Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Драматургические принципы А. Островского. Статья А.П. Скафтымова «Белинский и драматургия А. Островского».



2018-07-06 2412 Обсуждений (0)
Драматургические принципы А. Островского. Статья А.П. Скафтымова «Белинский и драматургия А. Островского». 4.83 из 5.00 6 оценок




Развитие реализма в русской литературе последней трети XIX в. Жанровые разновидности романа. Повесть, рассказ, очерк. Реалистические тенденции в лирике. Особенности развития драматургии.

Реализм — художественный метод и направление в литературе, сформировавшееся в середине XIX века. Специфические черты реализма: социальный детерминизм и психологизм в характеристике героев, историзм и универсальность в изображении действительности, которая воссоздается на основе типизации в соответствии с принципом жизнеподобия.

Господство реализма в литературе второй половины XIX века является закономерным. Романтизм, с его исключительным героем, экзотической природой, сильными страстями, стал неактуален. После Французской буржуазной революции 1848 года стало ясно, что возникла новая движущая сила — третье сословие. В эпоху наступления демократизма требовалось изобразить обычного человека — представителя своей среды. Социальный детерминизм (черта реализма) означает, что все в характере героя объясняется средой, к которой он принадлежит.

 

Этап I (1848-1855), «мрачное семилетие».

Границы периода отмечены двумя важными событиями: 1848 год — Французская буржуазная революция, 1855 год — смерть Николая I, правившего Россией 30 долгих лет.

Боясь распространения вредного западного свободомыслия, после 1848 года Николай I вводит жесткую цензуру, закрывает журналы. В таких условиях плодотворное развитие литературы было невозможно. Особенно пострадала поэзия: с 1848 по 1855 год журналы почти не печатали и не рецензировали стихов.

 

Этап II (1855—1861).

В 1855 году на смену Николаю I приходит Александр II, который сразу начинает с либеральных реформ во всех областях. Он готовит земельную, судебную, образовательную, крестьянскую реформы. Этот период был назван «оттепелью»: на смену жестокому, жандармскому режиму Николая I пришел либеральный реформатор Александр II. Крестьянская реформа, осуществленная в 1861 году, завершает этап.

 

Этап III (1861—1881).

Рубежом второго и третьего этапов служит 1861 год — год отмены крепостного права. Эта дата является такой значительной, потому что Россия очень долго ждала крестьянской реформы. Рабство — дикий, нечеловеческий обычай — отгораживало Россию от Европы, отлучало от гуманистических ценностей. Конечно, чтобы двигаться вперед, отмена крепостничества была необходима.

 

Жанровые разновидности романа:

Исторический роман интересуется крупными, переломными историческими событиями и обусловливает судьбу человека в ту или иную эпоху особенностями изображаемого времени;

фантастический роман рассказывает о фантастических событиях, выходящих за рамки привычного материального, научно познанного человеком мира;

психологический роман рассказывает об особенностях и мотивах поведения человека в определенных обстоятельствах, о проявлении внутренних свойств и качеств человеческой натуры, о личностных, индивидуальных особенностях человека, нередко рассматривая при этом различные психологические типы людей;

философский роман раскрывает систему философских представлений писателя о мире и человеке;

социальный роман постигает законы организации общества, изучает влияние этих законов на человеческие судьбы; изображает состояние отдельных социальных групп и художественно его объясняет;

роман нравов или бытописательный роман изображает бытовую сторону существования человека, особенности его повседневной жизни, отражает его привычки, моральные нормы, возможно, какие-то этнографические подробности;

в центре авантюрного романа, естественно, приключения героя; при этом особенности характеров персонажей, историческая правда и исторические подробности не всегда интересны автору и зачастую находятся на втором, а то и на третьем плане;

роман-утопия изображает прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства, с точки зрения автора; роман-антиутопия же, наоборот, рисует мир и общество такими, какими, по мнению автора, они не должны быть, но могут стать по вине человека.

Крупнейшим эпическим жанром является роман-эпопея, в котором каждый из перечисленных выше признаков глобально развит и разработан писателем; эпопея создает широкое полотно человеческого бытия. Эпопее обычно недостаточно одной человеческой судьбы, она интересуется историями целых семей, династий в длительном временном контексте, на широком историческом фоне, делая человека важной частью огромного и вечного мира.

Все эти жанры романа - кроме, пожалуй, готического, или романа ужасов, не прижившегося в России, - широко представлены в русской литературе XIX - ХХ веков.

Каждая эпоха предпочитает определенные жанры романа. Так русская литература 2-й половины XIХ века отдавала предпочтение реалистическому роману социально-философского и бытописательного содержания.

Главным жанром периода становится рассказ, а его признанным мастером — А.П. Чехов. Выдающиеся рассказы создают также В.М. Гаршин и В.Г. Короленко.

Драматургические принципы А. Островского. Статья А.П. Скафтымова «Белинский и драматургия А. Островского».

Драматургия — это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст — часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Просмотрят ее сотни и тысячи, а прочитают гораздо меньше. Народность — главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии. Создателем « , «русского национального театра» называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы — «пьесами жизни», так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества. В первой большой комедии «Свои люди — сочтемся» (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского — простой человек — определяет своеобразие содержания, и Островский создает «народную драму». Он выполнил огромную задачу — сделал «маленького человека» трагическим героем. Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. «Драматический писатель... не сочиняет, что было — это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе» — вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как «школы общественных нравов». Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с «горячим сердцем». Драматург творил, «соединяя высокое с комическим», он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. И если в «Снегурочке» он воссоздает патриархальный мир, через который лишь угадывается современная проблематика, то его «Гроза» — это открытый протест личности, стремление человека к счастью и независимости. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы. Островский никогда не пользовался определением «трагедия», обозначая свои пьесы как «комедии» и «драмы», иногда снабжая пояснениями в духе «картины московской жизни», «сцены из деревенской жизни», «сцены из жизни захолустья», указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.

Исторический подход к семейным и социальным отношениям — пафос творчества Островского. Среди его героев — люди разного возраста, разбитые на два лагеря — молодые и старые.

Спор старины с новизной, по замечанию литератуоведа, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность... Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или «сковывающего» элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт». Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность.
Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу «чистой комедии», на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий — ренегат и лицемер. Также Островский обращается к историк-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от «маленького человека» до гражданина.



2018-07-06 2412 Обсуждений (0)
Драматургические принципы А. Островского. Статья А.П. Скафтымова «Белинский и драматургия А. Островского». 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Драматургические принципы А. Островского. Статья А.П. Скафтымова «Белинский и драматургия А. Островского».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)