Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и природа судебной власти. Основы построения судебной системы в РФ.



2018-07-06 2341 Обсуждений (0)
Понятие и природа судебной власти. Основы построения судебной системы в РФ. 4.67 из 5.00 3 оценки




Судебную власть можно определить как эле­мент конституционного строя России, самостоятельный вид государ­ственной власти РФ, охватывающий специальную систему органов, задача которых — осуществляемое от имени государства правосудие, т. е. оценка различных действий, актов, бездействия на предмет их соответствия закону, отраженная в судебном решении, принимаемом по определенной форме судопроизводства и являющемся общеобяза­тельным.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

В конституционно-правовой природе и сущности судебной вла­сти заложено то, что:

 

1. Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной вла­сти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.

2. Судебная власть целенаправленно выполняет задачи защиты за­конных интересов граждан, организаций, общества и государства, в том числе и в особенности от противоправных действий. Конечно, такие задачи стоят перед всеми субъектами права, но именно для суда они являются предопределяющими в его природе и назначении.

3. Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие, какими бы экстренными ни были обстоя­тельства; нельзя оправдывать подмену судебной власти и благород­ными мотивами. Судебную власть осуществляют специальные госу­дарственные органы.

4. Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законы, указы и т. д., нормативное регулирова­ние общественных отношений как специальная функция не ее пред­назначение, хотя решения определенных, прежде всего высших, су­дов могут иметь нормоустанавливающее значение в том смысле, что они отражают позиции судов, становящиеся обязательными для тех, кто вступает в соответствующие отношения.

Судебная власть не впра­ве также выполнять и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причины их зарож­дения и принятия, это не ее задача, она воспринимает документ та­ким, каким он представлен суду для оценки. Рассматривая уголовные дела, судебная власть не подменяет органы, которые выполняли близкие задачи — дознание, следствие.

5. Из сказанного следует еще одно проявление назначения судеб­ной власти — она занимает свое место в системе сдержек и противо­весов в отношениях между властями в государстве. При этом надо иметь в виду, что судебная власть многогранна. Рассматривая уголов­ные дела, разрешая имущественные споры и т. п., суды реализуют од­ну часть своих задач, когда о сдерживающих факторах в отношении других властей можно говорить лишь в плане обязательности судеб­ного решения. Но вот когда суд разрешает споры между иными вла­стями либо оценивает их акты, тогда и проявляется роль судебной власти как элемента системы сдержек и противовесов.

6. В конституционно-правовой природе и сущности судебной вла­сти заложено и то, что базой ее решений являются конституция и за­коны государства. Если совершено преступление, если стороны приходят в суд со своим спо­ром, все ждут не просто мнения суда, а его решения, основанного на нормах права. Конституция укрепляет авторитет суда не только тем, что он, суд, действует от имени государства, но также и тем, что его решения есть интерпретация закона для конкретной ситуации. Отсю­да вытекает и такое требование, как обязательность судебного реше­ния не только для участников соответствующего процесса, но и для иных субъектов права.

7. Особенностью конституционно-правовой природы судебной власти является и то, что она осуществляется в рамках определенных форм судопроизводства и процессуальных правил.

8. Судебная власть осуществляется преимущественно на профес­сиональной основе. Судьи — специальные государственные служа­щие, получившие необходимое юридическое образование, достигшие определенного возраста и доказавшие свою профессиональную и жизненную подготовленность для данного вида работы. Судейство является основным видом их трудовой деятельности. В осуществле­нии судебной власти могут участвовать и специально не подготовлен­ные граждане — в виде заседателей; их участие сочетается с работой судей-профессионалов, помогающих этим лицам в формулировании и выражении позиции данных лиц при оценке соответствующих об­стоятельств.

Основа построения судебной системы — Конституция РФ. Су­дебная система РФ устанавливается Конституцией (ст. 118, 125—127) и Законом о судебной системе (ст. 4). Она строится в со­ответствии с национально-государственным и административ­но-территориальным делением страны.

Согласно ст. 71 Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, нахо­дятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не преду­смотренные Законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их терри­тории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В судебную систему страны входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (выс­шие судебные инстанции) или федеральным законом (другие фе­деральные суды). Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда (ст. 17 Закона о судебной системе).



2018-07-06 2341 Обсуждений (0)
Понятие и природа судебной власти. Основы построения судебной системы в РФ. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Понятие и природа судебной власти. Основы построения судебной системы в РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)