Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законы и закономерности обучения



2018-07-06 324 Обсуждений (0)
Законы и закономерности обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема педагогических законов, закономерностей и принципов обу­чения является одной из наиболее актуальных в науке. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествля­ются законы и закономерности.

Понятия «закон» и «закономерность» употребляются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчи­вое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи.и отноше­ния, а те, которые отражают явление в его целостности.

Образование как целостное явление представляет собой одну из наибо­лее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы об­щества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда педагогический за­кон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходи­мые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорга­низации, развития и функционирования^.

Итак, закон отражает объективные, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорга­низацию, изменения и развитие. Если же такой характер связи наблюдает­ся при определенных условиях (т. е. не всегда), то эти связи выражают за­кономерности.

В современной дидактике больше сформулировано закономерностей, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализации закона в обучении.

В философии закономерность — более широкое понятие, чем закон. Закономерность — результат совокупного действия множества законов. Поэтому закономерность выражает многие связи и отношения, тогда как закон отражает определенную связь, определенное отношение.

Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют по­нять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не со­держат непосредственных указаний для практической деятельности, а явля­ются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

В обучении находят свое проявление общие законы диалектики и специ­фические законы обучения.

К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы проти­воположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

Как проявляются эти законы в процессе обучения?

В процессе обучения действует закон единства и борьбы противополож­ностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требова­ния, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, прихо­дят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Изменения в экономической, политиче­ской и культурной жизни нашей страны привели к резкой смене обще­ственных ценностей и установок, востребовали ранее непопулярные каче­ства личности, такие как предприимчивость, деловитость, рискованность. Это в свою очередь потребовало изменения процесса обучения, его содер­жания, технологии.

В процессе обучения проявляется также действие закона перехода коли­чественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные лич­ностные характеристики (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат накопления количественных изме­нений.

Переход количества в качество происходит по механизму закона отри­цанияотрицания, т. е. диалектического снятия и сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Личностные и пси­хические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное челове­ком. Интегративные качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных на­выков, когда на основе многократных повторений отдельные действия пре­образуются в сложный навык (письма, счета, чтения).

Кроме общих законов диалектики, в обучении проявляются также спе­цифические педагогические законы.

В истории дидактики многие ученые предпринимали попытки выделить и сформулировать педагогические законы. Например, И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к яс­ным представлениям и от них к ясным понятиям.

Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона:

развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладаю­щей степени природными задатками;

ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наи­более важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;

душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения: социальной обус­ловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи твор­ческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обуче­ния, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения харак­тером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

Хуторской А. В. дает такую трактовку этим законам'.

Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обу­чения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, де­мократические преобразования конца XX в. обусловили появление в стра­не негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образователь­ной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть тво­рец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от ус­ловий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую са­мореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные тех­нологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личност­ных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как лич­ности.

Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят прежде всего от ак­тивности самой личности, оттого, насколько продуктивна их деятельность. На результаты обучения оказывают влияние также применяемые техноло­гии, формы и методы обучения.

Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, средств, ме­тодов, форм, технологий и т. д.).

Выделены и другие законы обучения. Законами становятся лишь те за­кономерности, в которых:

четко определены и зафиксированы объекты, между которыми уста­навливается связь;

исследованы особенности этой связи (вид, содержание, форма, ха­рактер и т. д.);

установлены границы проявления связи.

Как отмечено выше, закономерности обучения отражают объективные, существенные, общие, устойчивые взаимосвязи, повторяющиеся при опре­деленных условиях. Теоретиками и практиками выделено большое количе­ство дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого при­водится более 70 различных закономерностей обучения1.

С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процес­су, они охватывают своим действием всю систему обучения. К общим зако­номерностям относятся:

• закономерности цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) по­требностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

• закономерности содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и це­лей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и прак­тики обучения; д) материально-технических и экономических возможно­стей учебных заведений;

• закономерности качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продук­тивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характе­ра и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения;

• закономерности методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) воз­раста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) ма­териально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса;

• закономерности управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных свя­зей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий;

• закономерности стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов1.

Действие частных закономерностей распространяется на отдельные сто­роны системы обучения. Современной науке известно большое количество частных закономерностей процесса обучения. К частным закономерностям процесса обучения относятся закономерности:

собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяе­мых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);

гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной ак­тивности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);

психологические (результаты обучения зависят от учебных возможно­стей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);

организационные (эффективность процесса обучения зависит от орга­низации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимули­рует познавательную активность и т. д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в прин­ципах и вытекающих из них правилах обучения.



2018-07-06 324 Обсуждений (0)
Законы и закономерности обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законы и закономерности обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)