Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа 2. Определение структурного состава почвы по методу



2018-07-06 436 Обсуждений (0)
Работа 2. Определение структурного состава почвы по методу 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

"Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт"

Факультет аграрных технологий

Кафедра Земледелия и растениеводства

ОТЧЕТ

По практике по получению первичных профессиональных умений и навыков,

В том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской

Деятельности

Исполнитель: группа АЛ-17-1

Кишкина Ксения Владимировна

Руководитель: доцент, канд.с.-х.н

Чуманова Наталья Николаевна

Кемерово 2018

Работа 1. Определение влажности почвы весовым методом

Роль воды в жизни растений огромна и многообразна. Прежде всего она необходима для фотосинтеза, но еще больше необходимо влаги для полного набухания и прорастания семян (для семян сахарной свеклы - 120% их массы). Однако доля воды,идущей на образование органического вещества,невелика и составляет менее 1% количества влаги, потребляемой растениями. Вместе, с водой в растения поступают из почвы, растворенные в ней элементы питания: азот, фосфор, калий, сера и др. Но и для этой важнейшей функции (усвоение зольных элементов)необходима небольшая часть воды, составляющая примерно 9% потребленного количества. Вся остальная (часть) масса воды (90%) испаряетсяс поверхности растений для охлаждения тканей и поддержания тепловых условий, необходимых для жизни растений. Этот процесс называется транспирацией,а количество воды, расходуемой растениями на создание единицы сухого органического вещества урожая, транспирационным коэффициентом.Величина транспирационного коэффициента у разных культур неодинакова. Наиболее экономно расходуют воду на образование сухого органического вещества просо, сорго, кукуруза. Средняя величина транспирационного коэффициента у этой группы растений равна 200-300. Наибольшее количество воды используют такие растения, как рис, хлопчатник, бахчевые и особенно многолетние травы. Общее количество воды, расходуемое сельскохозяйственными растениями за период вегетации, составляет 2...4 тыс. т и более на 1 га.

Химически связанная- не принимает непосредственного участия в физических процессах, входит в состав минералов почвы, растениям недоступна;

прочносвязанная(или сорбированная) - образует вокруг почвенных частиц тончайшую пленку в 2 - 3 слоя молекул воды и удерживается с большой силой, растением недоступна;

капиллярная- заполняет тончайшие почвенные поры и передвигается под действием менисковых сил в разных направлениях, основной вид доступной воды для растений;

гравитационная- заполняет некапиллярные (воздушные) промежутки в период интенсивного снеготаяния, ливневых дождей или обильного полива и свободно передвигается в почве под воздействием сил тяжести, растением доступна в период нахождения в корнеобитаемом слое почвы.

Влажностью почвыназывают количество содержащейся в ней воды, выраженное в процентах к массе абсолютно сухой почвы. Влажность почвы зависит от многих факторов: количества осадков, фильтрации почвы, температуры воздуха, интенсивности потребления растениями.

Наиболее распространённым методом определения влажности почвы является весовой метод.

Цель работы- определить влажность почвы на опытном участке. Оборудование - игольчатый бур, почвенный нож, сушильный шкаф, весы, бюксы, щипцы, эксикатор с СаС12.

Ход работы

1. Для определения влажности почвы пробу в поле (на участке) берут игольчатым буром (рис. 2). Глубина погружения контролируется по рискам на внешней стороне бура.

2. Отбор проб осуществляется через каждые 10 см, в 3 - 6 кратной повторности.

3. Перед выходом в поле взвешивают и нумеруют бюксы, в которые и переносят почву с определенной глубины и быстро закрывают крышками.

4. Бур погружают в почву на заданную глубину, 1-2 раза поворачивают за рукоятку по часовой стрелке. При помощи почвенного ножа удаляют излишки почв с иглы бура.

5.Бюксы с почвой взвешивают с точностью до 0,01 г, и с открытыми крышками помещают в сушильный шкаф.

6. Время сушки 6-8 часов, при температуре 105° С. Высушивание проводят до постоянной массы. Песчаную и супесчаную почву сушат при температуре 130 -150° С.

 

Рис. 2 - Игольчатый бур

7. Высушенные бюксы охлаждают в эксикаторе с СаСl2 (с закрытыми крышками) и взвешивают. Затем проводят контрольную сушку в течении 1-2 часов, снова охлаждают и взвешивают. Если расхождения по массе между первым и вторым взвешиванием нет, высушивание прекращают и данные используют для расчёта по формуле:

где: В0 - влажность почвы, %;

а - масса испарившейся воды, г;

в - масса абсолютно сухой почвы, г.

 

Результаты анализа записывают в таблицу по форме (табл. 2). Делаем выводы по работе. Данные по влажности почвы используют для определение запасов влаги в почве.

где: Q - запасы влаги в почве, мм/га;

В - влажность почвы, %;

h - слой почвы, см;

d - плотность почвы, г/см3.

Таблица 2 - Определение влажности почвы

 

Тип почвы Слой почвы, см Номер бюкса Масса пустого бюкса, г Масса бюкса с почвой до сушки, г Масса бюкса с почвой после сушки, г Масса испарившейся влаги, г Масса абс. сухой почвы, г Влажность, %
  0-10 10-20 30-40 40-50 и т.д.              

 

Работа 2. Определение структурного состава почвы по методу

Н.И. Саввинова

Частицы твёрдой фазы почвы находятся или в разобщённом виде или склеенными в агрегаты. Способность почвы распадаться на агрегаты различной величины называется структурностью, а образовавшиеся агрегаты — структурой.

Под водопрочностью структуры понимают устойчивость агрегатов к разрушающему действию воды. При обработке структурной почвы требуется меньше тяговых условий, а качество обработки более высокое. Прочная структура препятствует воздействию на почву водной и ветровой эрозии, уплотнению её почвообрабатывающими и уборочными машинами.

Цель работы- определить структурный состав почвенного образца. Оборудование: колонка сит для сухого рассева, пестик, пинцеты, весы, лопатка, почвенный образец.

Ход работы

1. Образцы почвы массой 0,5 - 1,5 кг отбирают лопатой, не нарушая её первоначального строения, раскладывают на лист бумаги и высушивают до воздушно - сухого состояния.

2. Крупные комки и глыбы разделяют пестиком с резиновым наконечником во время сушки на более мелкие.

3. Пинцетом удаляют включения и новообразования из образца почвы.

4. Воздушно - сухую пробу массой 500 г взвешивают на технических весах и переносят на колонку сит с диаметром отверстий 10; 7; 5; 3; 2; 1; 0,5; 0,25 (рис. 1). Верхнее сито закрывают крышкой, на нижнее сито надевают поддон.

5. Ручное просеивание проводят без резких встряхиваний в течение 2-3 мин (при наличии автоматического встряхивания рассев проводят 1 мин).

6. Оставшиеся на каждом сите агрегате взвешивают с точностью до 0,1 г и рассчитывают их процентное содержание к массе почвы (500 г), взятой для просеивания. Фракцию меньше 0,25 мм вычисляют по разности между общей массой пробы и массовой фракции крупнее 0,25 мм.

7. Определяем удельную массу макроструктуры по формуле:

С =M/m+l

где: С - удельная масса макроструктуры;

М - суммарная масса всех фракций от 0,25 до 10 мм, г;

m - масса фракции меньше 0,25 мм, г;

l - масса фракции 10 мм, г.

8. Делаем выводы по структурному составу почвенного образца и предлагаем
мероприятия по её улучшению (табл. 1).

Рис. 1 - Колонка почвенных сит

 

Таблица 1 - Оценка структурного состояния почвы

 

Оценка структурного состояния почвы Содержание агрегатов 0,25-10 мм в % к массе почвы
воздушно - сухих водопрочных
Отличное более 80 более 70
Хорошее 80-60 70-55
Удовлетворительное 60-40 55-40
Неудовлетворительное 40-20 40-20
Плохое Менее 20 Менее 20

 

 



2018-07-06 436 Обсуждений (0)
Работа 2. Определение структурного состава почвы по методу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа 2. Определение структурного состава почвы по методу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)