Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основания классификации государственных органов



2018-07-06 1329 Обсуждений (0)
Основания классификации государственных органов 0.00 из 5.00 0 оценок




1)По принципу разделения властей(горизонтальное разделение властей):

а) законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);

б) исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

в) судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2)По принципу федерализма(вертикальное разделение властей):

а) федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

б) органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации.

3)По порядку формирования:

а) выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

б) назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4)По способу принятия решений:

а) коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

б) единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5)По месту в системе государственных органов:

а) вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

б) нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

6)По территориальному масштабу деятельности:

а) центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

б) территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

7)По характеру компетенции:

а) органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

б) органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).

8)По времени функционирования:

а) постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)

б) временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

23. Назовите место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества– это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть. Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1)Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

2)Является единственным носителем суверенитета;

3)Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

4)Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

5)Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта).

Роль государства в политической системе:

1)Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

2)Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

3)Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

24. Раскройте сущность влияния государства и права на экономику.

Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

Государство и право - это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования.

Право - это не нечто внешнее для экономики. Право - естественный регулятор экономических отношений. Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме.

Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой - уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики. Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны. Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики. В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны.

25. Раскройте сущность понятия и признаков правового государства.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).
2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие не правового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.
5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).
26. Назовите принципы правового государства.

Принципы правового государства:

1) Народный суверенитет. Означает, что источником всей той власти, которой располагает государство, является народ

2) Верховенство закона. Означает иерархическое главенство законов в системе нормативных правовых актов, а также необходимость осуществления деятельности всех субъектов права на основе законов

3) Разделение властей. Этот принцип означает осуществление государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную, судебную; создание системы сдержек и противовесов между ветвями власти, что обеспечивает законность деятельности высших органов государства

4) Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип означает реальную возможность осуществления прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в законе

5) Взаимная ответственность государства и личности. Данный принцип означает, что государство и личность во взаимоотношениях выступают равными субъектами, обладают взаимными правами и обязанностями, а в случае их нарушения несут юридическую ответственность

6) Высшей ценностью является человек, его права и свободы. Означает приоритет прав, свобод и законных интересов личности над интересами государства.

27. Охарактеризуйте понятие, признаки и структуру гражданского общества.
Гражданское общество– это независимое от государства, но взаимодействующее с ним общество, в котором гражданам и их объединениям гарантируется свободный выбор отношений, обеспечивающих реализацию их экономических, политических, правовых, духовных и иных интересов

Признаки гражданского общества:

1) Гражданское общество – это независимое от государства общество. Институты гражданского общества не входят в систему государственных институтов, осуществляют свою деятельность самостоятельно, без вмешательства властных структур, в пределах, допустимых законом

2) Гражданское общество – это общество, взаимодействующее с государством. Взаимодействие проявляется в том, что институты гражданского общества участвуют в формировании государственного аппарата, защите прав человека

3) Гражданское общество – это общество, в котором гражданам и их объединениям гарантируется свободный выбор отношений. Граждане и их объединения свободны в выборе правовых, экономических, политических и иных отношений, гарантированных законом

4) Гражданское общество – это общество, в котором граждане и их объединения свободно реализуют свои интересы. В гражданском обществе гражданами их объединениям обеспечивается возможность реализации экономических, политических, правовых, духовно-культурных и иных интересов

Структура гражданского общества:

1) Экономические элементы – это совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ

2) Политические элементы – это совокупность институтов непосредственной демократии (выборы, референдум, сходы, собрания), институтов представительной демократии (выборные органы и должностные лица), а также политические партии

3) Социальные элементы – это общности людей (семья, социальные группы, слои, классы, конфессии,

общественные объединения) и складывающиеся между ними отношения

4) Духовно-культурные элементы – это различные духовно-культурные блага

(произведения искусства, литературы, живописи, кино и др.), учреждения культуры, образования, науки, а также отношения, складывающиеся в данной сфере

5) Информационные элементы – это институты информационной деятельности в обществе (учреждения, организации, предприятия, граждане), осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.

28. Что такое гражданское общество как условие формирования правового государства.

Гражданское общество - это самостоятельные и независимые от государства области жизни человека, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов.

Это сферы абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом, реализующих частные интересы и осуществляющих индивидуальный выбор.

Существует несколько определений правового государства, но в любом случае это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Функционирование гражданского общества подразумевает наличие ряда основных характеристик:

1) политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации);

2) добровольность участия граждан в общественной жизни и общественная активность;

3) справедливые законы, отстаивающие права человека;

4) развитое местное самоуправление.

Экономической основой гражданского общества является частная собственность, выступающая главной материальной гарантией личной свободы и человеческой самодеятельности.

Для того, чтобы граждане обладали достаточной независимостью от государства, необходимо создание в обществе прослойки - среднего класса. Наличие этого слоя не дает образовываться в обществе глубокой пропасти между сверхбогатыми и сверхбедными.

Индивид в гражданском обществе не только обладает свободой, но и несет перед обществом правовую и моральную ответственность за свои действия. Граждане имеют право на информацию о том, что происходит в обществе и как оно управляется, обладают высоким уровнем образования, терпимы к другим мнениям и взглядам.

Гражданское общество составляет основу государства, поскольку охватывает всю народную массу, и государство должно быть подконтрольно ему.

Правовое государство и гражданское общество не противостоят друг другу, а зачастую имеют пересекающиеся интересы и сферы. Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превратиться из слуги народа в его хозяина и господина.

Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может.

29. Охарактеризуйте право в системе социальных норм.

Социальная норма— установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы, с которыми взаимодействует право Проявления взаимодействия
Мораль Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
Обычаи Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
Религия В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественных организаций По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

 

30. Охарактеризуйте сущность права и его социальную ценность.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей

Социальная ценность права выражается в следующем.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека.



2018-07-06 1329 Обсуждений (0)
Основания классификации государственных органов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основания классификации государственных органов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)