома, так как политические партии в стране еще играют весьма незначительную роль, да и традиции партийности встречают слабую подддержку народа.

В Послании Президента Республики Беларусь Парламенту в 1998г. была подчеркнута необходимость создания принципиально новой модели государства – эффективного государства, при котором рыночные отношения, а также вопросы экономического, социального, воспитательного процессов должны носить не только регулируемый со стороны государства, но и плановый, подготовительный характер.

Это закономерность. Механизмы рыночных отношений сами по себе, вне эффективного государственного воздействия на них не в состоянии обеспечить решение проблем социальной справедливости. Необходим четкий механизм рационального распределения ресурсов, устойчивого развития на основе демократических форм и методов социального управления, стабильного законодательства и надежных гарантий его реализации, соответствующего идеологического обеспечения.

Очевидно, что план, рассматриваемый как соответствующая программа, в том числе по форме действий, особенно на общенациональном уровне, и рынок должны выступать в комплексе, действовать как единый процесс. Регулируемый и контролируемый государством рынок должен стать органической и необходимой частью его хозяйственной политики. Это принципиальная позиция и обязательный элемент экономической политики всех без исключения цивилизованных государств. Они были взяты на вооружение руководством Республики Беларусь. И это должно обеспечиваться идеологически.

В то же время провозглашение концепции эффективного государства не означает возврат к модели доминирующего во всех общественных процессах государства, что было характерно не только для тоталитарных, но и для многих демократических стран, особенно в период кризисных явлений в их развитии. Задача заключается в необходимости создания принципиально новой модели государства, которая наиболее соответствует современным реалиям, является целесообразной в условиях многоукладной экономики, понимается и поддерживается гражданами.

По мере продвижения к постиндустриальному, информационному обществу будет в большей степени возрастать потребность в совершенствовании механизмов практики и идеологии общества, государства по направлениям:

· формирования у граждан высоких духовных, нравственных качеств, патриотических чувств, здоровых межличностных отношений, гражданской ответственности, соблюдения законов страны и норм международного права;

· подготовки, повышения квалификации необходимых государству кадров, воспитания у них соответствующих времени профессиональных, духовных и нравственных качеств, высокой ответственности за порученное дело;

· создания материальных и социальных условий, необходимых для достойной жизни граждан, успешного решения демографических проблем, глубокой заинтересованности в результатах трудовой деятельности;

· решения комплекса проблем, связанных с оздоровлением нации, воспитанием всесторонне развитой личности;

· развития социальной активности, вовлечения граждан в управленческую деятельность, повсеместного совершенствования системы местного управления и самоуправления;

· совершенствования системы образования, культуры, медицинского обеспечения, формирования единого информационного, образовательного и научного пространства.

Система власти не может быть застывшей, лишенной динамики. Каждое новое время диктует ей и новые, специфические требования, которые в нормальных условиях должны получать идеологическое обоснование и поддержку. Это не простая задача и решаться она не может в спешном порядке. Здесь требуются глубокий анализ и всесторонне продуманные, обоснованные меры, отвечающие потребностям времени и перспективам государства, а соответственно и обеспечивающая этот процесс идеология.



2018-07-06 413 Обсуждений (0)
Доклады и рефераты для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доклады и рефераты для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)