Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие представлений о формах государственного устройства. Платон — Аристотель — Гоббс — Макиавелли — Кант.



2018-07-06 2107 Обсуждений (0)
Развитие представлений о формах государственного устройства. Платон — Аристотель — Гоббс — Макиавелли — Кант. 4.67 из 5.00 3 оценки




Первое и достаточно полное представление об устройстве общества дали античные философы Платон и Аристотель. Они, как и современные социологи, изучали традиции, обычаи, нравы, взаимоотношения людей, обобщали факты, создавали теории, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Правда, надо иметь в виду, что в те времена между понятиями «общество» и «государство» не делалось различий и они использование как синонимы.

Платон (427-348 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, идеалист, ученик Сократа. Первым в истории трудом по общей социологии считается его произведение «Государство». В своей работе Платон пытался построить модель идеального государства, в котором на паритетных началах сосуществуют три сословия (класса): высший — мудрецы, управляющие государством; средний — воины, охраняющие общество от смуты и беспорядков; низший — ремесленники и крестьяне. Это положение сословий должно было быть основано, по Платону, на реально существующем в обществе разделении труда, а также на понимании каждым представителем сословия своего положения в обществе и своей роли в нем. Отношения между этими сословиями-классами должны складываться на основе взаимного уважения и общности интересов, которая проявляется в служении идее. Все три сословия, каждое по-своему, служат идее справедливости. Они свободны, равны и счастливы. Свободны потому, что внутренне осознали необходимость своего положения. Равны потому, что каждый человек идеального государства занимает именно то место в обществе, для которого он рожден, и именно в рамках своего положения обладает всеми возможностями, а значит — равен. Чтобы высший класс не злоупотреблял властью, считал Платон, надо лишить его частной собственности, которая развращает людей, к управлению же обществом необходимо допускать людей высокообразованных, талантливых, достигших пятидесятилетнего возраста. Таким образом, Платон создал первую в мире теорию стратификации. Его идеи об устройстве государства (общества) интересны и удивительны, хотя и разработаны на основе этического рационализма. Вместе с тем нет нужды доказывать, что этический рационализм вообще (и платоновский в частности) равнозначен утопизму и без определенного насилия над человеком осуществлен быть не может.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был одним из первых критиков платоновской модели идеального государства. Для него государство не представлялось каким-либо воплощением мечты или прекрасного. Он исходил из того, что человек — «существо политическое» (общественное), стремящееся к общению, а потому государство ему необходимо как естественное состояние, как воздух. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».

В отличие от Платона, Аристотель делает попытку определить роль закона в государстве, объективно связывая это понятие с понятием справедливости. Равенство перед законом принесет большую пользу гражданам. «Там, где отсутствует власть закона, гам нет и государственного устройства».

По Аристотелю, для построения государства идеального типа не требуется революционного свержения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политики и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Надо идти по пути улучшения государственного строя, а не устанавливать его изначально. Это делать легче

Томас Гоббс (1588-1679), известный как автор теории общественного договора, в своих социальных воззрениях, по существу, положил начало учению о гражданском обществе. Гражданское общество, согласно его взглядам, — это высший этап социальности. Оно должно основываться не наличном понимании собственной выгоды, а на законах, признаваемых всеми. У гражданского общества, по Гоббсу, возможны три формы правления: демократия, аристократия и монархия. В гражданском обществе в результате общественного договора должна прекратиться «война всех против всех». Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку и защиту

Так,Никколо Макиавелли (1469-1527), обратившись к идеям Платона и Аристотеля, пытался на их основе создать собственную теорию общества и государства. В своем главном произведении «Государь» он впервые в исследовании общества и государства делает акцент не на их структуре, функциях и закономерностях (как это принято в современном обществознании), а на поведении политического лидера и его роли в судьбе страны. Вопрос, поставленный так остро почти пять веков назад, не только не потерял своей актуальности, а напротив, приобрел исключительно важное значение в наше время.

В основе учения Канта о праве и государстве лежит постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.

Главную цель учения о государстве и праве Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окружающего его бесправия. Он считает, что необходимо возвысить право над государством. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Здесь, как мы видим, Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он обосновывает и раскрывает сущность идеи правовой государственности в целях охраны индивидуальных прав личности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положение о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Притом эти права служат как бы критерием легитимности всех юридических актов, вытекающих из воли законодателя. Обоснование своих положений Кант строит на двух категорических (безусловных) императивах (веления или запреты).



2018-07-06 2107 Обсуждений (0)
Развитие представлений о формах государственного устройства. Платон — Аристотель — Гоббс — Макиавелли — Кант. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Развитие представлений о формах государственного устройства. Платон — Аристотель — Гоббс — Макиавелли — Кант.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2107)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)