Особенности педагогической деятельности в поликультурной среде
Толерантная культура личности Различные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и прежде. При этом нередко возникали и острая вражда, и нетерпимость. Собственно вопрос о толерантности – это, прежде всего вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различия и единство. Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. По мнению американского психолога, толерантная личность в самом общем виде представляет собой человека, который дружелюбно относится к людям вне зависимости от групповой принадлежности каждого из них. Кроме того, толерантная личность обладает рядом отличительных характеристик. Олпорт представил 15 черт, присущих толерантной личности: Расположенность к другим. Снисходительность. Терпение. Чувство юмора. Чуткость. Доверие. Альтруизм Терпимость к различиям. Умение владеть собой. Доброжелательность. Умение не осуждать других. Гуманизм. Умение слушать. Любознательность Способность к сопереживанию. «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Факторы формирования поликультурной образовательной среды школы Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе в системе образования. Ведь именно в период обучения в школе формируются основы мировоззрения и миропонимания личности и происходит поликультурное развитие ребенка. Таким образом, целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение учащихся к родному языку, этнокультуре, истории, воспитание культурных межнациональных отношений у учащихся, Главная цель поликультурного образования заключается в развитии у учащихся уважении к уникальности культуры разных народов, чувствительности к этническим различиям, терпимости к разным поведениям, готовности реагировать на изменения, а также гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с людими разных национальностей. Содержание поликультурного образования должно отражаться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, которое позволит людям жить в мире, понимать взаимозависимости народов в современных условиях. Кроме этого, поликультурное образование о выступает в виде условия развития межэтнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, религий, этносов, непохожесть, исторического права на отличие, знаковость этносов и народов. Поликультурное образование - это процесс подготовки индивида к социальной, экономической реальности и политической, в котором используются культурные и языковые ресурсы, и формируется интерактивное межкультурное взаимопонимание. формирования межэтнических отношений у учащихся. Способность, принимать людей другой нации и взаимодействовать с ними это и есть еще одно из качеств, определяющих выж Поликультурная среда - это среда, в которой одновременно приобретаются знания, и происходит соответствующая передача более точной и совершенной информации при сохранении уважения к группам меньшинств. Таким образом, поликультурная среда способствует формированию национальной идентичности личности, обеспечивает подготовку обучаемых к пониманию других культур, признанию и принятию культурного разнообразия. ивание человека в современном мире. Факторы: 1. Построение гражданского общества с высоким уровнем толерантности взрослых 2. Многонациональное государство и его федеральное устройство 3. Миграционные процессы 4. Потребности детей и взрослых
Социально-педагогические условия взаимодействия и интеграции национальных культур
Особенности педагогической деятельности в поликультурной среде На уроках «Технологии» достаточно большое количество учебных часов отводится на конструирование и изготовление текстильных изделий. Школьники изготавливают кухонные ухваты, фартуки, знакомятся с пошивом юбок и ночных сорочек. Целесообразно расширить их знания сравнительным анализом национальных костюмов и их элементов. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый этнос в большей или меньшей степени открыт для восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться со своими собственными достижениями и ценностями. Изучение, анализ и сравнение национальной одежды дает возможность школьникам глубже проникнуть в историю формирования и развития народа, населения и целого региона. Подобный подход позволяет открыть для обучающих прошлое разных народов и одновременно дать оценку происходящего в настоящем. Данная тема может плавно пересекаться с вопросами декоративно-прикладного искусства. Предоставленный школьникам материал позволяет школьникам соприкоснуться со всем богатством вариаций национальной одежды, её эстетическим достоинством, пластическими возможности и своеобразием большого спектра манер ношения. Народные художественные промыслы являются универсальными примерами традиционных элементов разнообразных этнических культур. Изучение народных промыслов стимулирует внедрение и ускорение универсальных человеческих ценностей, а так же ренессанс базовых этнических установок и ценностей, совокупность которых несомненно выступит основой для формирования духовной целостности большого количества разнообразных этносов. Акцентирование внимание школьников на этническом многообразии промыслов позволит выстроить умение вступать в продуктивную систему межкультурного диалога и повысит рост этнического сознания. Изучая технологии создания интерьеров, в качестве проектной деятельности можно выполнить задание по разработке национального интерьера. В процессе защиты своих проектов школьники продемонстрируют самостоятельно созданные интерьеры в этнических стилях которые будут иметь значительные различия. В разработанных проектах школьники отразят уклад жизни национального сообщества людей, их культурные ценности и традиции, подчеркнуть зависимость национальных традиций домоведения от положения страны, ее климата и других условий. Выше описанное является еще одним шагом формирования этнокультурного компонента. Обозначенный проект будет способствовать развитию творческих возможностей обучающихся, даст более полное представление о богатстве разнообразных национальных культур, укладе жизни этноса, духовных целях и ценностях, его истории и языке. Большие возможности для интеграции национальной культуры открывает перед нами изучение национально-этнических особенностей домоведения в различных регионах России и мира. Полезным будет знакомство школьников со стратегиями и тактиками семейного воспитания, национальными особенностями семейной культуры в целом. Предложенный подход позволит сохранить народные традиции, расширить интересы и научит активному восприятию действительности в условиях поликультурного региона. Межкультурная интеграция личности является хорошим механизмом, с помощью которого педагоги и психологи способны осуществить эмоциональную и психологическую консолидацию многонациональных социумов, что позволит приблизится к межэтнической стабильности и согласию в многонациональном государстве, а также позволит личности ощутить внутренний комфорт, душевное равновесие и субъективное благополучие. В заключение хочется еще раз акцентировать внимание на то, что межкультурная интеграция в технологическом образовании школьников способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей страны, высоко нравственного гражданина знающего традиции собственного народа и толерантного по отношению к народам мировой цивилизации.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |