Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тренинг для учащихся старших классов на тему «Активное слушание»



2018-07-06 2259 Обсуждений (0)
Тренинг для учащихся старших классов на тему «Активное слушание» 4.67 из 5.00 3 оценки




Задачи:

· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

· овладение навыками эффективного слушания.

Для реализации задач используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.

Время проведения: 1 час (60 минут)

1. Разминка:первое упражнение «Пересядьте те, кто…»

Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга, раскрепоститься для дальнейшего участия в тренинге.

Инструкция: Все сидят в кругу, в центре один водящий. Лишний стул убирается, а стоящий в центре говорит: «А сейчас пересядут все те, кто…» и задается условие, относящиеся к большинству сидящих. Например: пили кофе сегодня, ехали в автобусе, в черной обуви и т.п. Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садится на места справа и слева. Водящий занимает первое освободившееся место. Тот, кто остался без места, становится водящим – и он задает следующее условие и т.д.

Вопросы для обсуждения после тренинга:

· Как вы себя чувствуете?

· Как ваше настроение?

· Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

2. Основная часть: второе упражнение «Диалог»

Цель: научиться активно слушать своего собеседника и не делать грубых ошибок при диалоге.

Инструкция: участники тренинга разбиваются на пары. Один из партнеров получает карточку с описанием поведения, которое он должен демонстрировать (один из признаков плохого слушания). Другой партнер, не зная о содержании инструкции первого, начинает рассказывать о каком-либо интересном событии из своей жизни или говорить на одну из перечисленных тем в течение трех минут (варианты тем):

· Интересное событие этой недели;

· Где бы я хотел отдохнуть;

· Мой любимый фильм;

· Моя любимая телевизионная передача

Инструкции по выполнению действий, отражающих плохое слушание:

· не смотреть на собеседника;

· начать заниматься своими делами, например, завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду, смотреться в зеркало;

· постоянно перебивать собеседника, пытаясь рассказывать об аналогичном событии в своей жизни, преувеличенно жестикулируя руками;

· устало смотреть, зевать, говорить очень медленно, тихо, растягивая слова.

После истечения указанного времени психолог обращается к тем, кто говорил, с вопросом:

· Что мешало им и насколько комфортно они чувствовали себя в этом диалоге?

В процессе группового обсуждения выясняется, что такое хорошее слушание, каким бы школьники хотели видеть своего слушателя. Высказывания фиксируются на доске.

3. Основная часть: третье упражнение «Испорченный телефон»

Цель: научиться внимательно слушать речь собеседника и запоминать услышанное.

Ведущий. Вспомним игру из детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?

Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в аудиторию. Попрошу выйти участников из аудитории. (Участники выходят).

Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.

Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.

Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Вопросы для обсуждения после тренинга:

· Какое впечатление произвело это упражнение?

· Что мешало слушать более внимательно?

· Какие моменты запомнились лучше и почему?

· Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по-разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.

4. Основная часть: четвертое упражнение «Парафраз»

Цель: научиться быстро ориентироваться в различных ситуациях; развитие словарного запаса (замена «популярных» слов синонимичными)

Инструкция: группа делится на подгруппы (по 3-4 человека), каждая мини-группа вспоминает какое-то небольшое стихотворение или отрывок стихотворения (в районе 4 строк). Задача мини-группы: каждое слово в данном отрывке заменить синонимом и рассказать «соперникам», чтобы они поняли, что на самом деле за стихотворение было «скрыто».

Вопросы для обсуждения после тренинга:

· Насколько просто или тяжело было справиться с поставленной задачей? И почему?

· Какие стихотворения было отгадать проще? И, на ваш взгляд, почему?

5. Рефлексия: пятое упражнение «Слепое слушание»

Цель: продемонстрировать участникам группы неэффективность передачи информации без обратной связи.

Инструкция: Одна или две нары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе задания.

Вопросы для обсуждения после тренинга:

· Кому удалось выложить точную копию фигуры?

· Что помогало и что Вам мешало?

· Что нужно было делать, чтобы у всех получилась точная копия фигуры?

 

6. Завершение:

· дискуссия с участниками тренинга;

· обратная связь;

· обсуждение возникших вопросов;

· благодарность за принятие участия в тренинге;

· раздача сладких призов.

В своё время автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Без умения слушать и слышать полноценное общение невозможно. Мы постарались сегодня сделать вас «активными слушателями» и это вам поможет в формировании различного рода отношений. Спасибо за общение, за сотрудничество. Нам было приятно работать с вами, надеюсь и вам с нами. А теперь попрощаемся!

 


Заключение

В ходе практики были проделаны следующие виды работ:

· Установлены и укреплены связи теоретических знаний, полученных мной при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, с практикой;

· Сформированы профессиональные умения и навыки, необходимые для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоения современных технологий обучения и воспитания;

· Изучены индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

· Выработан творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности, а также приобретен навык анализа результатов своего труда, сформированы потребности в самообразовании и научно-педагогической деятельности;

Подводя итоги прохождения практики, я могу сказать, что все поставленные задачи были выполнены мною в полном объеме.

 


Список литературы

1. Вордерман К. Как научить ребенка учиться. Иллюстрированный справочник для родителей М., Манн, Иванов и Фербер, 2017

2. Википедия

3. Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс,1994.

4. Питер Грей, Свобода учиться. Игра против школы. Манн, Иванов и Фербер, 2013

5. Практика психологического тренинга (Евтихов О.В.)

6. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский Дом «Дашков и Кº»: МАН ИПТ, 2002.

7. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.: Логос, 2012.


Приложение №1

 

 



2018-07-06 2259 Обсуждений (0)
Тренинг для учащихся старших классов на тему «Активное слушание» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Тренинг для учащихся старших классов на тему «Активное слушание»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)