Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



2018-07-06 391 Обсуждений (0)
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конвенция ООН "О правах ребенка" устанавливает, что "ребенок для полного и гармоничного развития его или ее личности должен расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания" [3, с. 1].

В Кодексе о браке и семье дается определение семьи как объединения лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.[4, ст.59].

Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей. Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет только охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье возможны меры вмешательства государства вплоть до лишения родительских прав или отобрания ребенка.

Конституцией Республики Беларусь установлено, что дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей [5, ст.32].

Необходимо различать понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" и "дети-сироты".

Согласно Кодексу о браке и семье Республики Беларусь (далее - КоБС), дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, в то время как детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, заболевания, при котором родители не могут выполнять родительские обязанности, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, оставления детей родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также детей, которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей [4, ст.116].

Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите [4, ст.85].

Органами, занимающимися выявлением таких несовершеннолетних и защищающим их права и интересы, являются:

-органы по труду, занятости и социальной защите;

-органы опеки и попечительства;

-органы внутренних дел;

-комиссии по делам несовершеннолетних, управления (комитеты) и отделы образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;

-иные государственные органы и организации, осуществляющие выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь [4, ст.117].

Органы опеки и попечительства обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью в течение одного месяца. Если по истечении месяца ребенка не удалось передать на воспитание в семью, то орган опеки попечительства направляет сведения о ребенке в Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь (далее - Национальный центр усыновления). Национальный центр усыновления вносит данные сведения на централизованный учет в республиканский банк данных об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, и организует его устройство на воспитание в семью. По словам директора Национального центра усыновления Н.С. Поспеловой, В Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, к началу 2013 г. содержались сведения опорядка 5 тысяч детей, проживающих в интернатных учреждениях [6].

Что касается самого ребенка, оставшегося без попечения родителей, то он может быть:

-усыновлен;

-передан под опеку (попечительство физического лица);

-помещён в воспитательное и иное учреждение;

-передан в приемную семью;

-устроен иным способом, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

В 1993 году с принятием Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" было положено начало процессу реформирования системы охраны детства. Этот закон явился основой для формирования новой государственной политики в отношении детей, которая отражает основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". Закон определил, что дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу со стороны государства, и положил начало процессу деинституциализации [7, ст.29].

Усыновление, являясь юридическим фактом, влечет за собой с одной стороны, установление правовой связи между усыновителем и усыновленным, а также между усыновленным и родственниками усыновителя, а с другой стороны, прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению [8, с.116].

Из чего следует, что усыновление, как юридический факт, является правообразующим и правопрекращающим.

Усыновлению подлежат дети, единственный или оба родителей которых: умерли; лишены родительских прав; дали согласие на усыновление ребенка; признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; неизвестны [4, ст.120].

В отношении усыновителей законом определён ряд ограничений, которые призваны обеспечить защиту ребёнка от ряда рисков при помещении в новую семью. Так, согласно ст.125 КоБС, усыновителем может стать дееспособное лицо любого пола, за исключением:

-лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

-лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть усыновителями;

-лиц, лишенных родительских прав;

-бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

-лиц, имеющих судимость за умышленные преступления;

-лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

-лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с ч.1 ст.85.1 КоБС;

-лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

-лиц, которые на момент усыновления не имеют необходимого дохода;

-супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным [4, ст.125].

Недопустимо также усыновление ребенка двумя лицами, не состоящими между собой в браке [4, ст.125], так как лица, не состоящие в браке, не являются семьей с точки зрения права, в то время как усыновление относится к семейной группе форм воспитания детей.

КоБС также предусматривает, что при усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. Один из супругов может усыновить ребенка без согласия второго, если тот признан безвестно отсутствующим на основании ст.38 Гражданского Кодекса Республики Беларусь [4, ст.131].

Усыновителями в отношении белорусских детей могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане. Гаагская Конвенция по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления закрепляет, что международное усыновление имеет место только после того, как были должным образом рассмотрены возможности помещения ребенка в пределах государства, и международное усыновление наиболее соответствует его интересам [9, ст.4].

Интересы ребенка, усыновляемого иностранными гражданами, необходимо особо учитывать, как подчеркивает Н.Ф. Синкевич, поскольку "усыновление, исходя из семейно-правового принципа приоритета прав детей, допускается, прежде всего, в интересах детей, а не потенциальных усыновителей" [10].

Особое место в правоприменительной практике усыновления занимает тема сохранения тайны усыновления.

КоБС в отношении тайны усыновления предписывает, что суд, вынесший решение об усыновлении ребенка, должностные лица, осуществившие регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка под страхом ответственности по законодательству Республики Беларусь [4, ст.136].

Семейное законодательство устанавливает, что для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, необходимо его согласие, которое выявляется органом опеки и попечительства, консульским учреждением Республики Беларусь или судом при вынесении судебного решения. Исключение могут составлять дети, уже проживающие и воспитывающиеся в семье усыновителей, и считающие их своими родителями [4, ст.130].

Также необходимо согласие обоих либо единственного родителя. Если родители ребенка - несовершеннолетние, не состоящие в браке и не обладающие полной дееспособностью лица, то необходимо получить помимо их согласия, еще и согласие их законных представителей [7, ст.127; 22, с.119].

Важно отметить, что согласие на усыновление ребёнка родители могут дать только после его рождения. КоБС устанавливает закрытый перечень случаев, когда согласие родителей не требуется. Согласно нему, для усыновления ребенка не требуется согласия родителей, если они неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, или признаны судом безвестно отсутствующими либо умершими [4, ст.128].

Ограниченная дееспособность родителя не является основанием для усыновления ребенка без согласия родителя, так как ограничивается только имущественной ответственностью [11, ст.30; 20, п.16].

При рассмотрении дел об усыновлении обязательно участие самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а по делам о международном усыновлении - также с участием Национального центра усыновления [12, п.4].

Ребенок считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту вынесения решения, а также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей либо в Национальный центр усыновления [4, ст.122].

Отмена усыновления производится районным (городским) судом, а в отношении международного усыновления - областным (Минским городским) судом, вынесшими решение об усыновлении ребенка. Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об его отмене [4, ст.137].

В качестве оснований к отмене усыновления определено:

-признание усыновителей недееспособными или ограниченно дееспособными;

-усыновители являются больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

-усыновители уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;

-усыновители злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с усыновленным ребенком;

-усыновители не могут выполнять родительские обязанности в связи с наличием заболевания, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

-усыновители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на усыновленного ребенка [4, ст.138].

Иск об отмене усыновления могут предъявлять родители ребенка, усыновители, органы опеки и попечительства и прокурор, а по делам о международном усыновлении - также Национальный центр усыновления, ребенок, достигший 14 лет (ст.139 КоБС), государственные органы и юридические лица (ч.1 п.1 ст.85 ГПК), а также профсоюзы (ст.86 ГПК) [12, п.23].

Правовые последствия отмены усыновления, определяемые в ст.140 КоБС, предусматривают обязанность бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребёнка [4, ст.140].

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей [4, ст.142; 14, п.2].

Опека устанавливается над малолетними (лица до 14 лет), а попечительство - над лицами в возрасте от 14 до 18 лет по решению органов опеки и попечительства по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного [4, ст.144].

Опека и попечительство над ребенком устанавливается в случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и они уклоняются от обязанностей по его воспитанию. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать в судебном порядке лишения родителей родительских прав [4, ст.148].

Законодательство устанавливает перечень лиц, которые не могут быть опекунами (попечителями):

-лица, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

-лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;

-лица, лишенные судом родительских прав;

-бывшие усыновители, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

-лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

-лица, имеющие судимость за умышленные преступления,

-лица, осаждавшиеся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

-лица, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с ч.1 ст.851 КоБС [4, ст.152].

При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также, если это возможно, желание подопечного. Родственные связи опекуна с подопечным учитываются, но не являются обязательными [13, с.13].

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно [4, ст.160].

КоБС предусматривает, что опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

В случае совершения сделок опекуном или попечителем с нарушением требований законодательства они признаются недействительными как не соответствующие требованиям закона в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь [4, ст.162].

Опекуны (попечители), согласно КоБС, вправе требовать возврата им подопечных от любых лиц, удерживающих их у себя без законных оснований [4, ст.159].

Таким образом, за последние двадцать лет, начиная с принятия Закона Республики Беларусь "О правах ребёнка", в стране предпринят ряд серьёзных и эффективных мер по созданию системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Включая различные государственные ведомства и учреждения, созданная система позволяет объединять и координировать их действия по защите прав и интересов детей. В случаях, когда проживание ребёнка в родной, биологической семье является для него опасным, усилия всех заинтересованных служб направлены на его устройство в замещающую семью: опекунскую, приёмную или семью усыновителей.

 



2018-07-06 391 Обсуждений (0)
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)