Принцип разделения властей — конституционная основа осуществления государственной власти
Принцип разделения властей, как уже отмечалось, является необходимым условием развития правового конституционного государства, важнейшим его признаком. Благодаря этому принципу создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций и обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина. Теория разделения властей, основы которой были разработаны Локком и Монтескье, была первоначально направлена против абсолютной власти монарха, против узурпации власти одним лицом (группой лиц). В разграничении власти между различными государственными органами политические мыслители видели средство обеспечения защиты личности от произвола, обеспечения ее свободы и прав. Первые в мире конституции (США, Франции и др.) исходили из признания данного принципа как одной из незыблемых основ конституционного строя. Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. провозглашала, что всякое общество, в котором не проведено разделение властей, не имеет конституции. В дореволюционной России, основанной на самодержавной верховной власти императора, — «повиноваться власти его не только на страх, но и на совесть сам Бог повелевает» (Основные законы Российской империи в редакции 1906 г.), — теория разделения властей не могла применяться. Вместе с тем российское законодательство XIX — начала XX в. предусматривало функциональное разграничение властей, поднимая при этом авторитет судебной власти, не покушаясь, однако, на верховную власть самодержавного монарха. В советский период развития российского государства принцип разделения властей отвергался как неприемлемый для социалистиче'кого государства, построенного на основе признания верховенства и полновластия Советов — представительных органов государственной нласти, в деятельности которых должны были соединяться нормотворчество, управление и контроль. Однако признавалась необходимость разделения управленческого труда, управленческих функций, компетенции между государственными органами, подотчетными и подконтрольными Советам. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в принятой Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, признавшей, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства. Принцип разделения властей предполагает не только специализацию государственных органов по видам государственной деятельности, по их функциональному признаку, но и конституирование разных видов власти, разных ее ветвей, демократическую их организацию. Он не сводится лишь к распределению властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и обусловливает необходимость их взаимного уравновешивания (сбалансирования, ограничения) и контроля, чтобы ни одна из них не была в состоянии подчинить себе другие ветви власти. Поэтому благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Контрольная функция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 1 декабря 1997 г. № 18-П, присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Все государственные органы действуют в рамках своей компетенции. При этом все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм. Таким образом, реализация принципа разделения властей требует установления специального механизма сдержек и противовесов в организации и осуществлении государственной власти, обеспечивающего самостоятельное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Закрепленное в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, на что неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, в постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края). При этом принцип разделения властей в условиях федеративного государства проявляется в разграничении властных полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Это обусловливает конституционное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 71, ст. 72 и ст. 73 Конституции Российской Федерации). Необходимо иметь в виду, что принцип разделения властей не исключает осуществления в системе управления государством функций, которые прямо не могут быть отнесены ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти. Так, особое место в системе разделения властей занимает Президент Российской Федерации. Являясь главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент Российской Федерации, строго говоря, не относится ни к одной из ветвей государственной власти. Но при этом он обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти (право законодательной инициативы, право подписания и обнародования законов, право вето и др.), в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти. Поэтому вполне закономерно, что Президент Российской Федерации с учетом его конституционных полномочий поставлен Конституцией Российской Федерации (ст. 11) на первое место в перечне федеральных органов, осуществляющих государственную власть. При этом особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации, его роль в осуществлении государственной власти таковы, что дают основание некоторым авторам при характеристике системы государственной власти выделять президентскую форму осуществления власти1.-
Президент Российской Федерации играет особую роль в системе сдсржек и противовесов, тесно взаимодействуя со всеми ветвями власти, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) и вправе исполь-човать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти (ч. 1 ст. 85). Прокуратура Российской Федерации, статус которой определяет Конституция Российской Федерации в главе «Судебная власть» (ст. 129), также выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти: в силу специфики своей государственной деятельности, особенностей своих функций она прямо не названа в числе федеральных органов, осуществляющих государственную класть. Прокуратура представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России. При этом прокуроры в соответствии с законом являются представителями государственной власти. Можно назвать и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из ветвей государственной власти (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и др.). Принцип разделения властей, согласно Конституции Российской Федерации, применяется только в системе государственной власти, не распространяясь на местное самоуправление (систему муниципальной власти), ибо Конституция (ст. 12) не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако надо отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая значимость идеи разделения публично-властных полномочий при осуществлении местного самоуправления, закрепляет в качестве общего принципа запрет для главы муниципального образования совмещать две должности: председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации, делая исключения лишь для глав муниципальных образований сельских поселений и др.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |