Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многонациональный народ Российской Федерации — носитель суверенитета и единственный источник власти



2018-07-06 4108 Обсуждений (0)
Многонациональный народ Российской Федерации — носитель суверенитета и единственный источник власти 4.50 из 5.00 4 оценки




Конституционное определение Российской Федерации как демократического государства основывается прежде всего на призна­нии народа в качестве единственного источника власти. Демократизм государства находит выражение в обеспечении в нем народовластия. Народовластие означает принадлежность всей публичной власти народу, свободное ее осуществление в полном соответствии с суверен­ной волей и коренными интересами народа.

Многонациональный народ является субъектом принятия Кон­ституции РФ. В ее преамбуле говорится: «мы, многонациональный народ... принимаем Конституцию Российской Федерации». Приня­тие Конституции явилось результатом осуществления народом учре­дительной власти. Именно народ, согласно преамбуле Конституции, провозглашает цели и принципы, устанавливает основы организации государства и закрепляет их в Конституции.

«Многонациональный народ Российской Федерации» — катего­рия, впервые использованная на практике действующей Конституци­ей РФ и пришедшая на смену категории «советский народ».

Следует различать в конституционном праве понятия «нация» и «народ». Нация — это в большей степени категория этническая. На­род — это прежде всего политическая категория: под народом понима­ются все граждане государства.

Вместе с тем надо учитывать, что в современной научной литерату­ре термин «нация» употребляется в нескольких основных значениях. Одно из них, по сути, отождествляется с понятием «этнос», которое охватывает лиц одной этнической принадлежности. Другое — при­меняется для обозначения совокупного постоянно проживающего населения суверенного государства (отсюда — «французская нация»,

«американская нация»). Близким к данному пониманию является и употребление термина «нация» в политико-этатистском смысле, т. с', совпадающем с понятием «государство» (например, Организация ()бъединенных Наций и т. п.)1.

Многонациональный народ России — это совокупность всех исто­рически проживающих на ее современной территории наций, этниче­ских общностей. Эта совокупность является носителем суверенитета, источником власти в стране. При этом многонациональный народ вы­ступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств.

Принцип народного суверенитета, провозглашенный в ст. 3 Кон­ституции РФ, представляет собой верховенство, полноту и незави­симость власти единого многонационального народа РФ, проявляю­щуюся в реальной способности этого народа самостоятельно решать вопросы своего существования посредством прямых и опосредован­ных способов выражения своей воли.

Народный суверенитет лежит в основе суверенитета государства. «Суверенный народ самостоятельно определяет свое отношение к об­щественной действительности при помощи государства и права, уста­навливает рамки государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни. В силу этого государство выступает социальным инструментом претворения общей суверенной воли народа, причем эта зависимость, согласно конституции имеет не только политическое, но и юридическое содержание. Отсюда конституция может рассматриваться как способ и форма ограничения государства, на которое возлагается ряд обязанностей, корреспондируемые суверенным правам народа»2.

Признание народа в качестве верховного носителя власти означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоя­тельно и независимо от каких бы то ни было сил, использует ее ис­ключительно в своих интересах. Власть в самом общем смысле — это способность и возможность субъекта, носителя власти, осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая за­кон, традиции, авторитет, убеждение, принуждение и др.

Властные правомочия многонационального народа осуществля­ются им путем вступления в конституционно-правовые отношения. Формы их реализации определены Конституцией: это референдум и свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выраже­нием власти народа.

 

Свою власть народ осуществляет непосредственно и опосредован­но на всех территориальных уровнях управления государством: феде­ральном, субъекта Федерации и муниципальном.

Обладающий властью народ посредством демократических про­цедур делегирует право осуществлять властные функции органам пу­бличной власти: органам государственной власти федерального уровня и субъектов федерации; органам местного самоуправления. В процес­се выборов путем взаимодействия и аккумулирования индивидуально­го волеизъявления отдельных избирателей формируется и выражается воля народа (индивидуальное трансформируется в коллективное). На­род, поддерживая или отвергая предложенные кандидатами полити­ческие программы, принимает властные решения о представительстве в системе публичной власти носителей тех ценностей и интересов, ко­торые в наибольшей степени соответствуют его интересам на данном этапе развития, одновременно обязывает избранных лиц действовать в соответствии с поддержанными им на выборах политическими про­граммами.

Воля народа, выражаемая на выборах, является источником власт­ных полномочий всех органов публичной власти в государстве.

Формы народовластия

Конституция Российской Федерации (ст. 3), закрепляя основные формы осуществления власти народа, выделяет, во-первых, наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Это дает основания выделить в системе единой власти народа государ­ственную власть и власть местного самоуправления (муниципальную власть).

Во-вторых, Конституция определяет, что народ осуществляет свою власть непосредственно (через референдум, свободные выборы, другие формы прямой демократии) и опосредованно — через органы публич­ной власти.

При этом формы прямой демократии используются и при осущест­влении народом государственной власти (решение государственных вопросов), и при осуществлении им муниципальной власти (решение вопросов местного значения).

Особое место в системе прямого народовластия занимают рефе­рендум и свободные выборы — высшее непосредственное выражение власти народа. Вопрос о соотношении референдума и свободных вы­боров в механизме народовластия был предметом рассмотрения Кон­ституционного Суда РФ. В своем постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П Конституционный Суд РФ констатировал, что Конституция

I пина 6. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации 137

Российской Федерации исходит из того, что названные высшие фор­мы непосредственной демократии, имея каждая собственное предна-|ц;1чение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, |>удучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Поэтому законодатель, осуществляя правовое регулирование референдума и выборов, должен исходить из необходимости обеспечения согласованного осуществле­ния выборов и референдума с тем, чтобы каждая из этих форм непо­средственной демократии не использовалась в ущерб другой, не пре­пятствовала ее осуществлению.

Опосредованное осуществление народом своей власти происхо­дит через органы государственной власти и органы местного само­управления. При этом имеются в виду не только законодательные и представительные органы власти, традиционно олицетворяющие представительную демократию, но и Президент РФ, высшие долж­ностные лица субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами, а также иные органы публичной власти в государстве (исполнительные, су­дебные).

Непосредственное народовластие (непосредственную демократию) можно определить как прямое волеизъявление особого круга субъек­тов (народа, части народа) по решению вопросов государственной и общественной жизни.

К отличительным чертам непосредственной демократии можно от­нести:

— круг субъектов, обусловленный особыми требованиями к ним (многонациональный народ России, народ субъекта РФ, население муниципального образования и др.);

— прямое волеизъявление, т. е. граждане непосредственно выража­ют свою волю или мнение по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Поэтому непосредственное народовластие обеспечивает единство воли и субъекта ее выражения, а также осу­ществление власти данным субъектом от своего имени;

— особые формы реализации власти народа (референдум, выборы, сходы, отзыв и др.);

— юридические последствия использования форм непосредствен­ной демократии:

а) окончательное решение населением определенных вопросов государ­ственной и общественной жизни. В данном случае идет речь об импера­тивных формах непосредственного народовластия. К ним прежде всего относятся референдум и свободные выборы. Именно с помощью этих форм происходит императивное волеизъявление носителя власти — на­рода. К императивным формам следует также отнести формы непосред­ственной демократии, с помощью которых население может решатьвопросы своей жизни, организации власти на местах: сходы (принятие решения о самообложении и др.), отзыв выборных лиц и др.;

б) выражение мнения по тому или иному вопросу государственной и общественной жизни, которое должно рассматриваться компетентными органами публичной власти, их должностными лицами, принима­ющими окончательное решение по данным вопросам. В этом случае используются консультативные (совещательные) формы непосред­ственной демократии (публичные слушания, общественные обсужде­ния, опросы и др.);

в) инициирование гражданами принятия компетентными органами публичной власти решений, т. е. использование форм непосредственной демократии, с помощью которых граждане привлекают внимание ор­ганов публичной власти к вопросам, требующим своего разрешения. К этим формам непосредственной демократии относятся: обращения граждан, правотворческая инициатива, наказы избирателей, собрания и др.

Непосредственное осуществление власти народа является выс­шим выражением народовластия, в то же время каждодневное осу­ществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, решения вопросов местного значения в муниципаль­ных образованиях требуют постоянно действующих органов госу­дарственной и муниципальной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления на­родовластия в России.

Особое место в системе органов публичной власти занимают пред­ставительные органы, непосредственно формируемые народом. В них находит свое материальное воплощение представительная демократия.

В широком смысле содержание народного представительства (представительной демократии) составляют отношения, связанные с формированием, функционированием и ответственностью особого вида органов, социальным назначением которых являются формиро­вание и выражение интересов различных социальных групп и слоев общества на соответствующем уровне государственной и муниципаль­ной власти.

Система народного представительства в узком смысле слова включает законодательные, представительные органы власти: Фе­деральное Собрание и законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, которые принимают законы, а также пред­ставительные органы местного самоуправления, в исключительном ведении которых находится решение важнейших местных вопросов (принятие местных бюджетов, установление местных налогов, мест­ных общеобязательных правил и др.). К признакам этих органов от-

|ц» я гея: выборность, коллегиальность, принятие ими решений по м.шоолее важным вопросам государственной и общественной жиз­ни 'Оти органы законодательно определяются как представительные органы власти, т. е. на них прямо возлагается обеспечение предста-ип гсльной функции.

Вместе с тем некоторые авторы полагают, что в систему народного представительства можно включать и другие органы, которые получа-н н свои полномочия непосредственно от населения. В этом случае к органам народного представительства относят и Президента РФ, из-оираемого непосредственно населением, и других выборных долж­ностных лиц.



2018-07-06 4108 Обсуждений (0)
Многонациональный народ Российской Федерации — носитель суверенитета и единственный источник власти 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Многонациональный народ Российской Федерации — носитель суверенитета и единственный источник власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)