Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа и механизм власти



2018-07-06 472 Обсуждений (0)
Природа и механизм власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Власть в государстве всегда оценивается людьми с позиций того, насколько она соответствует или не соответствует их представлениям о справедливом общественном строе . В одном случае люди готовы поддерживать ее, в другом – пассивно реагировать на действия, в третьем – противостоять ей. Это отношение зависит от того, создает ли власть условия, благоприятные для человеческого существования. Строит ли она систему взаимоотношений на уважении к правам человека, учитывает ли мнения людей и их желание соучаствовать в управлении.

Отсюда напрямую вытекает такой важный компонент механизма функционирования власти, как демократия. Это требование заложено в основу идеологического обеспечения и выходит в плоскость непосредственного практического решения. Развитие демократии в системе власти и государственного устройства в целом – вопрос, который нельзя сегодня толковать однозначно и тем более односторонне.

Беларусь часто упрекают в авторитарности управления всеми сферами ее жизни. И в оправдание такого тезиса ссылаются на то, что Главой государства продекларирован курс на эффективное государство, регулирующее и контролирующее, планирующее все сферы жизни и деятельности. Но в этом в известной степени и достоинство. Оправдание этому – мировой и отечественный опыт. Выход из любого кризисного состояния всегда был успешным в условиях централизации власти. При всей ущербности авторитарного управления здесь имеются и свои позитивные стороны. Прежде всего при субъектах управления есть возможность для проявления таких качеств, как оперативность и профессионализм, учет квалифицированного мнения меньшинства.

Белорусская модель развития исходит из необходимости в стране сильной власти, которая должна базироваться на прочной правовой основе, четкости, конкретной определенности политических и социально-экономических целей. Нет в мировой практике примеров, когда бы страны из ситуаций, подобно нашей, успешно выходили иным путем. Нам нет необходимости навязывать себе заранее неприемлемые рецепты государственного управления и общественного развития, в какую бы демократическую или иную оболочку они не облекались.

На практике демократию следует рассматривать как определенный порядок формирования власти, отбора людей в ее структуры и контроля со стороны граждан за их деятельностью. Существенны для нас принципы формирования гражданского общества, равенства всех граждан перед лицом закона, терпимости к инакомыслию, защиты прав меньшинств, права каждого человека пользоваться основными свободами (совести, слова, собраний). Основной целью демократического устройства государства становится необходимость добиться действительного воплощения в жизнь конституционного положения о том, что народ является источником государственной власти и носителем суверенитета в стране.

Надо постоянно иметь в виду, что в процессе осуществления власти обеспечиваются разделение функций ее субъекта и объекта, специализация по вертикали и горизонтали исполнения. Каждое событие совершается потому, что оно было предвидено и приказано. Однако событие, несмотря на имеющееся решение, совершится лишь в том случае, если будут другие причины и необходимые условия, временные, вещественные, материальные.

Важна и нравственная сторона события, которая неотделима от физической основы. Причина события и конечный результат явления – в единстве, в соединении этих обоих начал. Это хорошо известно в естественных и технических науках, к примеру, электричество производит тепло, а тепло производит электричество. Так и во властном механизме: для обеспечения необходимого результата люди сплачиваются в коллективы, а для создания коллектива необходимо четкое видение результатов этого процесса. Особую значимость при этом приобретает роль и место человека во властных взаимоотношениях.

Конечно, любая власть в той или иной мере ограничивает свободу человека. Причем это ограничение происходит как на уровне объекта, так и на срезе субъекта этой власти. Свобода как осознанная необходимость – вопрос весьма сложный, имеющий свои противоречия, неясности, носит в себе заряд неразрешенности.

Воля человека всегда должна подчиняться закону, без чего жизнь превратится в ряд бессвязных случайностей, противоречащих установленному правопорядку. Через закон и свой разум человек познает сам себя, сознает себя живущим в среде равных себе, подчиняющим свою волю и свои действия общественной необходимости. Через призму этого он смотрит на сущность своей жизни, осознает себя частицей общества, человечества, ограничение воли считает нормой своей жизни, пределами своей свободы.

Во властных взаимоотношениях особое место занимает система контроля и ответственности за исполнение властных предписаний и решений. Порядок такого контроля регламентируется как официальными законами и правовыми актами, так и ситемой нравственных отношений.

Немаловажную роль в этом играет порядок, система организации требований, которые общество и государство предъявляют к человеку. Для того, чтобы решения были эффективными и хорошо подготовленными к исполнению, они должны соответствовать строго упорядоченным требованиям, отвечать на вопросы: «Что конкретно надо сделать?», «Кто и в какие сроки обязан выполнить ту или иную работу?», «Каков должен быть результат сделанного?», «Какие формы и периодичность контроля?», «Кто контролирует исполнение?». «Каковы будут последствия и санкции в случае невыполнения решения?». Властное решение будет доступным к исполнению, если будет соблюдена строгая последовательность всех слагаемых процесса его выполнения. Прежде всего должны быть четко и конкретно сформулированы цели, общие и промежуточные задачи, определены возможности и ресурсы достижения требуемого результата, меры контроля. Важная роль отводится определению организационных мер обеспечения решения. Подведение итогов не может быть формальным актом, а должно являться необходимым элементом, рубежом для принятия нового решения на новый виток управленческой спирали, стартовой базой нового решения на более высоком уровне процесса.

Властное решение должно всецело вытекать из целесообразности и необходимости, должно быть подведено под законы права и разума, осознано всеми людьми, воспринято ими как необходимое для общего блага и интереса, соответствовать общим закономерностям развития, быть доступным для восприятия человеческим разумом. Без этого оно окажется лишь мгновенным для восприятия и ощущения, но не обязательным для выполнения. Знание и следование этим требованиям есть обязательный элемент выполнения законов, необходимости следования нормам сущности жизни.

Решение власти в то же время не может быть произвольным, существующим вне причин. Ему предшествует целый ряд явлений, определенным образом взаимосвязанных и взаимозависимых, во взаимоотношениях людей, принимающих участие в том совокупном действии, для которого складываются эти взаимоотношения.

Реальность такова, что не все властные предписания и распоряжения, управленческие решения исполняются. Если бы все поручения исполнялись в полном объеме, беспрекословно, вне тормозящих факторов, на всю армию, к примеру, достаточно было бы одного ефрейтора, отпала бы необходимость в большом офицерском корпусе, в сложной иерархии отношений и подчинений между подразделениями. Всякое исполненное приказание всегда выделяется из множества неисполненных, порой нереальных, не связанных с конечным результатом действий. Власть для того и предназначена, чтобы ее приказания были целесообразными, реальными, обеспеченными морально и организационно, взаимосвязанными во времени и пространстве, по исполнителям и контролирующим силам. Только при таком условии они будут действенными и результативными.

На практике следует учитывать ряд существенных обстоятельств, активно влияющих на жизнь государства, управление всеми его сферами. Ориентируясь на конкретные политические и экономические устои государства, вырабатывая и предлагая определенные принципы его организации и обеспечивая их содержательное наполнение, идеология основной упор должна делать на консолидацию усилий различных классов, слоев и групп населения во имя осуществления значимых целей и одновременно на совершенствование управления делами всего общества, на достижение в итоге общественного блага.

Чем больше раскрывается перед нами механизм реализации власти, тем очевиднее пути реализации законов общественного развития через человека и на уровне человека. Отыскать и приложить к конкретной практике эти законы – в этом задача власти, призванной не только фиксировать эпизоды из жизни людей, но и находить нужные механизмы обеспечения общественного процесса.

Особая роль в ходе идеологического обеспечения этого процесса должна быть отведена повышению управленческой активности, идейно-политической зрелости и уровня знаний людей, граждан государства. Важное место здесь должны занять проблемы формирования высокой профессональной подготовки как специалистов, так и рядовых работников, создание благоприятной обстановки для их интенсивного идейно-политического, духовного роста, формирования мировоззрения в духе лучших традиций и опыта. В итоге это благотворно влияет на управленческую активность людей, которая необходима для демократического функционирования власти и государства.

 



2018-07-06 472 Обсуждений (0)
Природа и механизм власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа и механизм власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)