Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания.



2018-07-06 1315 Обсуждений (0)
Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок




К числу принципов, отражающих идейные основы физического воспитания, относят общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они гарантируют единство всех сторон физического воспитания в процессе физического воспитания (умственного, трудового, физического и психического), обеспечивают оздоровительный эффект и способствуют подготовке человека к трудовой деятельности.

В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».

Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные, общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику физического воспитания. Систематическое воздействие физических нагрузок на организм человека может быть успешным только в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и методические положения, вытекающие из них.

Принцип сознательности и активности

Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно занимаются воспитуемые. Таким образом, понимание занимающимися того, что и для чего они выполняют на занятии, повышает заинтересованность в работе и эффективность педагогического процесса, делает возможным творческий подход в использовании средств и методов и педагогом, и занимающимися. Постепенно ученик становится партнером учителя, переставая быть лишь пассивным объектом педагогических воздействий и превращается в субъекта учебно-воспитательного процесса, что является особенно важным при решении сложных задач (например, необходимость выполнять большой объем физических нагрузок в спорте высших достижений).

Принцип сознательности и активности реализуется в практике при условии выполнения следующих его требований:

1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение к цели и конкретным заданиям. Это становится возможным, если на занятии:

- конкретизируются задачи;

- дается характеристика каждому заданию;

- формируется интерес к занятию.

2. Формировать навыки сознательного анализа, самоконтроля и самооценки выполнения заданий. Самоанализ всегда необходим при выполнении технически сложных движений, и он требует сформированной системы биомеханических, анатомических знаний. Самооценка включает анализ функционального состояния при выполнении физических нагрузок (знание физиологических особенностей организма). Самоконтроль подразумевает способность занимающегося самостоятельно оценивать результат всего занятия в целом.

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к процессу физического совершенствования. Активное участие занимающегося в педагогическом процессе возможно при выполнении предыдущих условий.

Принцип доступности и индивидуализации

Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии требований возможностям занимающихся, т.е. с учетом их возраста, пола, уровня подготовленности и индивидуальных различий в физическом развитии. Таким образом, принцип доступности и индивидуализации предусматривает соблюдение посильной меры трудности в обучении и воспитании, что, в свою очередь, всегда будет обеспечивать оздоровительную направленность занятий.

Факторы, определяющие доступность:

- к первой группе относятся факторы, характеризующие общие особенности данной группы занимающихся;

- ко второй - индивидуальные особенности каждого занимающегося данной группы;

- к третьей - адаптационные перестройки в организме;

- к четвертой - условия, задачи, средства и методы их решения.

Этот принцип раскрывается через три основных требования:

1. Своевременно определять меру доступности (причем задания должны быть доступными, но сложными). Чтобы сделать задание таковым, необходимо учитывать:

- преемственность физических упражнений (учитывать явления отрицательного и положительного переноса, использовать двигательный опыт занимающегося, подводящие и подготовительные упражнения);

- постепенно усложнять задания (повышать нагрузку или техническую сложность элементов);

- формировать непосредственную готовность к выполнению физического упражнения (физическую и техническую);

- использовать по необходимости методы целостного и аналитического (расчлененного) обучения движениям.

2. Индивидуализировать общие и частные задачи (общие задачи определяют в целом набор средств и методов обучения и развития на период времени; частные задачи определяют специфичность нагрузки в рамках одного или серии занятий с учетом индивидуальных особенностей адаптации к физическим нагрузкам).

3. Учитывать сенситивные периоды в развитии физических качеств.

 

Специфические принципы физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания

Является одним из важнейших принципов построения занятий физическими уп-ражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности пе-дагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается определением адекватной меры физической нагрузки и отдыха, которая бы способствовала реализации закономерностей интегративного взаимодействия срочного и отставленного тренировочного эффекта в кумулятивном процессе. При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия "наслаивался" определенным образом на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. В зависимости оттого, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.

Первый вариант используется при двух - трехразовых занятиях в день и предус-матривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздоровительный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

При реализации принципа непрерывности важное значение принимает объективная информация о состоянии занимающихся. Она является ключевым аспектом в принятии управленческих решений, регламентирующих величину физической нагрузки (по объёму и интенсивности), а также меру и качество отдыха. Учитывая высокую подвижность компенсаторных механизмов организма, определяющую вариативность оперативного и текущего состояния объекта педагогического воздействия, процесс управления строится на основе постоянно меняющейся информации. Следуя компьютеризированному языку, каждое тренировочное задание и величина последующего отдыха должны быть определены в следующей схеме: предполагаемая мера физической нагрузки =>, срочный (кумулятивный) тренировочный эффект => величина и качество отдыха, которые бы обеспечили развертывание компенсаторных перестроек в организме занимающихся.

Реализация принципа непрерывности предусматривает выполнение определенных правил. Необходимо обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов. При планировании упражнений в занятии следует учитывать преемственность и степень взаимосвязи между ними. Важно заблаговременно устанавливать последовательность упражнений в одном занятии и в системе занятий.



2018-07-06 1315 Обсуждений (0)
Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика общеметодических и специфических принципов физического воспитания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)