Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государства везде были раннеклассовые.



2018-07-06 418 Обсуждений (0)
Государства везде были раннеклассовые. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дисциплина «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

1. Назовите предмет теории государства и права.

Предмет ТГП – это наиболее общ. закономер-ти, возник-я, стан-я, функцион-я и развит. гос-ва и права гос-но-правов. яв-й. В кач-ве предмета ТГП можно назвать след.: 1)наиболее общ. закономер-ти возник., развит. и функц. гос-ва и права: 2)система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юр. науки (право, источ-ки права, норма права, правоотн-е, субъект права, юр. факт, правонаруш-е,

юр.я ответст., правов. сред-ва).

2. Определите место и роль теории государства и права в системе общественных и юридических

наук.

1)В сист. общ-ных наук ТГП тесно взаимосв-на с: а)философ. – наукой о мире и его закономер-ях. ТГП смотрит на проблемы более узко, изучает законом-ти развития и функц-е гос-ва и права, но в контексте мир-го развития; б)эконом-й – наукой, изуч-й производ-е отнош-я и эконом. законы. ТГП рассматр. все гос.-прав. яв-я в органич-й связи с эконом. услов-ми жизни людей, раскрыв. их актив. воздейст. на экономику; в)политологией – наукой, изуч. политику и полит. системы соврем-го мира. ТГП рассматр. полит-е сист. общ-ва с точки зрения места в них гос-ва; г)социологией – наукой, изуч. все проблемы общ-ва в целом. ТГП рассматр. все соц. яв-я в более узк. ракурсе. Месте ТГП в системе юр. наук опред-ся прежде всего, её особен-ми и характер-ми чертами: 1)ТГП вводн. учеб. дисцип-на, которая дает исход. полож-я юрид-ой науки;2)ТГП фундамент. наука, в составе юр. науки она относ. к 1 блоку знаний; 3)ТГП обобщ. наука, берет общ. вопросы всех отраслев. наук; 4)ТГП методолог. наука, она разраб-ет полож-я, которые использ-ся др. юр. науками. Юр. науки, связан. с ТГП можно раздел. на 3 группы: 1)истор.-теорет-е науки (история гос-ва и права); 2)отрасл. науки (констит. право, ГП, ТП, АП, УП, ЭП, ГПП, УПП); 3)приклад. науки (кримин-ка, суд. мед.).

3. Назовите методологию теории государства и права.

Метод-я ТГП – совокуп. теорет. основ, принц. и методов исслед-я, использ-ых данной наукой при изуч-и гос-ва и права.Элементы: 1)теорет. основа; 2)принципы познания – исход., основополаг. идеи, полож-я, руковод. начала, лежащие в основе той или иной науки, способствующ. исслед-ю опред-го предмета: а)принцип объектив-ти – означает, что в процессе познания гос.-прав. действит-ти следует подход. к ней с позиции её оценки как реальности, существующ. в действит-ти, не искажая её сути; б)принцип всесторон-ти – исслед-е гос.-правов. яв-й с различ. позиций, в их взаимосвязи с др. сторонами общ-й жизни (эконом., политикой); в)принцип историзма познания – рассмот-е гос-ых и правов. явлений в развитии, в их истор-ой взаимосвязи;

г)принцип плюрализма – использ-е выводов различ. философ. школ, концепций.

4. Каковы причины и закономерности возникновения государства и права.

1)неолит. революц. - переход человеч-ва от присваивающ. экономики к экономике производ., от охоты, рыбол. и собират-ва к устойч. формам скотовод-ва и землед.; 2)Переход к производ. экономике сопровож-ся круп. общ-ми раздел-ями труда, которые пришли на смену естест. раздел-ю труда господствовавшего в период присваивающ. экономики;3)С появл-ем избыт-го продукта появ-ся имущ-ное и соц-е расслое-е людей. Выдел-ся семьи, в руках котор. сосредотач-ся материал. блага, богат-ва. Появл-ся богатые и знат. люди. Наряду с ними появ-ся и др. слои, сословия, касты. Наряду с появл-ем различ. соц. групп, сословий, каст появ-ся классы. 1 класс были рабы; 4)На поздн. этапах перехода к производ. экономике на смену родоплемен. организ-и приходит промежут-я организ-я, которую принято назыв. протогос-вом. Во многом сохран-ся черты родоплемен. организ-и, поскольку здесь сущ-ет старейшины, вожди и др. долж. лица, характер-е для родоплем-ой организ-и. Вместе с тем в период протогос-тва происход. усил-е власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает быть выборной и начин. передав-ся по наслед-ву. В период протогос-ва постепенно склад-ся управленч. аппарат (состоит из людей осущ-их управ-е различ-ми сферами общ. жизни). 2 пути возник-я гос-ва: 1)Восточ. (азиат.) – яв. универсал., поскольку по этому пути возникали и развив. не только гос-ва Азии, но также гос-ва Африки и Америки. Для него характер. то, что гос-во сформир-сь на основе сложив-ся в услов-х первобыт. общ-ва аппарата управ-я. 2)Запад. (европ.) — данн. путь рассматр-ся как уникал. Для него характ. то, что основ. государствообраз. фактором было раздел-е общ-ва на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие

Средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые

государства везде были раннеклассовые.

5. Что такое социальная власть и нормативное регулирование в догосударственном обществе.

Социальная власть – это одна из форм управления социальными прогрессами, при которой

согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому

управляющему началу.

Нормативное регулирование в первобытном обществе.

Систему социального регулирования можно представить как 2 группы средств:

1)ненормативные (побуждение) – убеждение в выгодности такого поведения;

2)нормативные (принуждение) – насилие в форме санкций.

Регулятором в первобытном обществе выступали мононормы – единые, нерасчлененные

специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.

Мононормы носили универсальный характер, то есть подходили на все случаи жизни. Складывались

они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов.

Можно выделить 2 группы:

1)нормы-запреты (табу) – обеспечивались страхом перед божественной карой;

2)нормы-ожидания – формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали

строгих санкций.

6. Обоснуйте теории происхождения государства.

1) теологическая (божественная) – наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных

религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог,

то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем

является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274 г.г.);

2) патриархальная теория государства, выдвинутая ещё Аристотелем, видит в государстве

разросшуюся семью, также опекающую своих поданных, как отец – своих детей. Государственная

власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской

власти, то есть власть монарха, государя для народа – это как власть отца в семье;

3) договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая

в Древней Греции (софисты, Эпикур – V-IV в.в. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период

кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Её представители

(Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье), рассматривали государство и право как продукт

человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из «естественного»

(догосударственного) состояния объединились в государство на определенных условиях,

оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре.

4) органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.

а) Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со

способностью и сторонами человеческой души.

б) Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий

организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства.

в) Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из

отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

5) теория насилия. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды,

завоеваниях одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права.

Побежденное племя превращается в рабов, а победитель – в господствующий класс, появляется

частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления

побежденными, который превращается в государство.

6) психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или

иным свойствам психики людей.

7) материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде

всего в силу экономических причин:

а) общественного разделения труда;

б) появление частной собственности;

в) затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

7. Назовите понятие и признаки государства.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти общества, обладающая аппаратами управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, защищающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа.

Основные признаки государства:

1) Государство – это особая организация публичной власти общества. Выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения.

2) Государство – это организация власти, имеющая свою территорию. Территория – это сухопутное, водное, воздушное пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство "привязано" к территории, определенной государственными границами.

3) Государство – это организация власти, обладающая суверенитетом. Суверенитет – это свойство государственной власти, состоящее в её независимости от иной другой власти как внутри границ государства, так и за пределами

4) Государство – это организация публичной власти, располагающая аппаратами управления и принуждения. Аппараты управления и принуждения состоят из специальных органов, занимающихся соответственно управлением и принуждением в обществе

5) Государство – это организация власти, взимающая налоги. Взимание налогов осуществляется для содержания государственного аппарата и проведения различных социальных программ

6) Государство – это организация власти, издающая законы. В законах, издаваемых компетентными органами, выражена воля государства, обязательная для всех субъектов права.

8. В чем заключается социальная сущность государства.

Сущность государства – это самое главное и устойчивое свойство государства, раскрывающее его назначение в обществе. Сущность государства заключается в защите чьих-либо интересов и определяется тем, кому принадлежит политическая власть. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

Основные подходы к определению сущности государства:

1) Классовый подход – государство защищает интересы экономически господствующего класса, социальных групп, стоящих у власти. Экономическое господство обеспечивает и политическое господство

2) Общесоциальный подход – государство защищает интересы всего общества, обеспечивает компромисс различных классов и социальных групп

3) Дуалистический подход к сущности государства пытается соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, составляющая сущность государства, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Сущность государства в данном случае зарождается как аппарат классового насилия, но по мере своего развития стремится к достижению социального блага и выражению воли всех социальных групп и всего общества в целом

9. В чем заключается типология государств.

Типология государства – это научная классификация государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев

йСтроится типология в основном с позиции двух подходов:

1) Формационного;

2) Цивилизационного;

Формационный подход (представители Ленин, Маркс, Энгельс). В основе лежит общественно-экономическая формация ( рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая):

1)Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

2)Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.

3)Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

4)Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Слабые стороны формационной типологии:

1. Использование только экономических факторов развития государства и смены их типов, не обращая внимания на иные.

2. Не укладываются переходные государства, т.е. государства капиталистической и социалистической ориентации)

Цивилизационный подход ( Вебер, Тойнби, Зингер) Тойнби – 21 цивилизацию выделил по принадлежности к религии. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) Древние государства – локальные ( древнеегипетская, шумерская, эгейская);

2) Средневековые государства (особенные) – ( индийская, китайская, заподноевропейская, православная);

3) Современные государства

Достоинством цивилизационного подхода к типологии государства является то, что он при классификации государств учитывает не только социально-экономические факторы развития общества, но и культурные, нравственные, национальные и др. факторы. К недостаткам можно отнести то, что он, во-первых, недостаточно разработан, о чём свидетельствует неопределенность понятия цивилизации и множество критериев их классификации, во-вторых, он не отвечает на сущностный вопрос в государстве – кому принадлежит политическая власть. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

10. Раскройте понятие и проведите классификацию функций государства.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Классификация функций государства:

По сфере деятельности:

а) внутренние (в пределах государственной границы);

б) внешние (за пределами государственной границы).

По продолжительности:

а) постоянные;

б) временные.

По сущности :

1 классовые

2. общесоциальные

4.По разделению властей (законодательные, представительные, судебные)

1. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество:

1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

2)Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью

3) Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях.

4)Социальная функция. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

5)Функция развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе.

2. Внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга:

1)обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов.

2)Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий

3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

4) Интеграции в мировую экономику

11. Назовите организационно-правовые основы реализации функций государства.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти.

Распространено деление этих форм:

1) на правотворческую деятельность;

2) исполнительную (управленческую) деятельность;

3) судебную деятельность.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

1) направотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

2) правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

1) на организационно-регламентирующие ( оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

2) организационно-хозяйственные (оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

3)организационно-идеологические (повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

12. Охарактеризуйте функции современного российского государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Выделяются внешние и внутренние функции.

1) Внутренние функции.

а) Экономическая функция. Экономическим фундаментом отечественной государственности должны быть многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности. Экономическая функция реализуется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности государства: 1) установление форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечение надёжной охраны и защиты всех существующих форм собственности. При многоукладной экономике государство обычно регулирует экономические процессы путём: установления государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределения квот на сырьё, импорт; установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в инвестирование; государственных субсидий и налогов.

б) Социальная функция: обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты” (ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ).

в) функция по налогообложению и взиманию налогов. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Научные принципы налоговой системы (по А. Смиту): 1) Налоги не должны быть чрезмерно обременительны; 2) Они должны быть понятны налогоплательщикам; 3) Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему; 4) Налоги должны быть справедливыми.

г) функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В Конституции РФ говорится, что Россия – правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, то есть всесторонне гарантированными и защищёнными.

д) Охрана природы и окружающей среды. Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к здоровью человека. Поэтому конституционной является обязанность государства обеспечивать условия оздоровления природы. Обеспечение научно-технического прогресса. Это – сбережение приобретённого, материальное стимулирование науки и учёных, направление в науку молодёжи. Создание благоприятных условий для деятельности научных коллективов.

2) Внешние функции.

а) Торгово-экономические связи – налаживание таковых, продвижение российских товаров в другие страны, контроль за вывозом из страны стратегически важных ресурсов, товаров, технологий.

б) Миротворческая функция – участие в международных миротворческих акциях, недопущения распространения военных и двойных технологий.

в) Функция обороны – одним из важных аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности РФ.

13. Что такое форма государства, раскройте понятие и назовите элементы.

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства включает в себя:

1) форму правления; 2) форму государственного устройства; 3) политический (государственный) режим.


Форма государственного правленияпорядок образования и организации высших органов власти в государстве.
1) Монархия— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им):
а) Абсолютная монархия (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют.
б) Конституционная (ограниченная) монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом. Она бывает двух видов: дуалистическая и парламентская.
Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками: * монарх выполняет функции реального главы государства; * наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); * некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом); * члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом.
Парламентская монархия - власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами.
Республика- это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.
Признаки республики: 1) Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент); 2) Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями); 3) Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства; 4) Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.
Виды республик: 1) Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. 2) Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действует с согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. 3) Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними.
Форма государственного устройствапорядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом.
По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: 1) унитарное, 2) федеративное, 3) конфедеративное.
Под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические и авторитарные.

 

14. Что такое форма правления, раскройте понятие и назовите виды.
Форма государственного правленияпорядок образования и организации высших органов власти в государстве.
1) Монархия— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им):
а) Абсолютная монархия (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют.
б) Конституционная (ограниченная) монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом. Она бывает двух видов: дуалистическая и парламентская.
Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками: * монарх выполняет функции реального главы государства; * наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство); * некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом); * члены правительства назначаются монархом и правительство несет ответственность лично перед монархом.
Парламентская монархия - власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами.
Республика- это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.
Признаки республики: 1) Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент); 2) Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями); 3) Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства; 4) Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.
Виды республик: 1) Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. 2) Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действует с согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. 3) Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними.
15. Охарактеризуйте форму государственного устройства, назовите понятие и ви



2018-07-06 418 Обсуждений (0)
Государства везде были раннеклассовые. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государства везде были раннеклассовые.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)