Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды субъектов РФ и их правовой статус. Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами в РФ и иных федерациях.



2018-07-06 1493 Обсуждений (0)
Виды субъектов РФ и их правовой статус. Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами в РФ и иных федерациях. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вето Президента и Совета Федерации РФ: общее и особенное.

Ве́то — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

ВЕТОПРЕЗИДЕНТАРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ -закреплённое в Конституции РФ право Президента РФ , отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но невступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить

Закон, принятый Федеральным Собранием.

После вето президента закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Далее для преодоления вето Президента РФ необходимо, чтобы за закон в ранее принятой редакции проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подписать закон в недельный срок. Конституция Российской Федерации, ст. 107

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Таким образом, общим в праве вето Президента РФ и Совета Федерации РФ является:

Законопроекты, принятые и одобренные Государственной Думой РФ рассматриваются Советом Федерации и Президентом, которые могут наложить на них вето.

Право вето преодолимо, то есть не является абсолютным, что является общим.

Вето Президента РФ и вето СФ РФ – являются элементами законотворческого процесса.

Данные органы гос.власти не могут воспользоваться правом вето, по истечении 14 дней с момента поступления ФЗ им на одобрение.

Однако процедура преодоления вето данных гос.органов органов различна. Если для преодоления вето Президента РФ необходимо чтобы за закон в ранее принятой редакции проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подписать закон в недельный срок, то для преодоления вето Совета Федерации необходимо, чтобы депутаты ГД повторно проголосовали за данный закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство — не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 107

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Виды субъектов РФ и их правовой статус. Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами в РФ и иных федерациях.


C 18 марта 2014 года в РФ 85 субъектов Федерации. Добавились Республика Крым и город Севастополь.

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения (3), автономная область (Еврейская) и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

 

Под компетенцией государства понимается круг предметов ведения и полномочий, благодаря которым реализуется государственный суверенитет. В федеративном государстве участие в реализации государственного cуверенитета принимают и субъекты федерации. Поэтому проблемы компетенции в федеративных государствах осложняются, порождая много споров, противоречий. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами - центральная проблема любой федерации. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:

· исключительной компетенции федеральных органов власти;

· совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;

· исключительной компетенции субъектов федерации.

Российская Федерация также следует по этому пути (хотя термин "исключительная компетенция" в ней не употребляется): ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации (Н: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;); ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов (Н: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами); а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.



2018-07-06 1493 Обсуждений (0)
Виды субъектов РФ и их правовой статус. Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами в РФ и иных федерациях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды субъектов РФ и их правовой статус. Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами в РФ и иных федерациях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)